Вы здесь

Приемная кампания: к чему готовиться?


Выпускной экзамен в школе могут совместить с централизованным тестированием. Правда, для этого потребуется определенное время — примерно два-три года. Такие планы анонсировал на итоговой коллегии своего ведомства министр образования Игорь КАРПЕНКО.

По его мнению, совмещение выпускных экзаменов с ЦТ позволит снизить нагрузку на выпускников. «Результаты проведенного независимого исследования показывают, что большинство опрошенных родителей, учителей и самих учеников поддерживают совмещение с тестированием выпускных экзаменов по языкам и математике и даже введение для всех учащихся профильных классов выпускного экзамена по иностранному языку», — сообщил он.


Почему не коррелируют оценки

Новые подходы к итоговой аттестации учащихся озвучила в своем выступлении на коллегии и директор столичной гимназии № 1 имени Франциска Скорины Наталья БУШНАЯ:

— Каждый педагог осознает, что изменения должны произойти, хотя абсолютно ясно, что к ним нужно серьезно и взвешенно готовиться: проведение совмещенных экзаменов — дело непростое. Сегодня централизованное тестирование, формат его проведения, содержание заданий всеми нами воспринимаются как прочная традиция. Содержание тестов не выходит за пределы школьной программы. Как учитель математики, который работает в выпускном классе, говорю об этом с полной ответственностью. Вместе с тем следует отметить, что подходы к итоговой аттестации выпускных классов, вопреки востребованной временем динамичности всех процессов, оставались неизменными уже достаточно долго. В связи с этим возникает вполне закономерный вопрос: а нужно ли менять ту систему, которая уже сложилась и понятна всем педагогам?

Практика показывает, что нужно. Сошлюсь на опыт проведения итоговой аттестации учащихся на примере предмета, который мне ближе всего. Экзаменационная работа по математике за курс средней школы включает в себя десять заданий и длится пять часов. Тест по математике — 32 задания, с которыми нужно справиться за три часа. При этом школьный экзамен проводится по открытым текстам, доступным для учащихся до начала экзамена, а конкретное содержание заданий ЦТ абитуриент видит только непосредственно во время экзамена. Поэтому ожидать адекватной корреляции оценок в школе и на ЦТ объективно не приходится.

Еще один пример. По русскому или белорусскому языку за курс базовой школы учащиеся пишут диктант, за курс средней школы — пересказ, а при поступлении — тест. Совершенно разные формы, которые требуют различных методов подготовки и опираются на различные системы оценивания результатов учебной деятельности.

Конечно, можно говорить о разностороннем развитии учащихся. Но тот факт, что это приводит к их перегрузке, не вызывает сомнений. Поэтому сегодня мы наблюдаем определенное противоречие между существующей системой итоговой аттестации и необходимостью снизить учебную нагрузку на учащихся, сохранив и даже умножив качество их знаний. Чтобы получить новый импульс для дальнейшего развития, это противоречие нужно будет нашей системе образования решить. Единые понятные требования к итоговой аттестации, считаю, снимут определенное недоразумение в оценке учебных достижений учащихся и со стороны родителей учеников.

Самые ценные метры

Между прочим, уже в прошлом году система ЦТ претерпела значительные изменения, в частности изменилась система подсчета баллов, начисленных за выполнение теста. Организаторы ЦТ уверяют, что их цель — внедрение методики, которая бы не ранжировала абитуриентов, а давала оценку знаний в абсолютной величине, то есть, стала бы более объективной. Прежняя рейтинговая методика явно не позволяла сопоставить уровень знаний, продемонстрированных абитуриентом на ЦТ, с его школьными знаниями. К тому же новая методика устраняет психологический барьер, который возникал у абитуриентов после получения низких баллов. Например, 10 баллов на ЦТ — это не реальный уровень знаний абитуриента, а его рейтинговая оценка за выполнение конкретного теста, — так объясняли представители РИКЗ нововведение, отвечая на критику, обрушившуюся на них после сдачи абитуриентами репетиционного тестирования.

Между прочим, отказ от рейтинговой шкалы сразу отразился на баллах, которые абитуриенты получили: выяснилось, что преодолеть 50-балльную планку — теперь не проблема. А вот набрать более 75 баллов по-прежнему сложно. А после сдачи ЦТ и получения сертификатов вопросов у абитуриентов и педагогов стало еще больше.

— Есть мнение, что новая методика недооценивает хорошо подготовленных абитуриентов. Считаю это мнение некорректным, — комментировал результаты ЦТ 2019 года директор Республиканского института контроля знаний Юрий МИКСЮК. — После 70–75 баллов, что прежняя, что новая методика дает одинаковый результат. Те, кто показал лучшие знания, будут иметь и высшие баллы. Шкала подсчета баллов не является линейной. Можно трактовать это с точки зрения спорта: последние метры перед финишем самые ценные. И сомнений в эффективности и объективности новой системы подсчета баллов не должно быть ни у абитуриентов, ни у их родителей, учителей или репетиторов.

— Новая методика была введена не для искусственной демонстрации роста хороших оценок, а для учителя, чтобы он мог работать над качеством образования. Теперь каждый педколлектив может сравнить, какая была у абитуриента оценка в школе и какой результат он показал на ЦТ, и при несовпадении наверняка задумается: почему такое произошло? — подчеркивает Игорь Карпенко. — Новая методика затронула и институт репетиторства. Образование — не сфера услуг! Не репетиторы, а школа должна давать учащемуся знания, предусмотренные учебной программой, которые будут необходимы ему в жизни. Без различных коммерческих структур и доплат.

Стать студентом все проще

Поскольку ситуация в области низких и средних баллов после перехода на новую систему подсчетов серьезно изменилась, все ждали, что повысятся и минимальные проходные пороги, но этого не произошло. Честно говоря, и раньше пороговые значения в 10–15 баллов, а тем более в семь баллов по стобалльной шкале вызвали у педагогов горькую улыбку. А если сейчас баллы на ЦТ можно сопоставлять со школьными оценками, получается вообще очень печальная ситуация. Достаточно решить буквально два-три задания из теста, и ты уже можешь претендовать на заветный студенческий билет.

— По нашим документам, срок действия сертификатов централизованного тестирования составляет два года, — уточнил Юрий Миксюк. — И у абитуриентов есть право не сдавать ЦТ, а воспользоваться прошлогодними сертификатами. В случае если бы мы пересмотрели минимальные пороги в сторону повышения, кто-то мог бы оказаться за бортом приемной кампании.

Он пообещал, что в следующем году минимальные пороги повысятся, но это будет сделано после анализа результатов абитуриентов 2019 года. Так повысятся ли проходные пороги для молодых людей, которые будут штурмовать вузы в 2020 году, или все останется по-прежнему?

Во время круглого стола, который прошел недавно в БелТА, начальник главного управления профессионального образования Министерства образования Сергей КАСПЕРОВИЧ сообщил, что изменение пороговых значений баллов ЦТ снова не планируется.

— Первый вариант, вынесенный на обсуждение и рассмотрение, — оставить пороговые значения на уровне прошлого года, второй — увеличить их, третий — совсем аннулировать. При этом аннулирование пороговых значений ни в коем случае не следует расценивать как открытый вход в систему высшего образования. Оно предусматривает лишь то, что исключительно конкурсная ситуация будет определять тех, кто поступит, — пояснил Сергей Касперович. — В результате с учетом тех рисков и позитивных моментов, которые присутствуют в ходе реализации каждого из этих вариантов, было принято предварительное решение о сохранении пороговых значений на уровне прошлого года.

«Вопросы приема затрагивают большое количество граждан. Поэтому любое действие должно быть осмыслено и серьезно взвешено. Такая аргументация как раз и легла в основу того, что на текущий момент мы склоняемся к сохранению порогового значения на уровне прошлого года», — подчеркнул начальник главного управления.

Сейчас Министерство образования работает над законодательным закреплением льготного поступления выпускников профильных аграрных классов.

«Во время предстоящей приемной кампании не планируются существенные изменения ни в плане организации, ни в плане общих подходов, — рассказал Сергей Касперович. — Если говорить о тех вопросах, над которыми работает Министерство образования, то сегодня можно выделить два аспекта. С 2020 года нужно создать алгоритм для льготного поступления выпускников профильных аграрных классов по алгоритму, похожему на тот, что применяется в отношении выпускников педагогических классов. Кроме того, работаем над расширением льгот для тех, кто прошел срочную военную службу».

А изменится ли что-то в содержании тестов?

По словам директора РИКЗ, расширится вариативность выбора ответов. «Раньше по некоторым предметам мы использовали пять возможных вариантов ответа, а по другим — четыре. Теперь там, где было четыре, добавили еще один вариант. Это для добросовестного абитуриента фактически никакого значения не имеет и не сказывается на времени выполнения заданий, — отметил Юрий Миксюк. — Второй момент касается математики и физики. У нас раньше было 30 заданий в тесте. В этом году добавили еще два задания первого уровня сложности для того, чтобы более объективно оценивать, скажем так, не сильно подготовленных абитуриентов, а также уменьшить дискретность набранных баллов за определенное количество точных ответов. То есть это опять же на пользу всем абитуриентам».

Надежда НИКОЛАЕВА

Фото Анны ЗАНКОВИЧ

Выбор редакции

Культура

Хотим ли мы дожить до момента, когда наши дети совсем перестанут читать печатные книги?!

Хотим ли мы дожить до момента, когда наши дети совсем перестанут читать печатные книги?!

За последние годы «Академкнига» превратилась в центр самой разнообразной литературы. С ее директором Ольгой ГЛУХОВСКОЙ — наш разговор о книжной торговле и не только.

Общество

Руководитель брестского военно-исторического клуба «Гарнизон» о работе объединения  и реконструкциях обороны крепости-героя

Руководитель брестского военно-исторического клуба «Гарнизон» о работе объединения и реконструкциях обороны крепости-героя

Утро, Брестская крепость, выстрелы, взрывы, солдаты, вероломное нападение и героическая оборона — спустя десятилетия в печальный рассвет 22 июня 41-го современные реконструкторы обороны переносят зрителей каждый год.

Общество

Почему нужно проводить тепловую модернизацию?

Почему нужно проводить тепловую модернизацию?

В распоряжении, подписанном на прошлой неделе главой государства, есть пункт, касающийся капремонта жилищного фонда.

Общество

Что делать с безнадзорными животными?

Что делать с безнадзорными животными?

После прохождения юридической экспертизы на рассмотрение правительства поступит проект постановления Совета Министров «О вопросах по обращению с животными».