Вы здесь

За годы войны было снято более трех с половиной миллионов метров пленки


Кинохроника рассказывает о важнейших боевых операциях, освобождении населенных пунктов, знакомит с героями, которые свидетельствует о зверствах, которые чинились фашистами. Кинооператоры военного периода вместе с бойцами Красной Армии и партизанами участвовали в боевых действиях, поэтому кроме камеры у них с собой часто были автомат, пистолет и две гранаты. Оружием приходилось пользоваться довольно часто, так как в погоне за ценными кадрами они стремились попасть в центр событий.


Всего на линии фронта и в партизанских подразделениях работало 308 фронтовых кинооператоров. Каждый четвертый из них погиб.

Узнать больше о кинолетописцах войны, посмотреть снятые ими кадры и познакомиться с документами тех времен можно было во время презентации мультимедийного проекта «Их оружие — кинокамера». Его подготовили Национальный архив РБ, Белорусский государственный архив кинофотофонодокументов, Музей истории белорусского кино и киностудия «Беларусьфильм».

Белорусские операторы из Минской студии кинохроники с первых дней войны вошли в состав специальных фронтовых киногрупп. Иосиф Вейнерович попал на Брянщину, Владимир Теслюк — под Смоленск, Моисей Беров — на Западный фронт. Снятые сюжеты отсылались в Москву на Центральную студию документальных фильмов. Многие из операторов получили высокие награды, о чем свидетельствуют документы, которые хранит Национальный архив.

Военная кинолетопись велась с первых дней войны. Уже через месяц после ее начала за развертыванием событий на фронтах следило около сотни операторов.

В Белорусском государственном музее кинофотофонодокументов сохраняется самый ранний сюжет, посвященный партизанскому движению. Он был снят в Чериковском районе Могилевской области в 1941 году, когда только появлялись первые партизанские отряды.

Иосиф Вейнерович несколько раз пересекал линию фронта, в 1943-1944 годах он вел съемки на территории оккупированной Беларуси — на севере в районе Бегомля, Лепеля, Полоцка. Там он снял большое количество сюжетов, посвященных таким известным партизанским командирам, как Минай Шмырёв, Иван Титков, Владимир Лобанок.

В фондах Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны хранятся экспонаты, повествующие о мужестве и смелости фронтовых кинооператоров, посвящена им и отдельная экспозиция. Старший научный сотрудник Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны Наталья Обухова рассказала, что с 1951 до 1990 года Иосиф Вейнерович постоянно посещал музей, передал учреждению свои фотографии, удостоверение, с которым работал на фронте, и кинокамеру.

Кстати, на Витебщину снимать фильм о партизанской Беларуси кроме Вейнеровича были заброшены также Николай Писарев, Оттилия Рейзман и Мария Сухова. Эта группа снимала не только боевые действия, но и то, как строился партизанский аэродром в Ушачах, как ремонтировались велосипеды для разведки.

Молодым девушкам-операторам приходилось делить с партизанами все тяготы военной жизни. Боевые командиры очень тепло отзывались о работе «боевой» Марии, упоминали, как она снимала фильм, как ходила в партизанские отряды, разговаривала с жителями деревень. Снятые девушкой кадры были использованы при подготовке фильма «Народные мстители», создании киносюжетов о рельсовой войне. Суровая зима 1944 года была особенно тяжелая, немцы сжимали круг блокады. Было принято решение идти на прорыв, вместе с партизанами пытались выйти из окружения и операторы. Во время Ушачского прорыва погибли Николай Писарев и Мария Сухова. Сотрудники Национального архива нашли документ, датированный маем 1943 года, который свидетельствуют о смерти Марии Суховой. Последние ее слова были о том, где спрятаны снятые материалы...

Кинохроника рассказывает об освобождении Беларуси. В кинофильме «Минск наш», где падает свастика с фасада Дома правительства, использовались кадры, сделанные операторами Беровым и Вейнеровичем: один снимал снизу, второй — с крыши.

Киноленты показывают населенные пункты такими, какими их застали в первые часы после освобождения Красной Армией. Многие кадры свидетельствуют о преступлениях, которые совершались на оккупированной территории, показывают сожженные деревни, освобождение узников концентрационного лагеря «Озаричи», Тростенецкого лагеря смерти, лагеря военнопленных под Витебском. Поэтому эта хроника сыграла большую роль в Нюрнбергском процессе.

Елена ДЕДЮЛЯ

Название в газете: Кінахроніка сведчыць...

Выбор редакции

Общество

Веселые истории читателей

Веселые истории читателей

Об отношениях, армии и подарках.

Общество

Война оставила ему жизнь, но забрала близких. Посетили кличевского ветерана войны Михаила Фельдмана

Война оставила ему жизнь, но забрала близких. Посетили кличевского ветерана войны Михаила Фельдмана

Несмотря на свои 96, Михаил Фельдман выглядит на зависть бодрым и моложавым.

Культура

Группа Іrdorath: Наш посыл — быть настоящими и свободными

Группа Іrdorath: Наш посыл — быть настоящими и свободными

Пример истории, когда талант сам пробивает себе место под солнцем.