Вы здесь

Как достигается безопасность полетов? Корреспонденты «Звязды» посетили 50-ю смешанную авиабазу


Главный компонент любого полета — его безопасность. Вертолет и самолет — это не автомобиль. Если во время нахождения в воздухе возникнет какая-то неисправность, то возможность своевременно сесть на свой аэродром есть далеко не всегда. Не говоря уже о минимальном ущербе не только для экипажа, но и для жителей населенных пунктов и инфраструктуры. Именно поэтому в командовании Военно-воздушных сил и войск противовоздушной обороны состоялась конференция по безопасности полетов авиации Вооруженных Сил Беларуси, направленная на решение проблемных вопросов и совершенствование основных направлений работы касательно аварийности в авиации. А практические занятия прошли на территории 50-й смешанной авиационной базы в Мачулищах.


— По итогам прошлого учебного года мы стали лучшей воинской частью в Беларуси, — отмечает командир авиабазы, военный летчик-снайпер полковник Андрей Лукьянович. — Получили по этому случаю переходящий вымпел. Но заполучить такой трофей, скажем прямо, было очень сложно. Среди прочего, мы ежедневно обеспечивали боевое дежурство, участвовали в совместном оперативном учении. Подсчитали, что в общей сложности в воздухе мы провели более четырех тысяч часов! И очень приятно, что наши экипажи завоевали в прошлом году на армейских играх два комплекта наград в конкурсе «Авиадартс». «Золото» добыли экипажи на новых вертолетах Ми-8МТВ5, а «серебро» — на Ми-24.

Понятие безопасности полетов очень широкое. Но, в конце концов, оно сводится к трем составляющим: квалификации экипажа, состояния авиационной техники и ситуации в окружающей среде.

— Статистика авиационных происшествий ведется уже более 80 лет, — продолжает Андрей Лукьянович. — И неумолимые цифры свидетельствуют, что более 60 % их приходится на долю человеческого фактора. Для сведения к минимуму его влияния на безопасность полетов особое внимание уделяется повышению квалификации авиаперсонала. Хочу отметить, что у нас в Военной академии создана собственная школа молодых экипажей, где будущие военные летчики проходят полный курс обучения. Во время стажировки курсантов авиационного факультета «ставят на крыло» самые подготовленные летчики авиационной базы. Как результат, после выпуска к нам приходит новое пополнение, которое имеет хорошую основу для дальнейшего совершенствования летного мастерства.

Прежде чем сесть за штурвал, будущие пилоты проводят не один десяток часов на тренажерах. Для каждого типа воздушного судна они разные. Все начинается со знакомой ситуации — представьте себе, что вы управляете вертолетом во время компьютерной игры. Только здесь программа будет регистрировать все ваши ошибки. Более сложный уровень — пересесть в кабину настоящего вертолета и управлять полетом уже оттуда. Иллюзию того, что на самом деле происходит полет, создает специальный панорамный экран. Виртуальные пейзажи сменяются реальными только при условии безупречной сдачи всех экзаменов.

— Сколько времени нужно для подготовки, чтобы стать квалифицированным летчиком? — задается вопросом командир вертолета Ми-8 Сергей Андропов. — На самом деле подготовка длится всю жизнь. Вот посмотрите — даже сейчас у меня в карманах ручки, карандаши, блокноты... Как-то мы подсчитали, сколько нужно денег, чтобы подготовить летчика первого класса. Получилось очень и очень много. Тренажер же позволяет увидеть определенные ошибки у летчика на земле и избавиться от них. Во-первых, экономятся деньги и моторесурс техники, а во-вторых, это также вклад в безопасность полетов. Здесь все действия доводятся чуть ли не до автоматизма. Бывает, что отсчет времени идет на секунды, и летчик в таком случае должен знать, как действовать в такой острой ситуации. Особенно если что-то произошло с самой техникой.

— По сути, тренажер — это вычислительный моделирующий комплекс, предназначенный для имитации полета конкретного летательного аппарата, — поясняет начальник комплексного тренажера 50-й смешанной авиационной базы майор Сергей Подуздиков. — Он имитирует работу силовых установок, бортового оборудования, физические условия полета и особых случаев, которые могут возникать в воздухе. Вся информация выводится на мониторы, по которым и можно контролировать весь процесс с прогоном возможных ситуаций. К сожалению, пока в мире не существует универсальных тренажеров, которые могут моделировать несколько летательных аппаратов. Все они абсолютно разные по конструкции.

Во время смены перед выполнением полетов весь персонал проходит медицинский осмотр.

— Спрашиваем, есть ли жалобы, сколько часов летчик спал, чем питался, измеряем давление, пульс, температуру тела, — говорит врач по поисково-спасательному обеспечению, старший лейтенант медицинской службы Евгений Куневич. — При необходимости можем проверить состояние ушей и горла, чтобы исключить симптомы, связанные с декомпрессией на больших высотах. Если там произойдет разгерметизация, то происходит резкий перепад барометрического давления. От этого может возникнуть сильный болевой синдром, который снизит работоспособность летчика. У летного состава должны быть вылечены зубы, с симптомами простуды мы также не можем никого допустить до вылета. Одним словом, летчик должен заранее хорошо отдохнуть, быть здоровым и с хорошим настроением.

Рядом с врачом — авиационный психолог старший прапорщик Оксана Кисель.

— Специальный прибор определяет реакцию на движущийся объект, а именно — ловкость и скорость. Есть методики, которые позволяют развить образное мышление. Например, совместить выражения, потренировать глазомер. Довольно интересное задание — решить простую математическую задачку на логику.

Вообще, процедура подготовки к началу летной смены довольно сложная и занимает несколько часов. Инженерно-технический персонал готовит авиационную технику, подразделения обеспечения выполняют подготовку аэродрома и взлетно-посадочной полосы.

Питаться летчики могут только в столовке, для них выдерживается отдельное меню.

За два часа начинается воздушная разведка погоды. Самолет-разведчик уточняет сведения от метеослужбы на предмет полетной видимости, края облачности, проверяет состояние радиотехнических систем посадки, самой полосы. Затем экипажи собираются на предполетные указания. Там командир ставит задачу и заслушивает всех ответственных за проведение летной смены лиц. Разведчик погоды докладывает синоптическую обстановку. Штурман рассказывает, по каким маршрутам будут происходить полеты и как произойдет заход на посадку. Определяется взлетно-посадочный курс, запасные аэродромы. И только когда все выполнено, звучит команда «По самолетам!».

Валерьян ШКЛЕННИК

Фото Татьяны ТКАЧЕВОЙ

Выбор редакции

Общество

«К штыку он перо приравнял». Вспоминаем военного корреспондента Константина Симонова

«К штыку он перо приравнял». Вспоминаем военного корреспондента Константина Симонова

28 ноября 2020 года исполняется 105 лет со дня рождения известного русского писателя, военного корреспондента и журналиста Константина Симонова.

Общество

Имплантация зубов: есть ли основания для страха и сомнений?

Имплантация зубов: есть ли основания для страха и сомнений?

Врачи предупреждают: даже если по каким-то причинам пришлось удалить один зуб, ему нужна замена.

Общество

«Лучший тюнинг для машин — правильный протектор шин»

«Лучший тюнинг для машин — правильный протектор шин»

Именно под таким слоганом будет проводиться республиканская профилактическая акция, которая инициирована на наших дорогах Госавтоинспекцией страны.