Вы здесь

Писательница Влада Ольховская: Или стабильная работа, или литература


На постсоветском пространстве молодая белорусская драматургия сегодня довольно востребована. Среди многих уже известных наших авторов внезапно вспыхнула новая звездочка — Влада Ольховская. Ее успех нельзя назвать случайным: уже несколько лет девушка выпускает книги, а также пишет сценарии. После победы на международном конкурсе современной драматургии «Время драмы» в 2018 году в России пьесу «Трикстер клуб» заметил Белорусский государственный молодежный театр и предложил поставить спектакль, каждый показ которого проходит с аншлагом. После первого триумфа были и другие победы, высокие оценки жюри. Прошлый год Влада завершила на высокой ноте: денежная премия, добытая в российском конкурсе «Автора на сцену», позволит ей увидеть еще одну свою пьесу в театре. В беседе девушка рассказала, с чего начинала свой путь к успеху.


— Спектакль «Трикстер клуб» — один из самых ярких в Молодежном театре. Как возникла идея пьесы?

— Наверное, она моя маленькая путеводная звезда, возвращение в мир драматургии. Несколько лет назад попыталась создавать пьесы, получилось не очень хорошо, поэтому решила заниматься другим жанром: писала прозу, мои романы выходили в России. О пьесах больше не задумывалась. Примерно год назад появилась идея, и я поняла, что задумку лучше реализовать именно в такой форме. Пьеса должна была быть воплощена артистами, которых позже я нашла в Молодежном театре. Мне кажется, что это тот случай, когда все звезды сошлись...

Возможно, в жизни был период, когда приходилось разбираться в себе, и с духом Трикстера вы познакомились лично?

— Думаю, что маленький чертенок живет в каждом из нас, и это на самом деле неплохо. Не стоит воспринимать дух Трикстера как негативный персонаж. Это тот доброжелательный критик, который шутит, иронизирует, но, в конце концов, помогает найти выход из ситуации, что не дает покой. На мой взгляд, мы все в глубине души знаем решение своих проблем. Просто иногда оно скрыто, спрятано за туманом повседневности, и нам нужен толчок или некий вождь, который даст понять: все на самом деле в наших руках. Собственно, идея пьесы в том, что мы хозяева своей судьбы. Да, есть психологи, есть Трикстер или кто-то еще, но это вспомогательные силы. На самом деле решение заключено в каждом из нас.

— Могут ли фестивали или конкурсы помочь молодому автору? Влияют ли они на интерес театров к пьесам и в итоге — на их воплощение на сцене?

Конечно, это очень значительная ступень, особенно для новичка. Сейчас фестивалей очень много: речь даже не о десятках, а о сотнях, если мы принимаем во внимание не только белорусские, но и русскоязычные. В этом общем массиве пьес есть шанс заявить о себе. Как это сделать? У меня нет знакомств, нет друзей-покровителей... Когда написала пьесу, стала думать, что дальше. В театр прийти просто так я не могла. Мне кажется, это немного некорректно, ведь я же не знаю, хорошо ли получилось. Понятно, что каждый писатель считает свое произведение гениальным, но мне нужна была оценка со стороны от людей, у которых есть экспертное мнение, имеющих большой опыт. Конечно, было очень страшно отправлять пьесу на фестиваль, но первая победа стала сильным толчком, чтобы двигаться вперед. Это своего рода показатель, что произведение получилось хорошее и с ним можно работать.

Сотрудничество с Молодежным театром дало мне новый опыт. Первоначально пьеса, которая выиграла конкурс, была трехактная. И у нее был другой финал. Мы много работали с режиссером Андреем Гузием, с артистами, у которых были свои пожелания к драматургическому материалу. В результате произведение, воплощенное на сцене, стало примерно в полтора раза короче оригинала. Тем, кто знает оба варианта, больше нравится версия, подготовленная для Молодежного театра. Особенно концовка. Потому что в первом варианте Трикстер уходил, а всем хотелось, чтобы он остался. Это значит, что персонаж нашел зрителя.

— Соответствует ли сценическое воплощение героев тому ощущению, которое вы вкладывали в образы при написании пьесы?

Если сравнивать первый вариант произведения и то, как он был поставлен в театре, то не совпало ничего. Абсолютно! В первом варианте Психолог и Трикстер один человек. Но вместе с режиссером Андреем Эдуардовичем мы пришли к выводу, что это будет не зрелищно. Интереснее, когда присутствуют два разных персонажа. С ролью Трикстера блестяще справился Андрей Гладкий, которым заслуженно восхищаются все. Когда я увидела, как он воплотил своего героя, почувствовала приятный шок вообще была блистательная премьера. Очень понравилось, как сыграл Юрий Шеланков. Для меня Психолог был все-таки более серьезный, может быть немного «скучный». С точки зрения зрителя персонаж Шеланкова получился легким, очень добродушным. Его любят, хотят защитить. Актрисы Екатерина Романникова и Ольга Давыдова-Роик сделали своих героинь живыми и очень близкими людям. Женщины и девушки разного возраста ассоциируют себя с ними, находят какие-то подобные моменты в своей жизни. Что-то невероятное сделал Игорь Вепшковский. Персонаж, которого он воплощает, честно говоря, в пьесе слабоват. Но благодаря актерскому мастерству получился настолько яркий, что даже его появление на сцене вызывает взрыв смеха в зале. Хочется отметить игру Дениса Моисейчика. В моем варианте журналист был более наглый, но менее смешной, а у Дениса он получился смешным, но без глупостей. Я очень благодарна всем актерам: за их образы более яркие и объемные, чем я задумывала. Всегда на спектаклях слежу за реакцией зрителей. Знаю, что некоторые приходили на них не один раз, и они уже ждали появления любимых артистов.

Мне кажется, что в театре важна работа всей команды, так как благодаря ей пьеса оживает. Иначе это просто текст на бумаге.

— Следующие пьесы вы создаете с учетом опыта работы над спектаклем «Трикстер клуб»?

— Да, они пишутся на его основе. Благодаря этому произведения стали компактнее, более насыщенные. Я получила большую поддержку в театре и уже не боялась пробовать себя в новых жанрах. Думала: если однажды получилось, значит, и дальше может получиться. У меня появились монопьеса, детская пьеса. Несколько произведений были представлены в финале четырех российских крупных драматургических конкурсов.

Пьеса «В 6 утра, американо» вошла в список десяти лучших произведений 2019 года по итогам конкурса «Автора на сцену», организованного Национальной ассоциацией драматургов (Россия). Я стала первым и пока единственным белорусским драматургом, удостоенным этой премии. В подарок получила сертификат на постановку в полмиллиона российских рублей! До последнего не могла поверить, что действительно победила, и мою пьесу выбрали при такой конкуренции. Если посмотреть шорт-лист, то там можно увидеть много известных драматургов с большим опытом. Но оценивают в результате пьесу — и больше ничего. «В 6 утра, американо» была написана сразу после премьеры «Трикстер клуба» в мае, основная история придумана вообще после наших посиделок с артистами. Спектакль получился настолько замечательный, а исполнители были такие милые, что мне отчаянно захотелось создать что-то лучшее и снова увидеть на сцене, что получится. В конкурсе «Монодрама-2019» я стала лауреатом, пьеса «Жизнь на Марсе» вошла в сборник, изданный Российской государственной библиотекой искусств. Произведение «Одна ночь в Стамбуле» стало победителем осеннего этапа «Время драмы» (Россия). Это один из самых масштабных конкурсов, который проходит в четыре этапа — по сезонам года. За год в нем участвует около 600-700 пьес из разных стран.

— А как вы поняли, что хотите писать?

— Делать это я начала еще в младшей школе, истории складывались сами собой. Но отождествления себя с писательством не было, казалось, что мои фантазии существуют отдельно, а книги — какой-то совершенно другой мир, который создают особые люди. Уже в студенческие годы разобралась, что к чему, и стала отправлять рукописи по крупным издательствам. Писала в разных жанрах, предлагала фэнтези и мистику, получала отказы. В 2010 году решила попробовать себя в жанре детектива, и через несколько месяцев мою книгу приняли к публикации в крупнейшем российском издательстве «Эксмо», она вышла в 2011 году. До меня в семье никто не писал. Но мама посмотрела на мои пробы пера, решила, что талант у ребенка не мог возникнуть сам по себе, наверное, должно быть какое-то основание, — и начала писать сама. Сегодня она — сценарист и писатель (член Союза писателей Беларуси) Анна Ольховская.

— Вы закончили Минский государственный лингвистический университет. Получается ли совмещать профессию с творчеством, или пришлось делать выбор?

— Нет, совмещать не получается. Я успела поработать переводчиком, попробовала себя и в журналистике, но полтора года назад поняла, что надо выбирать: либо одно, либо другое: или стабильную работу, или литературу. Тогда я окончательно ушла из офиса, хотя было ужасно страшно и рискованно. Но именно это позволило сделать то, чему многие удивляются: написать за год довольно много пьес и книг.

Вероника МАЦУКЕВИЧ

Выбор редакции

Калейдоскоп

Восточный гороскоп на следующую неделю

Восточный гороскоп на следующую неделю

Козерогам важно на этой неделе закончить неотложное дело, которое уже давно не дает покоя.

Здоровье

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Несколько советов от врача-инфекциониста.