Вы здесь

Об антологии современной белорусской драматургии «Все нормально. Ее-версия»


Женщина говорит — в этом суть антологии современной белорусской драматургии «Все нормально. Ее-версия ». Издание обращает на себя внимание тем, что содержит пьесы, написанные исключительно женщинами, — теперь можно почитать еще семь произведений. Эти тексты выбрали составительницы и редакторы Таня Артимович, Ксения Князева и Елена Мальчевская. Но драматургических произведений, авторами которых являются женщины, в Беларуси значительно больше, и это — явление, достойно отдельного внимания.


...Женщина громко говорит тогда, когда есть что сказать. А театр — то пространство, что позволяет высказываться громко. Его по-прежнему можно назвать царством мужчин. Нет, безусловно, женщины-актрисы в театр пришли давно и закрепились прочно. С женской режиссурой гораздо больше вопросов, хотя в Беларуси есть создательницы ярких спектаклей и даже отдельных театральных явлений. А вот пьесы, написанные женщинами (да еще чтобы их воплотили на сцене) — явление единичное. Но не безнадежное.  

Надежда прежде всего на то, что в произведении затрагиваются вопросы, которые вряд ли озвучит мужчина, при том что женщины составляют половину мира. О «надежности» можно говорить с той точки зрения, что тексты драматургинь могут прийти в театр (а некоторые уже были поставлены). При том, что книгу не отнесешь к популярному чтиву, ее дело — надеются инициаторы издания антологии — не праздное: по их мнению, знаковое само явление выхода в свет печатного сборника драматургии, а он еще имеет особое звучание.   

— На обложке мы сознательно не обозначали, что это женская драматургия. Для нас было важно, что это современная сильная классная драматургия, — отмечает Таня Артимович. — Мы сознательно включили только тексты, написанные женщинами-драматургами, и для этого были основания. Тот, кто ходит в театр, мог заметить, что в последнее время в Беларуси бум на авторство пьес, написанных женщинами, к тому же звучит все больше имен режиссеров-женщин. Зная историю театра, на это обращаешь внимание. Потому что в течение длительного времени и не только в Беларуси театр остается мужским миром. Вход туда женщин — это исключение, подвиг. То, что здесь появилось столько имен, заставило нас обратить внимание на это явление. Мы стремились к тому, чтобы это было не просто книга пьес, а нечто большее.

Сборник открывает текст, посвященный феминистскому театру в Беларуси. Это не значит, что речь о представительницах феминистских движений. Речь о феминности — это речь о женском взгляде на мир: «женщины в этих текстах высказываются о политическом, делятся своими ужасами, мечтами и фантазиями, что провоцирует появление новых для белорусского театрального контекста характеров на сцене». И действительно, возможно, найдется читатель, который откроет для себя эту тему, захочет прислушаться к мыслям, чтобы понять душу, о которой принято говорить «загадочная». Но, может быть, неразгаданность остается именно от неуслышанности? Отсюда — многие жизненные вопросы и проблемы, решить которые можно было бы путем простого понимания.

Поэтому сборник можно назвать «драматургия +». В нем концептуально предусмотрен диалог. Женщинам, которые создают для театра и в театре, дали пространство для высказываний вне пьес. В книге содержатся три монолога представительниц разных поколений, которые решили связать свою судьбу с театром: Елены Поповой, драматургини, которую можно назвать мэтром в отечественном театре, молодого автора Елены Иванюшенко и режиссера Валентины Мороз.

Мы узнаем имена тех женщин, которые существуют в нынешнем временном отрезке. Если оглянуться назад и вспомнить предысторию, то на нашей земле еще с XVII столетия известно имя женщины-создательницы пьес — Урсулы Радзивилл. Ее произведения были написаны в основном для домашних постановок.

Первой женщиной, которая смело заявила о себе именно как о драматурге, стала в ХХ веке Елена Попова. В то время, когда Елена Георгиевна входила в театральный мир, она была единственной женщиной среди мужчин, которые создавали для театра, и сумела достичь успеха. Ее пьесы активно ставились в 80-90-е годы прошлого века не только в Беларуси, но и за рубежом. Об успехе Попова высказалась так: «Исключений больше, чем правил. Правила нужны, чтобы не запутаться, но исключений больше. Мир гораздо более многолик».

Одно из проявлений многообразности в том, что составителям пришлось непросто, выбирая произведения для печати. Всегда есть вопросы выбора лиц, критериев качества.

— Мы читали много произведений, даже по нескольку раз, проводили открытые обсуждения, — уточняет Елена Мальчевская. — Для меня эта книга важна тем, что она расширила границы. Это не просто книга, а проект. Еще до того, как она складывалась, пьесы вошли или попали в поле нашего внимания.

Антологию «Все нормально. Ее-версия» можно рассматривать как часть проекта «Формат +. Чтения современной белорусской драматургии» Платформы перформативных практик «зЕрне». Например, при ее содействии в 2019 году происходили читки современной белорусской драматургии в таких городах Беларуси, как Брест, Гомель, Могилев, Борисов, Лида. Пьесы были прочитаны непрофессиональными театральными коллективами, а также теми, что не принадлежат к сфере любительского театра. Составители антологии отмечают, что практика читок, а также конкурсов и фестивалей современной белорусской драматургии очень существенна для авторов: они получают обратную связь, начинают писать активнее. Жизнь текста может начинаться не только с постановки на сцене, а непосредственно с момента взаимодействия с аудиторией.

— Это издание показывает, насколько широкое поле для деятельности в этой области, — считает Ксения Князева. — Эти тексты высокого уровня и с театральной точки зрения заслуживают, чтобы на них обратили внимание. Я бы хотела, чтобы их еще можно было увидеть в театрах.

Почему? Ответ прост: женщины поднимают в драматургических произведениях темы, отличные от тех, что беспокоят мужчин. Другой взгляд на жизнь — другие болевые точки. И если уж женщина решила высказаться, то иногда готова делать это довольно открыто и бескомпромиссно. В сборнике можно почитать пьесы, созданные в последние десять лет, которые не печатались ранее: Алёны Иванюшенко, Екатерины Чекатовской, Влады Хмель, Марии Белькович, Риммы Ушкевич, Юлии Шевчук, Анастасии Василевич. И это все не только о женщинах.

Лариса ТИМОШИК

Название в газете: (Не)жаночыя пытанні

Выбор редакции

Общество

Обмануть Альцгеймера. Как сохранить ясный ум до глубокой старости?

Обмануть Альцгеймера. Как сохранить ясный ум до глубокой старости?

Неужели эту тяжелую болезнь так легко обвести вокруг пальца?

Калейдоскоп

Разбираем модные мастхэвы наступающего сезона: чем пополнить гардероб?

Разбираем модные мастхэвы наступающего сезона: чем пополнить гардероб?

Мода весны-2021 предлагает несколько глобальных направлений: минимализм, унисекс и 1990-е.

Общество

Эпидемиолог — о том, нужно ли прививаться от COVІD-19

Эпидемиолог — о том, нужно ли прививаться от COVІD-19

Поликлиники уже ведут запись желающих.

Калейдоскоп

Восточный гороскоп на следующую неделю

Восточный гороскоп на следующую неделю

РАК. Попробуйте свое умение идти к цели сочетать с наблюдательностью и гибкостью.