Вы здесь

Инженер-программист в течение двух лет создает «живые» куклы


Таццяна КОСТУСЕВА па прафесіі інжынер-праграміст, працуе ў адной з паспяховых фірмаў па вырабе пластыкавай прадукцыі. Свабоднага часу ў гераіні не так многа, аднак калі ўсё ж з'яўляецца некалькі хвілін, яна думае аб... ляльках. Маладая рамесніца на працягу двух гадоў стварае прыгожыя цацкі для сябе і іншых і лічыць, што гэты занятак — на ўсё жыццё.


— Творчество сопровождало меня с раннего детства во всяких своих разнообразных формах, но больше всего нравилось делать что-то своими руками. Однако нельзя сказать, что родители меня в этом поддерживали. Напротив, считали, что художник обречен на нищету, лучше сосредоточить внимание на чем-то другом. Поэтому поступила в Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации в Гомеле и получила хорошую специальность, по которой сейчас и работаю. Однажды, когда «гуляла» по просторам интернета, нашла информацию о куклах — они коснулись каких-то глубин моей души. Внутри что-то проснулось, зашевелилось, и я поняла: моя творческая энергия, потенциал собирались долгие годы, и пришло время, чтобы их реализовать.

Татьяна считает, что такие задатки у нее от родственников — дядя был художником, весь его деревенский дом напоминал картинную галерею. Да и папа — на все руки мастер.

— Я черпала нужную информацию из сети или узнавала от других заинтересованных. Читала, как делают куклы, не выходя из дома, и загорелась идеей также их создавать. Главное, чтобы родные не были против экспериментов, в том числе с использованием различных химических веществ. Весь процесс начинается с выбора материала. Для будуарных кукол я выбрала полимерную глину — она хорошо подходит, потому что по своим свойствам похожа на пластилин. Эту глину нужно выпекать в печи. Иногда муж заходит домой со словами: «О, что-то вкусное готовится ... А-а-а, опять там твои головы» (улыбается). Если детали сделаны, идет их шлифовка, потом подготовка к росписи, покрытие специальным полиуретановым лаком, а после — раскраска частей тела: где-то акрилом, где-то — акварелью. И снова покрытие лаком. Когда все готово, перехожу к сборке куклы. В ногах и туловище — шплинт (гибкие крепления). Благодаря им изделия получаются очень пластичные, будто живые.   

На куклах героини видно все человеческие особенности: родинки, веснушки или небольшие морщинки. Именно это и привлекает к игрушкам. Что интересно, волосы на них — это козья шерсть, ее присылают из России, где знакомая собеседницы занимается разведением этих животных и продает необычное сырье кукольникам. Татьяна приводит ее в нужный вид: расчесывает, стрижет как надо, и красит, укрепляет на магниты к голове.

— На создание будуарной куклы тратится месяц-два. Скорее всего, в начале придется испортить много материала: я храню дома пакет с ненужными деталями — это моя память и опыт. Понятие «кукольник» объединяет много навыков из разных профессий. Это и художник (собеседница на некоторых куклах использует роспись хной — мехенди), и парикмахер, и дизайнер (модную одежду героиня создает совершенно самостоятельно), и механик. А еще... врач. Чтобы правильно рассчитать пропорции тела, нужно знать человеческую анатомию. 

Самые популярные куклы в коллекции — шарнирные. Они могут принимать любые человеческие позы.

— На создание именно такой одной может пойти около года, они очень нежные в работе. Клеится мастер-модель, с которой впоследствии снимаются формы для изготовления копий-отливок с помощью различных технологий. В течение месяца создаются и формы для различных деталей. С ними тоже нужно много работать — переделывать, подгонять. Проходит несколько предварительных сборок, прежде чем все они идеально встанут на свои места. Дальше — раскраска. Это тот момент, когда кукла «оживает» и уже смотрит на вас маленькими глазками. Последний этап — сборка, одежда и закрепление парика. Каждому творцу знакомы душевные муки: сегодня получилось хорошо — чувствуешь себя талантливой, назавтра ничего не выходит — я бездарь, — говорит героиня.

Собеседница благодарна своим куклам за то, что они открыли ей новый мир с интересными людьми: «Когда мы с ними встречаемся, присутствующие обычно нас запоминают, так как все столы быстро превращаются в выставку наших работ. Да и сами периодически их организовываем в городе».

Таня рассказала, что работать над куклами ей гораздо легче ночами. Здесь важно соблюдать только одно правило — не садиться за дело без хорошего настроения.

— Это волшебное время, когда вся семья уже спит, никто не мешает в полной мере наслаждаться процессом. Если есть желание что-то воплотить, могу заниматься этим сутками. Но после обязательно нужен перерыв на неделю или месяц. Создание игрушек могу сравнить с рождением ребенка: никогда не угадаешь, какой у него будет характер, но точно знаешь, что будешь его любить. У каждой — определенные эмоции, у некоторых есть имя. Иногда куклам не нравятся платья, которые я сшила для них, цвет волос и так далее. Смотрю и понимаю: нужно что-то другое, поэтому стараюсь «угодить» своим игрушкам, — то ли в шутку, то ли всерьез говорит Татьяна. — Все они создаются в единственном экземпляре, некоторые из них — под влиянием вдохновения от книги или фильма. Есть младенцы, принцессы, взрослые дамы, а вот мальчиков пока что нет.  

Ремесленница признается: в начале увлечения куклами никаких планов относительно заработка она не делала, так как в первую очередь была цель создавать, а не продавать. Однако сейчас передавать красоту, даже в хорошие руки, дешево не может — покупатель должен понимать ее ценность, то, сколько сил, времени было вложено.

— В глубине души хотелось бы, чтобы хобби стало моей основной работой, но пока что это только мечты. Сейчас такое дело, прежде всего, для души. Приятно видеть, что мои куклы вызывают интерес у различной аудитории. В планах — начать делать игрушки из фарфора. Это сложно и затратно, но в то же время очень красиво. Кстати, к критике относительно своего увлечения отношусь положительно, ведь главное, чтобы творчество вызывало эмоции у человека. 

Дарья ШЛАПАКОВА, Минск — Гомель — Минск

Фото из архива героини

Название в газете: Будуарныя і шарнірныя, або Як ажывіць ляльку

Выбор редакции

Общество

Дворцы, парки, усадьбы. На Брестчине ведется большая работа по восстановлению историко-культурных объектов

Дворцы, парки, усадьбы. На Брестчине ведется большая работа по восстановлению историко-культурных объектов

Одним из первых в области начали реставрировать величественный дворец Сапег в Ружанах.

Общество

Шоппинг с дополненной реальностью. Технологии 3D-моделирования откроют новый формат торговли

Шоппинг с дополненной реальностью. Технологии 3D-моделирования откроют новый формат торговли

Наша страна занимает третье место в своем регионе по количеству бесконтактных транзакций.

Общество

 «Умные» города. Как цифровизация изменит нашу жизнь?

«Умные» города. Как цифровизация изменит нашу жизнь?

Следующий этап — создание умных городов.

Общество

Непредвиденные путешествия. Как не потеряться в лесу?

Непредвиденные путешествия. Как не потеряться в лесу?

Теплая и влажная погода толкает к тому, чтобы пойти в лес.