Вы здесь

Новый шелковый путь: евразийское таможенное ускорение


Начало реализации в конце прошлого года Соглашения об обмене информацией о товарах и транспортных средствах международной перевозки, перемещаемых через таможенные границы Евразийского экономического союза и КНР, означает еще один практический шаг к формированию Нового шелкового пути.


Снижение рисков

Проект протокола между центральными таможенными органами государств — членов ЕАЭС и Главным таможенным управлением КНР, который определяет порядок обмена информацией на первом этапе реализации соглашения, был согласован 19 декабря 2019 года после первого раунда переговоров между делегациями Союза и КНР в Харбине.

Как известно, само соглашение было подписано 6 июня 2019 года в ходе Петербургского международного экономического форума. Его целью является ускорение совершения таможенных операций в отношении товаров, ввозимых на таможенные территории Евразийского экономического союза и КНР, а также товаров, перемещаемых транзитом. Кроме повышения эффективности взаимодействия и упрощения процедур таможенного контроля, соглашение позволит снизить риски, связанные со ввозом на таможенные территории ЕАЭС и КНР потенциально опасных, запрещенных и ограниченных к перемещению товаров с уклонением от таможенного контроля, а в целом обеспечить достоверность таможенного декларирования товаров и транспортных средств.

Соглашение предусматривает, что государства — члены ЕАЭС предоставляют КНР информацию о товарах и транспортных средствах международной перевозки, которые вывозятся с территории ЕАЭС в КНР и в третьи страны (регионы) транзитом через таможенную территорию КНР, которая, в свою очередь, предоставляет аналогичную информацию. При достижении технической готовности государства — члены Евразийского экономического союза и КНР также будут обмениваться информацией о товарах и транспортных средствах международной перевозки, которые следуют транзитом из третьих стран (регионов).

Важное уточнение: в рамках подписанного соглашения не осуществляется обмен информацией о товарах, перемещаемых физическими лицами в качестве товаров для личного пользования, а также пересылаемых в международных почтовых отправлениях. В настоящее время соглашение проходит процедуру ратификации по отдельности в каждом государстве, его подписавшем. С политической точки зрения оно рассматривается как нормативно-законодательное подспорье для развития выдвинутой председателем КНР Си Цзиньпином китайской стратегической инициативы «Один пояс и один путь», которой в 2020 году исполняется 7 лет.

Пояс и путь

Напомним, данная инициатива позиционируется как Новый шелковый путь. Она нацелена на формирование торгово-экономического и транспортного коридора, связывающего более 60 стран Центральной Азии, Европы и Африки. Путь состоит из сухопутного и морского проектов.

Первый — «Экономический пояс Шелкового пути» (ЭПШП) — ведет в Европу по суше через Центральную и Юго-Западную Азию. Второй — «Морской шелковый путь XXІ века» — проходит через Южно-Китайское море и Индийский океан, связывая Пекин с Лиссабоном, находящимся в 33 километрах от мыса Рока — самой западной точки Евразии. Это очень символично, потому что гармонично сочетается с идеей трансъевразийской экономической интеграции от Лиссабона до Владивостока, призванной сблизить Азию и Европу. Эту миссию выполняет и китайская стратегическая инициатива.

В ее реализации Беларуси отводится важнейшая роль связующего звена между Востоком и Западом. 29 сентября 2016 года между правительствами Беларуси и Китая в присутствии глав обоих государств во время официального визита 28—30 сентября Президента Александра Лукашенко в Китай состоялось подписание «Комплекса мер по совместному продвижению строительства концепции «Один пояс и один путь». Этому предшествовал официальный визит 10—12 мая 2015 года китайского лидера Си Цзиньпина в Беларусь. Главы государств договорились совместными усилиями продвигать проект «Экономического пояса Шелкового пути», был подписан договор о дружбе и сотрудничестве между Китаем и Беларусью.

В ходе своего выступления на состоявшемся 25—27 апреля 2019 года в Пекине ІІ Форуме международного сотрудничества «Пояс и путь» Президент Беларуси Александр Лукашенко призвал к координации действий, чтобы максимально содействовать расширению экономического сотрудничества и снятию существующих барьеров. Неслучайно на прошедшем 31 января в Алма-Ате заседании Евразийского межправительственного совета особое внимание было уделено устранению препятствий на внутреннем рынке ЕАЭС, сотрудничеству в области таможенного регулирования и формирования общих рынков.

Не только внутреннему, но и внешнему устранению таможенных барьеров призвано способствовать упомянутое соглашение между ЕАЭС и КНР, а устойчивый рост внешнеторгового оборота между Беларусью и Китаем является свидетельством того, что наша страна стремительно вовлекается в стратегию Нового шелкового пути. Данный процесс будет только нарастать: Президент Беларуси Александр Лукашенко, поздравляя Председателя Китайской Народной Республики Си Цзиньпина и дружественный народ этой страны с Праздником весны, выступил с предложением объявить в двусторонних отношениях 2020-й Годом межрегионального сотрудничества.

Президент Беларуси подтвердил приглашение, адресованное Председателю Китайской Народной Республики, посетить в этом году Беларусь с официальным визитом, чтобы вывести двусторонний диалог на еще более высокий уровень.

Интеграционный локомотив

Если в 2016 году товарооборот между Беларусью и Китаем составил $2602,2 млн, то в 2018-м — уже $3638,1 млн. По данным Национального статистического комитета нашей страны, в 2018 году товарооборот между двумя странами вырос на 17,1 %, белорусский экспорт — на 33,4 %. Экспорт сельскохозяйственной продукции и продуктов питания в КНР в 2018 году по сравнению с 2017 годом вырос в 4,4 раза, доля этих товаров в общем объеме экспорта выросла с 5,2 % до 17,1 %. Экспорт молока и молочной продукции за этот же период вырос в 9,2 раза.

Основные статьи экспорта Беларуси в Китай — калийные удобрения, молоко и молочная продукция, полиамиды, целлюлоза, лен-сырец или лен обработанный. Основные импортируемые китайские товары: аппаратура связи и запчасти к ней, вычислительные машины, кузова и запчасти для автомобилей и тракторов, чулочно-носочные изделия, ткани из синтетических комплексных нитей. Профит этого сотрудничества заключается не только в развитии двусторонних экономических отношений, но и в логистических выгодах, и в инвестиционных возможностях, которые дает Беларуси Новый шелковый путь.

Для Республики Беларусь участие в китайском проекте означает прокладку новых магистралей, железных дорог, трубопроводов, которые будут способствовать развитию энергетики, сельского хозяйства, горного дела, туризма и культурного обмена. Китай выступает в роли интеграционного локомотива, движение которого дает возможность евразийским экономикам создавать внутренние источники роста.

По оценкам банка Morgan Stanley, расходы на проект к 2027 году составят в общей сложности $1,3 трлн. Банковский сектор Китая уже инвестировал в мегапроект Нового шелкового пути около $100 млрд. Обратный приток инвестиций в китайскую экономику составил около $50 млрд. Объем торговли между КНР и участниками мегапроекта превысил $6 трлн. Внешнеторговый оборот с ними растет в среднем на 4 % в год и составляет более четверти объема всей китайской внешней торговли.

Еще в мае 2015 года в Китае на официальном уровне было заявлено о строительстве шести дополнительных экономических коридоров, которые призваны расширить географию проекта ЭПШП, чему и способствует подписанное Соглашение об обмене информацией между ЕАЭС и КНР. На нужды интеграционного проекта из Азиатского банка инфраструктурных инвестиций и Фонда Шелкового пути выделено около $900 млрд, которые планируется вложить приблизительно в 900 проектов в 60 странах.

Все коридоры будут взаимосвязаны между собой. Один из них — «Новый Евразийский сухопутный мост» (Китай — Казахстан — Россия — Беларусь — Европа) — непосредственно затрагивает интересы нашей страны, для которой участие в строительстве Нового шелкового пути предоставляет исторический шанс реализации прорывных возможностей экономического роста.

Николай Левчук, кандидат политических наук

Выбор редакции

Экономика

Великая китайская финансовая стена

Великая китайская финансовая стена

Китай, который первым в мире нанес сокрушительный удар по пандемии коронавируса, закрепил этот успех финансовыми показателями, уже во втором квартале этого года вернувшись к динамике уверенного экономического роста.

Общество

Осложнения пандемии для мировой политики. Удастся ли нам предотвратить перерастания военных инцидентов в большую войну?

Осложнения пандемии для мировой политики. Удастся ли нам предотвратить перерастания военных инцидентов в большую войну?

Декабрь — месяц подведения первых итогов года, пока предварительных, но уже очевидных.

Общество

«К штыку он перо приравнял». Вспоминаем военного корреспондента Константина Симонова

«К штыку он перо приравнял». Вспоминаем военного корреспондента Константина Симонова

28 ноября 2020 года исполняется 105 лет со дня рождения известного русского писателя, военного корреспондента и журналиста Константина Симонова.