Вы здесь

Культурно-исторический проект «Война и мир. Беларусь помнит» стартовал в Минске


Под символичным названием объединены разные исторические периоды и опыт нескольких поколений: Отечественная война 1812 года, Первая мировая и Великая Отечественная, а также межвоенные периоды и современный, мирный этап. Рассказать, а скорее показать их с разных сторон как можно более широкой аудитории с помощью стационарных и передвижных экспозиций задумали организаторы проекта Министерство информации Беларуси и лауреат премии «За духовное возрождение» Владимир Лиходедов при поддержке Минкультуры.


На входе в музей гостей встречала «живая история» — участники минского клуба исторической реконструкции в форме солдат 18-го уланского пехотного полка под командованием князя Доминика Радзивилла, который сражался на стороне Наполеона, и Минского пехотного полка, участвовавшего в войне на стороне русской армии.

Основная идея проекта «Война и мир. Беларусь помнит» состоит в том, чтобы рассказать о войне поколению, которое представляет ее только по кинофильмам и компьютерным играм, представить Победу в Великой Отечественной войне не только как величайший подвиг, но и как точку в истории всех предыдущих кровопролитных войн. «Победа ведь создавалась не с 1941-го по 1945-й год — отцы и деды героев Великой Отечественной войны были героями Первой мировой, их деды и прадеды —
героями войны 1812 года, — напоминает заместитель министра информации Беларуси Игорь БУЗОВСКИЙ. — Наша задача как раз состоит в том, чтобы показать всю эту цепочку, по которой передавалась любовь к Родине и формировался тот стержень, который позволил нашим предкам выстоять в тяжелейшие годы испытаний и отстоять мир».

Министр информации Беларуси Александр КАРЛЮКЕВИЧ:

«Неслучайно мы начинаем новый проект в год 75-летия Великой Победы. Казалось бы, сложно объединить артефакты конца ХІХ — начала ХХ века с драматическими событиями 1941—1945 годов, но тем не менее эти факторы совместимы в том, что показывают нашу страну в ее развитии, противостоянии, исторических коллизиях.

Проект уникален тем, что выставка довольно мобильная: ее артефакты, литографии и старые открытки из коллекции известного филокартиста, историка, писателя Владимира Лиходедова, имеют небольшие размеры, поэтому экспозиция может быть представлена в самых разных музеях».

Историк и коллекционер Владимир Лиходедов добавляет: в последние годы предпринимается много попыток переписать историю, очернить или обелить участников военных событий, преуменьшить или преувеличить роль отдельных государств. Тем ценнее собранная им за почти 40 лет коллекция, которая стала основой нового выставочного проекта: старые почтовые открытки, фотографии, гравюры, номера газет конца ХІХ — начала ХХ века; эти документы, как ни старайся, не перепишешь и не отретушируешь для удобной трактовки фактов, они позволяют увидеть те или иные исторические события глазами их участников.

...Первая выставка проекта, посвященная Отечественной войне 1812 года, открылась 21 февраля в Государственном литературно-мемориальном музее народного поэта Беларуси Якуба Коласа. Место выбрано неслучайно, подчеркивает директор музея Александр ХРАМОЙ: сам писатель был участником Первой мировой войны, а его средний сын погиб во время Великой Отечественной. Кроме того, исследователи отыскали в музейных фондах свидетельства того, что писатель при создании произведений на тему войны вдохновлялся знаменитым романом Льва Толстого — довоенное издание «Войны и мира» из домашней библиотеки Коласа испещрено рукописными пометками и комментариями на полях.

В экспозиции представлены литографии на основе картин известного художника-баталиста Василия Верещагина, по которым можно проследить путь Наполеона до Москвы, Бородинское сражение и отступление французов через Березину, Ошмяны, Сморгонь; оригинальные литографии по рисункам участника наполеоновских походов, немецкого художника-баталиста Фабера дю Фора, а также почтовые открытки, выпущенные к 100-летию войны 1812 года. Изюминкой выставки стала организованная экспертом истории белорусской кухни Еленой Микульчик дегустация блюд, прочно вошедших в наше меню как раз после наполеоновской кампании (а вы знали, что огурцы с медом, шарлотка и даже картофельное пюре родом именно из французской кухни той эпохи?).

Следующая экспозиция откроется менее чем через месяц в Национальном историческом музее и будет посвящена не конкретному историческому периоду, а в целом теме реституции — спасения и возвращения на родину историко-культурных и материальных ценностей, которые во время военного лихолетья нередко меняли хозяев и «прописку». «Мы планируем объединить в одной совершенно нестандартной выставке три понятия, — отмечает директор музея Павел САПОТЬКО, — война как трагедия и боль, лишения и опустошения, мир как величайшая ценность и память. Ведь помнить — это не просто знать о каких-то событиях, но и делать память живой, сохранять и возрождать наше наследие, возвращать утраченные раритеты... Сделать это удается благодаря усилиям как государственных структур, так и частных коллекционеров, которые передают многие предметы в наши фонды».

В укутанном в теплую одежду участнике войны не сразу разглядишь черты предводителя великой армии. Таким увидел «зимнего» Наполеона Бонапарта известный русский художник-баталист Василий Верещагин. На выставке представлено 20 литографий по его картинам, а также более 90 литографий Фабера дю Фора и свыше 100 почтовых открыток, посвященных наполеоновской кампании.

В рамках проекта состоится как минимум пять выставок на площадках ведущих музеев и библиотек страны, причем на каждой выставке будут представлены также книги с уникальными фотоматериалами. Одна из них — «Родники памяти», изданная в конце 2019-го благодаря поддержке Постоянного комитета Союзного государства, — посвящена 75-летию Великой Победы и рассказывает (в том числе с помощью фотокопий документов, старых открыток, писем, военных и современных фотографий БелТА) о судьбах прозаиков, поэтов, военных корреспондентов — участников Великой Отечественной войны. Запланирован выпуск еще двух богато иллюстрированных сборников: книга «75 лет Великой Победы» расскажет, как восстанавливались и развивались белорусские города, разрушенные во время Великой Отечественной войны, вторая пока не имеет рабочего названия, но имеет четко обозначенную тему — блокада Ленинграда и судьбы людей разных национальностей, оказавшихся в осажденном городе.

А кульминацией «Войны и мира» станет объединенная экспозиция в Национальной библиотеке Беларуси — на площади в 1500 квадратных метров представят более 2000 экспонатов. Часть из них, кстати, привезут в Минск накануне Дня Победы более 50 коллекционеров и писателей из десятка стран ближнего и дальнего зарубежья. Желание присоединиться к масштабной инициативе по увековечению общей исторической памяти и показать выставки у себя уже высказали Россия и Литва, также ведутся переговоры о сотрудничестве с представителями других стран. Поэтому конкретной финишной точки у проекта нет — а возможно, говорят организаторы, и не будет, если идея привлечет новых участников, выйдет за пределы стационарных и передвижных экспозиций и перерастет в нечто большее.

Один из редких артефактов, ставший украшением экспозиции, — пороховница русского офицера с изображением Георгия Победоносца.

Дополнило экскурсию по выставке кулинарное погружение в атмосферу 1812 года — дегустация солдатского кулеша от шеф-повара и эксперта по истории кухни Елены Микульчик.

Виктория ТЕЛЕШУК

Фото Татьяны ТКАЧЕВОЙ

Название в газете: Делать память живой

Выбор редакции

Спорт

Замена Олимпиаде. Белорусская легкоатлетическая

Замена Олимпиаде. Белорусская легкоатлетическая

Белорусская федерация легкой атлетики устроила свои игры.

Общество

Без очереди и за считанные минуты. Как сдают экспресс-тест на коронавирус

Без очереди и за считанные минуты. Как сдают экспресс-тест на коронавирус

С прошлой недели экспресс-тестирование на COVІD-19 доступно во многих поликлиниках страны, в том числе и в небольших городках и поселках городского типа.

Культура

Режиссер Влада Сенькова: Белорусское кино может легко войти в моду

Режиссер Влада Сенькова: Белорусское кино может легко войти в моду

Премьера картины ІІ, которая состоялась на прошлом кинофестивале  «Лістапад», стала настоящим событием со всеми причитающимися атрибутами — громким контекстом, толпой в кинотеатре и длинными рефлексиями, которые подтвердили, что фильм попал в яблочко.