Примерные этические правила педагогических работников опубликованы на сайте Министерства образования. Обсуждать проект документа специалисты и педагоги будут до 1 марта.
Появление своеобразного «Этического кодекса» учителей анонсировал на прошлой неделе министр образования Игорь Карпенко. Предполагается, что подобный свод правил поможет в предотвращении конфликтных ситуаций, которые участились в учреждениях образования в последнее время.
Основу кодекса составят принципы педагогической этики: ненасилия, автономии, толерантности, ответственности, справедливости, уважения прав и достоинства другого человека, компетентности, порядочности.
От педагогического работника при осуществлении профессиональной деятельности требуется создавать и поддерживать уважительные и доверительные отношения в педагогическом коллективе и коллективе учащихся, не допускать оценок и высказываний, унижающих честь и достоинство коллег, учащихся и их законных представителей.
Требуется также избегать ситуаций, способных нанести ущерб деловой репутации педагогического работника или учреждения образования. Проблемы педагогической сферы должны обсуждаться в уважительной форме, а решения — приниматься в открытых педагогических дискуссиях. Педагог должен спокойно воспринимать критику, уметь признавать свои ошибки, избегать конфликтов во взаимоотношениях, стремиться к корректному решению спорных вопросов как в частной, так и в общественной жизни.
Не допускаются обсуждение рабочих моментов, публичное предвзятое обсуждение учреждения образования, в том числе в интернете.
Запрещается злоупотреблять служебным положением, требовать от учащихся (законных их представителей) каких-либо услуг, награды за свою работу (дополнительную в том числе).
От учителей требуется проявлять уважение к семейным, культурным и конфессиональным традициям учащихся. Необходимо соблюдать этические нормы в медиапространстве, не допускать размещения в сети информации, которая может нанести вред здоровью или развитию ребенка. Педагог не может сообщать другим лицам информацию, доверенную ему лично учеником. Нельзя допускать случаи применения методов физического, морального и психического насилия в отношении учащихся.
При оценке учебных достижений учителю надо быть объективным и справедливым, не допускать тенденциозного занижения или завышения оценочных баллов, не ставить под публичную критику личность учащегося и его законных представителей.
Педагоги обязаны добросовестно и качественно выполнять свои профессиональные обязанности, заботиться о престиже профессии, уважать честь и достоинство коллег, не допускать действий, которые наносят ущерб авторитету педагогических работников.
Внешним видом, характером и поведением, культурой общения педагог должен соответствовать традициям и нормам профессионального сообщества, поддерживать профессиональную честь педагогического работника, его миссию, защищать свой авторитет, авторитет своих коллег, не обсуждать с учащимися и их законными представителями недостатки коллег. Не переносить свои личные симпатии и антипатии на служебные отношения.
Отдельный пункт запрещает «нетактичное вмешательство» в личную жизнь, проявления зависти, недоброжелательности, умаления заслуг других педагогических работников.
В проекте прописано, что педагог должен придерживаться такого образа жизни, который не наносит вред престижу профессии и отношениям с учащимися и не мешает качественному выполнению профессиональных обязанностей. Также в проекте правил закреплены деловой стиль одежды для педагогов.
Надежда НИКОЛАЕВА
Фото Анны ЗАНКОВИЧ
Интервью с олимпийским чемпионом по фехтованию.
Профессионально, оперативно, по-хорошему.