Вы здесь

В стране появится Этический кодекс педагога. Министерство образования озвучило задачи на ближайшую перспективу


Роль психолога в учреждениях общего среднего образования будет пересмотрена. В стране появится Этический кодекс педагога. Выпускные экзамены в школе могут объединить со вступительными экзаменами в вузы. Также рассматривается возможность внедрения в 1–11 классах модульно-блочного подхода и интегрированных учебных курсов. Такие планы анонсировал на итоговой коллегии своего ведомства министр образования Игорь КАРПЕНКО.


Как разгрузить старшеклассников?

— Резервы в сокращении нагрузки на учащихся без ущерба для качества образования есть, — подчеркнул он. — Предметы, на изучение которых отводится, например, один час в неделю в течение двух лет, лучше усваивать в течение одного учебного года, проводя занятия по два часа в неделю. Таким образом можно улучшить усвоение материала, при всем этом учащиеся смогут сконцентрировать свои усилия на углублении в профильные предметы. Сэкономить силы и время на изучение непрофильных предметов можно через внедрение интегрированных курсов. Программа 11 класса разгрузится, и у выпускников освободится время для изучения факультативных курсов. А это позволит перейти к обучению по индивидуальным учебным планам.

По мнению министра образования, нужно скорректировать учебную программу по информатике, поскольку большинство современных детей приходят в школу, уже имея первичные навыки владения гаджетами. Это обусловлено также и активным внедрением в школах STEM-образования, которое реализуется совместно с Парком высоких технологий. «Здесь необходимо разработать единые подходы к его организации и содержанию», — считает он.

В 10–11-х классах с этого года предусмотрена возможность изучения информатики на базовом и повышенном уровнях. По мнению Игоря Карпенко, в рамках допрофильного обучения такую возможность нужно дать также восьмым и девятым классам. И даже предусмотреть там изучение нескольких языков программирования. Еще одна возможность разгрузить старшеклассников — совмещение выпускных экзаменов за школу с централизованным тестированием.

Министр привел данные независимого исследования: большинство опрошенных родителей, учителей и учеников поддержали предложение объединить выпускные и вступительные экзамены, например, по русскому, белорусскому языку и по математике. Нашла поддержку и идея со сдачей выпускного экзамена по иностранному языку в устной форме.

Акцент — на компетентностный подход

В 2018 году Беларусь впервые участвовала в международном исследовании образовательных достижений учащихся PISA-2018. Согласно результатам, которые были озвучены только в декабре 2019 года, наши 15-летние подростки продемонстрировали уровень чуть выше среднего, заняв место в первой половине общемирового рейтинга.

— Проведя в ближайшие месяцы глубокий научный анализ полученных результатов, мы примем взвешенные решения по дальнейшему развитию общего среднего образования, которое, как мы планируем, должно стать обязательным, — пообещал Игорь Карпенко. — Участие в исследовании позволило определить ряд задач, над которыми нам предстоит работать в ближайшей перспективе. В первую очередь, это совершенствование научно-методического обеспечения. Задания, направленные на применение усвоенных знаний, умений и навыков в различных жизненных ситуациях, аналогичные заданиям PISA, должны войти в учебно-методические комплексы. Уже издана серия пособий для учителей первых — девятых классов с акцентом на компетентностный подход. Задача педагога — целенаправленно использовать их в учебном процессе. В ближайшем будущем перед нами стоит также задача сформировать в стране высокопрофессиональный экспертный потенциал в области оценки качества образования...

А вот то обстоятельство, что учащиеся белорусских гимназий и лицеев показали на PISA результаты на уровне своих ровесников из стран-лидеров — Китая и Сингапура — подтверждает, по мнению министра, правильность принятого решения о предоставлении ученикам обычных средних школ возможности, также, как и гимназистам, изучать отдельные предметы на повышенном уровне, начиная уже со второй ступени общего среднего образования. Игорь Карпенко уверен: именно обеспечение равных возможностей всем без исключения учащимся, независимо от места их проживания (в городе или сельской местности), социального статуса, количества учеников в школе или в классе, принесет в будущем положительные результаты.

Против насилия

В своем выступлении на коллегии Игорь Карпенко обратил внимание на актуальность информационного присутствия учреждений образования в интернет-пространстве, в первую очередь в социальных сетях, потребителями контента которых является молодежь. «В последнее время они стали активным инструментом навязывания псевдоэкспертных мнений, формирования ложных оценок, и нам нужно активно работать на этой площадке, формировать объективную информацию о том, что происходит в жизни учреждения образования, в системе образования и в стране в целом. Если некоторые наши педагоги не знают, как работать в социальных сетях, то задача Республиканского института высшей школы, РИПО, областных институтов развития образования научить их этому», — подчеркнул министр.

В прошлом году на базе БГПУ был создан Республиканский центр оказания психологической помощи, который работает с учащимися, их родителями и педагогами, в том числе в онлайн-режиме. «К сожалению, не все школьные психологи знают о его существовании. Создавая республиканский центр, мы рассчитывали на то, что не только учреждения образования, но и областные, районные органы исполнительной власти будут заинтересованы на местах, — заметил Игорь Карпенко. — Считаем, что надо по-новому переосмыслить роль психолога в учреждениях общего среднего образования. Они там сейчас находятся на вторых ролях и часто задействованы для выполнения вторичных поручений директора. Поэтому министерством прорабатывается вопрос о пересмотре структуры, содержания их работы, корректировки функциональных обязанностей и штатной численности».

Министерство образования также планирует внедрить Этический кодекс педагога. Документ уже разработан и будет опубликован для обсуждения в «Настаўніцкай газеце». Игорь Карпенко напомнил о влиянии личности педагога на формирование личности учащегося и на образовательный процесс в целом. «Я противник любых форм насилия против ребенка, в том числе психологического и речевого», — говорит министр образования.

Первый заместитель главы Администрации Президента Республики Беларусь Максим Рыженков, который принял участие в коллегии Министерства образования, обратил внимание на то, что иногда неграмотные методы воспитательной работы педагогов становятся достоянием YouTube и бросают серьезную тень на всю систему образования. «Полагаю, что такие случаи были и раньше, но современные технологии позволяют вытаскивать их из самых отдаленных уголков, и скрыть подобные факты, как это было раньше, уже не представляется возможным», — подчеркнул он.

Почему «законы» отстают?

Много проблемных вопросов поднял в своем выступлении на коллегии Министерства образования заместитель премьер-министра Игорь ПЕТРИШЕНКО.

— Сегодня охват детей дошкольным образованием в сельской местности составляет 53,2 %, тогда как в городской местности этот показатель почти вдвое больше — 91,9 %. Между прочим, дошкольное образование — это еще и раннее развитие ребенка, подготовка его к школе, — подчеркнул вице-премьер. — Не потому ли дети из сельской местности демонстрируют более низкие результаты в учебной деятельности? Для того чтобы детские сады там работали и были востребованы, нужно, чтобы молодежь приезжала в деревню и закреплялась на рабочих местах. А для этого необходимо строить для молодых жилье, выделять им земельные участки. Главой государства соответствующие задачи перед облисполкомами уже поставлены.

Отдельно Игорь Петришенко остановился на состоянии нормативотворческой деятельности. «Почти пять лет идет работа над внесением изменений в Кодекс Республики Беларусь об образовании. Мы уже реализуем на практике многие инновации, которые до сегодняшнего дня нормативно не закреплены. Современные средства коммуникации давно присутствуют в нашей жизни, а мы только сейчас делаем попытки урегулировать их использование в учебном процессе. Не приблизились мы и к сетевой форме организации обучения. Готовя нормативные акты, нужно работать на перспективу, а не только закреплять то, что уже реализуется на практике, — подчеркнул он. — Работая над этими документами, нужно детально прогнозировать последствия их реализации, не допуская социальной несправедливости и ущемления интересов отдельных категорий населения. Приведу пример. У нас определены категории лиц, которым предоставляются льготы при оплате питания детей в учреждениях дошкольного образования. Если детский сад посещают двое детей из одной семьи, при этом один из них инвалид, то родители не платят за питание ребенка-инвалида, а за второго платят 70 % от стоимости питания. Но если ребенок-инвалид по состоянию здоровья не может посещать дошкольное учреждение и находится дома, то за питание второго ребенка родители уже должны платить 100 %. Где здесь логика? И в первом, и во втором случае положение семьи одно и то же...»

Вице-премьер поручил Министерству образования провести ревизию нормативной базы, касающейся предоставления льгот, поскольку подобных фактов быть не должно. И второй пример. На пробелы в нормативном регулировании проведения республиканских олимпиад для школьников указали сами участники олимпиады. «И только после этого министерством были внесены изменения в правила их проведения. Получается, что органы управления образованием не видят явных пробелов в нормативных документах и не инициируют их корректировку?» — задал вопрос Игорь Петришенко и добавил, что каждый нормативный документ должен проходить общественное обсуждение, тщательно выверяться и анализироваться.

Еще одна актуальная тема — проведение профориентационной работы с выпускниками. Как и в предыдущие годы, сохраняется конъюнктурный спрос на экономические, юридические и IT-специальности и вообще на высшее образование. «Согласитесь, что не все могут быть программистами и экономистами. Наша задача — помочь сделать осознанный выбор будущей профессии, и это не обязательно должно быть высшее образование, — рассуждает Игорь Петришенко. — Вместе с тем на получение высшего образования мы сами ориентируем выпускников — нашей же системой организации приемной кампании. Ведь сначала документы принимают вузы, потом идут средние специальные учебные заведения и уже по остаточному принципу комплектуются учреждения профессионально-технического образования. Вот вам и вся профориентация. Не отсюда ли такое количество отчисленных студентов? За прошлый год по причине неуспеваемости из высших учреждений образования было отчислено почти восемь тысяч человек, а многие из них могли бы обучаться в средних специальных или профессионально-технических учебных заведениях и не тратить время и деньги, при чем не только родительские, но и бюджетные.

Считаю, что Министерство образования должно подумать над этим. Полагаю, что старт приемной кампании может быть дан одновременно для всех учреждений профессионального образования, а вот сроки завершения приема документов могут и должны быть разными. Возможно, многие абитуриенты, реально оценив свои знания и силы, еще на этапе подачи документов сделают правильный для себя выбор. Нельзя допустить обесценивания высшего образования, если в вузы приходят не за знаниями, а за дипломом. Такие специалисты не будут востребованы и не найдут себе применение. Простите, но продавцов с высшим образованием на рынках и в магазинах у нас уже достаточно».

— Многие негативные резонансные происшествия, которые произошли в системе образования в прошлом году, — это результат безответственности, бесконтрольности и халатности со стороны руководителей всех уровней системы образования, — считает вице-премьер. — Они заставили посмотреть по-новому на систему безопасности, принять более серьезные меры по наведению дисциплины и порядка в учреждениях образования. Сегодня по поручению главы государства создана межведомственная комиссия по проверке учреждений общего среднего образования. Казалось бы, после всех поручений и задач, которые ставились, у нас в школах должен быть уже идеальный порядок. Но, как показывает мониторинг, до идеала еще очень далеко...

Также Игорь Петришенко акцентировал внимание на недопустимость необоснованных платных услуг. Он упомянул колледж в Гомеле, где учащимся фактически навязывалась репетиторство по учебным предметам. «Таких платных услуг быть не должно», — подчеркнул он. — Вместе с тем дополнительные занятия, направленные на развитие детей, расширяющие сферы их профессиональных интересов, могут и должны быть», — отметил Игорь Петришенко. По его словам, учреждения образования обязаны зарабатывать, что позволяет укреплять их материально-техническую базу и увеличивать зарплаты сотрудников. Но платные занятия должны быть только на добровольной основе с согласия обучающихся и их законных представителей.

Надежда НИКОЛАЕВА

Фото Анны ЗАНКОВИЧ

Выбор редакции

Общество

Как многодетная семья строит жилье с помощью государственной субсидии

Как многодетная семья строит жилье с помощью государственной субсидии

Светлана, многодетная мама из деревни Чернавчицы, что под Брестом, поделилась историей их семьи и дома.

Общество

Камень Вознесения, «Стопочка» и «Русская свеча». Что посмотреть в Иерусалиме?

Камень Вознесения, «Стопочка» и «Русская свеча». Что посмотреть в Иерусалиме?

Автобусы с туристами никогда не проезжают мимо святынь.

Общество

«Когда попал в больницу и увидел, сколько там людей, сразу же открываются глаза»

«Когда попал в больницу и увидел, сколько там людей, сразу же открываются глаза»

Беседа с заведующей третьего инфекционного отделения Бобруйской центральной больницы.