Вы здесь

Предприниматели запустили социальную инициативу, чтобы сэкономить средства бюджета, но вынуждены за это платить


Знали ли вы, сколько средств бюджета (считайте, наших средств) тратится, чтобы очистить подъезды, столбы и остановки на улицах от чрезмерной и не всегда полезной рекламы? Предприниматели из Березино Дмитрий и Светлана Лабковичи нашли способ сделать эту рекламу цивилизованной и создали социальный проект, чтобы сэкономить наши средства. Но все оказалось не так просто...


Из лифта — на улицу

Команда, которая работает над проектом.

Пять лет назад Лабковичи, наверное, как и любая молодая семья, начали искать дополнительный источник дохода. Светлана оставила свою работу в школе, а внимание Дмитрия, который на тот момент еще работал в МЧС, привлекла реклама в лифтах.

— Реклама для меня в первую очередь была творчеством и всегда интересовала как сфера деятельности, поэтому я сразу обратил внимание на коммерческие объявления в лифтах домов Минска. Однако в Березино преобладает малоэтажная застройка, и мы начали думать, как можно сделать рекламу цивилизованной именно в маленьких городах, — говорит Дмитрий Лабкович. — Почти сразу мы поняли, что можно не только зарабатывать на этом деньги, но и делать что-то хорошее для людей, чтобы реклама перестала их раздражать и стала качественным продуктом. И очень скоро наш коммерческий проект превратился в социально-рекламный.

Первые рекламные конструкции около подъездов домов появились в Березино, и с течением времени предприниматели поняли, что их проект полезен для исполкомов и ЖКХ, и стали двигаться дальше в этом направлении. На сегодня в 25 районных центрах Беларуси размещено уже 4500 информационных досок. За их установку население ничего не платило, собственно говоря, так же, как коммунальщики и местные власти. Именно их объявления размещаются бесплатно, как и информация из UNIHЕLР и других полезных источников, плату предприниматели берут только с коммерческих рекламодателей. Кстати, предлагают им более дешевую услугу, за которую нельзя получить штраф.

— Например, если магазин предлагает свои товары, мы размещаем их буклеты. На таких стендах можно увидеть рекламу местных предпринимателей, которые до сих пор оставляли ее в почтовых ящиках, — наши конструкции позволяют людям посмотреть, почитать и взять какой-то материал с собой, — делится Дмитрий. — Кому-то наш проект может казаться коммерческим, но это не совсем так. Да, мы зарабатываем какие-то деньги, и это неплохо, но основная наша задача заключается в том, чтобы сделать рекламу цивилизованной.

Тратим, не задумываясь

Вряд ли кто-то станет спорить, что бесконечные объявления и реклама в подъездах, на столбах и остановках только раздражают. Но это еще полбеды — на благоустройство после приклеенных бумажек тратятся огромные средства.

В Беларуси 118 районных центров без учета Минска и областных центров. Если заменить все входные двери, которые были испорчены рекламой, потребуется 70 миллионов рублей. Но все это будет напрасно, потому что на следующий день дверь повредят вновь. Кстати, на эти деньги можно было бы помочь многодетным семьям (на это направление в 2019 году потратили более 30 миллионов рублей), выделить их на развитие профессионально-техническое и средне-специальное образование (46 миллионов рублей — в прошлом году). 70 миллионов — это тоже 7 % от бюджета государства, который тратится на обеспечение медицинской помощи. А если сюда добавить Минск и областные центры, то итоговую сумму можно смело увеличивать в два раза!

— Конечно, ежегодно двери менять не обязательно, но их окрашивание тоже чего-то стоит — площадь, которую предстоит покрасить только в районных центрах, составит 60 стадионов «Динамо»! А это минимум 600 тысяч рублей! — рассуждает предприниматель.

И вот если к этой сумме приплюсовать опоры освещения... Только в небольшом городе на покраску столбов, которые находятся на двух центральных улицах города, тратят 1200 рублей. А если посчитать только центральные улицы всех районных центров, то сумма затрат увеличится до 140 тысяч. Еще 60 тысяч идет на покраску остановок городского транспорта, а сколько средств расходуется на восстановление тех же подъездов?

— Кроме того, никто не штрафует недобросовестных граждан, которые расклеивают эту рекламу, где им вздумается. А ведь это тоже деньги! Если в одном городе будет 10-15 нарушений, то в нем недосчитаются около 25 тысяч рублей, а государство полностью — три миллиона, — считает Дмитрий. — Это 3 % от суммы штрафов по всей стране, а если мы добавим Минск и областные центры, то, может быть, даже 8–10%. И несмотря на это наш подъезд каждый день продолжают забрасывать рекламой.

Невыгодные отношения

Цифры немаленькие, и некоторые местные власти начали видеть в упорядочении стихийной рекламы определенную выгоду. В той или иной районный центр Лабковичи со своим проектом попадают только через исполком и уже после разговора с представителями властей заключают договор с местной организацией ЖКХ. Кажется, ничего сложного — коммунальщики позволяют им ставить стенды возле подъездов, а предприниматели следят за чистотой и поддерживают порядок...

— Но не всегда нам позволяют делать это бесплатно, где-то мы вынуждены платить аренду, при этом предприятия ЖКХ или товарищество собственников устанавливают свои тарифы, хотя брать деньги за это даже не совсем законно, — говорит Дмитрий. — За свой счет мы ставим конструкции, обслуживаем их, бесплатно размещаем информацию от местных властей, ЖКХ и других государственных служб, но все равно остаемся должны.

Например, в Слуцке предприниматели ежемесячно отдают 200 рублей за размещение 200 конструкций и уже в этом несут потери. А в Новополоцке за размещение 200 конструкций местные власти озвучили сумму в 2600 рублей... «Понятно, что мы туда не пришли», — говорит Дмитрий Лабкович.

И вот тут уже надо задуматься. Возможно, местные жители были бы и не против навести порядок в подъездах и избавиться от надоедливой рекламы, но им даже не дали увидеть эту возможность...

Детская игра

Социальный проект Лабковичей часто попадает «в минус», но не только из-за арендной платы — конструкции часто ломают. В милицию предприниматели никогда не обращались, и, по словам Дмитрия, если бы этим проектом занимались организации ЖКХ, то у них ничего не получилось бы — они бы только теряли больше денег из-за вандализма.

— В Жодино мы установили 200 конструкций, и ровно через две недели эти 200 конструкций нам испортили. Но мы все восстановили. Их и сейчас ломают ежемесячно в каждом районном центре, — делится предприниматель. — Чтобы этого не было, людям не только нужно дать цивилизованные источники рекламы, но и штрафовать недобросовестных рекламодателей.

В Китае эту проблему решили еще 30 лет назад — специалисты определенной службы следили за недобросовестной рекламой, и номера телефонов из таких объявлений отправляли роботу, который каждые две минуты звонил им и сообщал о нарушении закона. В результате рекламодатели просто теряли свой номер телефона.

— Мы предложили адаптировать их опыт под нашу страну и разработать мобильную программу, которой смогут пользоваться даже дети, — говорит Дмитрий. — Процесс будет построен в виде игры — дети будут гулять по городу через дополненную реальность и «ловить» несанкционированную рекламу с помощью своего смартфона.

Если определенный персонаж (в программе. — «Зв.») «поймает» такое объявление, его фото и местоположение сразу попадут к предпринимателям. Те убедятся, что номер принадлежит тому или иному рекламодателю, а потом передадут его контакты роботу, который будет работать по той же схеме, что и китайский.

— Стенды — это альтернативный источник рекламы, которая что-то дает государству, людям и предпринимателям, а для того, кто не понимает, мы хотим создать такую игру, чтобы в каждой точке Беларуси люди захотели помочь сделать их город чище, — рассуждает Дмитрий Лабкович.

Республиканский масштаб

Но надо понимать, что разработка такой игры немало стоит. Ради того предприниматели и решили принять участие в конкурсе проектов, который финансирует инновационный фонд Миноблисполкома. Тем более именно этот конкурс может дать им возможность распространить инициативу на всю Беларусь.

— И это реально, но без поддержки государства и местных властей ничего не получится, — объясняет предприниматель. — Бизнес-план можно будет реализовать только в том случае, если не будет бюрократических препятствий и с нас не будут брать арендную плату. Тем более что сегодня не существует такой ставки, а стоимость услуги некоторые просто берут из головы, и она получается космической.

Если государство оценит этот проект и его социальную роль, то предприниматели смогут создать рабочие места (в некоторых городах обслуживанием стендов занимаются местные жители. — «Зв.»), помогут снизить затраты на содержание подъездов, позволят сохранить новостройки и увеличат приток средств в бюджет за счет штрафов. Но главное здесь, что наша страна станет чище и у населения наконец появится источник цивилизованной рекламы.

— Оператор вторичных материальных ресурсов высказал мнение, что такие информационные доски — лучшая локация для того, чтобы информировать население о необходимости разделять отходы, — считает Дмитрий Лабкович. — То же касается и местных властей, ЖКХ, МЧС. Те же центры занятости могут информировать людей о вакансии, ведь, как показала практика, торговые сети через нас всегда находили себе сотрудников. И конечно, хотелось бы получить цивилизованный подход в этом направлении от них всех.

По подсчетам предпринимателей, за пять лет деятельности проект позволит сэкономить более 900 тысяч рублей, а 66 миллионов не потребуется тратить на восстановление подъездов, столбов и остановок.

— Кроме того, население получит качественные информационные услуги, в Беларуси появится как минимум сто новых рабочих мест, а государство получит дополнительный доход посредством штрафов, — считает Дмитрий.

Бесконечный поиск

Социальные проекты, как правило, отбирают не только много времени и средств, но и желание работать в этом направлении. Но это вовсе не мешало молодой семье — в ее жизни постоянно происходили события, которые заставляли двигаться дальше. В прошлом году это была победа в конкурсе «Молодой лидер Минщины», а сегодня это конкурс инновационных проектов от Миноблисполкома.

— Однажды, когда была мысль отказаться от проекта, я решил позвонить министру жилищно-коммунального хозяйства и до последнего думал, что все эти прямые телефонные линии — обман, даже не рассчитывал, что министр возьмет трубку, еще переспрашивал его, действительно ли это он, — улыбается предприниматель. — Но министр удивился не меньше, что я обратился к нему с предложением, а не с жалобой. Позже нас пригласили в министерство, и после этой встречи новую дорогу нам открыл журналист их ведомственного издания.

После этого проекта Лабковичей поддержал белорусский музыкант Валерий Дайнеко, а потом предприниматели победили в трех номинациях конкурса «Лучшие товары Беларуси». Много сил и вдохновения удалось получить и на конкурсе Sосiаl Wееkеnd в 2019 году.

— Мы дошли только до полуфинала, но это было прекрасно! Мы встретили много интересных людей, которые поделились с нами своим опытом, мыслями по поводу нашего проекта, а главное — мы увидели, что наш проект нужен людям, что им совсем не нравится реклама на столбах, остановках и в подъездах, — делится Дмитрий. — Это видно и по тому, как местные жители относятся к нашим стендам, — однажды какой-то мужчина прогонял меня от них с помощью сильных слов, думал, что я хочу испортить доски, а одна бабушка самостоятельно пыталась отремонтировать наши конструкции. И вот тут понятно только одно — люди не хотят жить среди рекламы, которой завалены все подъезды.

* * *

И здесь нет ничего удивительного — каждый из нас хочет жить в чистоте. Удивительно другое — что нашлись люди, которые пожелали нам в этом помочь. Просто так. И это действительно чудо. Ведь для них предприниматели, как сказал Дмитрий, не просто люди, которые зарабатывают деньги, а те, кто должен что-то хорошее делать для людей.

Валерия Кислая

Фото из архива Дмитрия Лабковича

Название в газете: Праект, які натхняе

Выбор редакции

Общество

Композитор Олег Елисеенков: у нас с женой все общее — и радости, и горести, и деньги

Композитор Олег Елисеенков: у нас с женой все общее — и радости, и горести, и деньги

Со своей женой автор популярных песен знаком почти полвека.

Общество

Собираемся в школу. В августе одна из главных задач мам и пап — «экипировка» детей к 1 сентября

Собираемся в школу. В августе одна из главных задач мам и пап — «экипировка» детей к 1 сентября

Первое и главное правило — еще дома определитесь с тем, что вам нужно.

Экономика

Всемирная прачечная: евразийские барьеры на пути отмывания грязных денег

Всемирная прачечная: евразийские барьеры на пути отмывания грязных денег

Расширение сотрудничества ЕЭК и Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ) 10 июля обсудили министр по экономике и финансовой политике ЕЭК Тимур Жаксылыков и директор Росфинмониторинга, председатель ЕАГ Юрий Чиханчин.