Вы здесь

Группа Іrdorath: Наш посыл — быть настоящими и свободными


В белорусском музыкальном пространстве группа Іrdorath — пример истории, когда талант сам пробивает себе место под солнцем. Владимир (режиссер народных обрядов и праздников с золотыми руками) познакомился с Надеждой (без пяти минут юристом), а дальше — классика жанра: поверили в свою мечту, нашли единомышленников и работали каждый день для свершения задуманного. Как результат — три альбома в стиле фолк-фэнтези, пять клипов и гастрольный график по миру каждый год. Как раз перед очередным отъездом мы встретились с музыкантами, чтобы поговорить о свободе самовыражения, любви к белорусскому и семье.


— Недавно вы представили на суд публики композицию  "Сэрца расколата" и видеоклип на нее. В нем Надежда выступила в качестве режиссера. Какие впечатления от такого опыта?

Надежда: Это было ответственно. Разумеется, раньше я имела отношение к видео, так как много монтировала для нашей группы. Например, так было с клипами "Варажэя", "Купала на Івана" и с концертными видео, с блогами. Но вместе с тем "Сэрца расколата"— наш пятый клип, и никогда не было такого, чтобы мы просто нанимали человека, который нам все делает. Впервые я выступила в роли режиссера и делала все от начала и до конца, поскольку чувствовала, что прошлый опыт уже позволяет мне решиться и взять на себя ответственность за конечный результат. А Владимир отвечал за визуал костюмы и реквизит.

— В последнем клипе затрагиваете много важных тем, среди которых семья, попытка разобраться в себе и, отпустив прошлое, обрести свободу. Возникновение песни обусловлено личными переживаниями?

Надежда: — Да, здесь очень личный контекст. Если обратиться изначально к тексту, то в нем описывается все, что отражает нашу жизнь. Там спрятано моя история... Одна часть потеряна в дороге — это наше постоянное наматывание километров по миру. Самая счастливая — оставлена в краю далеком, где нам было хорошо. И так я с помощью иносказательной речи Іrdorath рассказываю историю моих переживаний в конкретное время. Но, думаю, такой сюжет близок каждому человеку, так как вряд ли найдется тот, чье сердце никогда не мучилось и не разбивалась.

— Как возникла идея воплотить такую историю, где актерами стала ваша семья?

Владимир: — Давно хотелось показать миру, какие мы разные, хотя и родственники. В нашей семье пятеро детей, и каждый по-своему успешен в творческой сфере. Но никогда ничего мы не делали совместно. Например, старший брат — фехтовальщик, актер и имеет собственный фрик-театр. Второй — лучник, тоже имеет свою школу. Сестра — мотокаскадёр ... Я занимаюсь понятно чем. Только младший брат пока на публику не работает — он экстремальный турист. И нам хотелось собраться и показать, как мы друг друга чувствуем.

Надежда: — Когда я попала в эту семью, то очень удивилась и прониклась эстетикой их взаимоотношений. Тем, как мать смогла воспитать пятерых детей настолько творческими и свободными духом. И мне очень хотелось показать увиденный мир другим людям. Через восемь лет звезды сошлись и появилась песня, возникла идея ее воплощения. Если ты берешься говорить о таких серьезных темах и показываешь это на примере отдельной семьи, то сделать плохо просто не имеешь права. Поэтому мы ждали, когда будем готовы делиться своим видением.

— Насколько понимаю, именно ваше знакомство положило начало проекту Іrdorath?

Владимир: — У меня была готова идея, и я искал себе компаньона. Случайно узнал, что Надежда музыкант.

Надежда: — Мы познакомились на курсах актерского мастерства. На тот период распалась группа, где я была клавишницей, и, услышав Вовину идею, я заинтересовалась. Мы играли на улицах — он на волынке, я на барабане. Однако поскольку я училась на юридическом, то думала: что будет, если меня увидят мои сокурсники, словом, сомневалась. Но Владимир пообещал сшить мне красивое платье для выступлений, тогда согласилась.

— Оглядываясь на пройденный путь почти в десять лет, скажите: что сегодня для вас самое сложное?

Надежда: — Гастрольный график. Все участники нашей команды, в том числе техник, водитель и звукорежиссер, подстраивают свою жизнь под расписание выступлений. В Іrdorath следует быть готовым к тому, что не попадешь на день рождения к другу или на юбилей к маме, так как некоторые даты концертов мы знаем за год, а другие узнаем за неделю до поездки. Здесь нет такого, что хочешь — едешь, хочешь — отказывайся... Весь сезон мы вместе, выступаем, а как появляется возможность отдохнуть, то делаем это только по общей договоренности и тогда, когда нет фестивалей.

Владимир: — Также важно быть готовым к длительным переездам по 20 часов, к работе на фестивалях. Ведь одно дело, когда ты даешь концерт в клубе, где любая погода не страшна, где можешь работать в комфорте, и другое — когда выступаешь под открытым небом.

Надежда: — И надо, чтобы был уровень профессионализма, а если в чем-то не дотягиваешь, то необходимо много работать. Мы каждого в команде мотивируем расти и развиваться.

В новом клипе «Сэрца расколата» снялись всей семьей.

— Разумеется, для создания музыки, шоу необходимо вкладываться творчески и финансово...

Владимир: — Я не столько увлекался музыкой, как мне всегда хотелось перфоманса вокруг себя. Первые идеи были о создании уличного театра, где можно было бы соединить музыку, пластический театр, файер-шоу. Это был творческий поиск, и мы пришли к тому, что выступаем сами и со своей музыкой, создавая собственное шоу... Точно понимаем: не придет кто-то и не профинансирует нас. Но есть люди, которые вдохновляться твоим творчеством и поддержат идею. Например, первый наш альбом «Ad Astra» записывали своими силами и с поддержкой друзей. Именно они дали оборудование, которое позволило записать диск.

Надежда: — Большую роль в создании наших шоу играет Владимир, так как он своими руками шьет сценические костюмы, обувь, делает декорации. У нас на сцене находится декорация в виде крыльев дракона, стоящая на одной опоре. Еще на этапе ее прорисовки все говорили, что она не будет держаться, а он придумал, как это осуществить. Или: стойка для инструментов сделана в виде головы оленя размером полтора метра в размах. Там тоже свои секреты, чтобы можно было все удобно монтировать и перевозить. Многое у нас делается своими руками.

— Расскажите об инструментах, которые также являются неотъемлемой частью выступлений. Где вы их находите, у кого учитесь на них играть?

Владимир: — Лет десять назад я много мог бы рассказать об этом. А сегодня все делается в несколько кликов. Интернет, к сожалению, многое обесценил, но вместе с тем и дал много возможностей. Помню, когда искал свою первую волынку, то сначала через преподавателя по гобою вышел на человека в Минске, который занимался исследованиями белорусских народных инструментов. Тот дал контакты других людей, и потом я узнал, что в столице существует тусовка волынщиков, и там уже надо было найти того человека, с которым и договорился об изготовлении инструмента для себя... Со временем мы познакомились с мастером, который делает различные музыкальные инструменты для всемирно известных коллективов, и теперь в любое время можем приехать к нему и заказать что-то или отремонтировать. Сейчас уже не проблема сделать инструмент, важно, чего хочешь на выходе. Например, диджерибон (духовой инструмент аборигенов Австралии) обычно дает только одну ноту, а у нас он слайдовый, что позволяет играть мелодию на нем, как на тромбоне.

— Как отнеслись к выбору быть музыкантами близкие?

Надежда: — Мама вышла замуж за человека, с которым познакомилась на моем концерте. У нее ко мне вообще не может быть претензий.

Владимир: — У нас в семье так сложилось, что мать воспитывала пятерых детей в девяностые. Ей приходилось много работать и заниматься вопросами выживания, как и всем тогда. И тут главное в том, что мать воспитала нас людьми. Она была убеждена: так мы обязательно сможем найти свое место в мире. Стоит только верить в нас, давать нам свободу и доверять. За что я ей очень благодарен.

— География гастролей группы очень широка. На ваш взгляд, что объединяет людей, которые приходят к вам на концерты?  

Надежда: — Например, возьмем Германию, где нас больше любят и где белорусское фэнтези, которое мы представляем в своем творчестве, интересует публику больше чем в Беларуси. Там вообще развита фестивальная культура, на выходных люди едут не на дачу жарить шашлык, а собираются, шьют костюмы и посещают различные тематические фестивали. Это позволяет им после трудовых будней самовыразиться и отдохнуть. А у нас же совсем по-другому: люди много работают, и им всегда не до отдыха. За рубежом нами интересуются, потому что для них наше творчество колоритное, непривычное. Ведь мы именно авторский проект, творчество которого базируется на белорусской мифологии. Им интересно, что это за страна и что за культура. Можно сказать, мы флагманы белорусской современной культуры, которые распространяют ее в Европе.

— Что для вас значит «быть белорусами»?

Надежда: — За годы путешествий осознавали разные моменты: от «здесь нет никакой перспективы» до «эта страна дает нам свободу передвижения». Ведь мы можем поехать куда угодно, и никто не будет иметь претензий, что мы белорусы. Но главное — это принадлежность к культуре, где есть белорусский язык, фольклор и творчество Владимира Короткевича. И мы каждый раз чувствуем радость, пересекая границу, ведь возвращаемся домой.

— Известно, что творчество в любом проявлении, во-первых, позволяет самовыразиться, а, во-вторых, дает возможность делиться с аудиторией собственными взглядами на проблемы, события... О чем вам хочется говорить через свою музыку?

Надежда: — Сейчас я могу сказать, что мои взгляды на эти моменты в процессе развития менялись. Был период, когда мы ставили перед собой задачу просто развеселить и «растанцевать» людей. Потом появились мечты и записали альбом «Ad Astra» с серьезной музыкой и с посылом, как важно верить в свою мечту и достигать ее. Это и стало лейтмотивом дальнейшей истории. Потом много ездили по миру и видели то, как разнообразна культура, как интересны и не похожи друг на друга люди. У нас возникло много вопросов, и на их почве появился второй альбом «Dreamcather». Плюс мы уже выросли как музыканты, появился определенный настрой, посыл. Потом начали размышлять над темой нашей национальной идентичности и сделали вывод, что, прежде всего, она в том, как воспринимают нас другие люди. Записали альбом «Wіld», в котором рассказали о том, кем являемся. И вот теперь композиция «Сэрца расколата», где уже начинаем говорить о личном, но в стилистике Іrdоrath.

Владимир: — Все время нас беспокоил вопрос относительно месседжа, так как в большинстве групп это протест или еще что-то. Но если, например, играешь на сборных концертах, фестивалях, то абсолютно не важно, что ты поешь, главное — насколько ты в это веришь. Исполняя то, что в самом не отзывается, ты будешь врать и никого не тронешь. Именно в этом, мне кажется, и есть наш посыл — быть настоящими и свободными, не ограничивая себя рамками общества.   

Елена ДРАПКО

Фото предоставлено группой

Выбор редакции

Общество

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Выбор саженца для садовода — тот момент, значимость которого сложно переоценить.

Культура

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Концерт для детей и молодежи, пластический спектакль Егора Дружинина и «Рок-панорама».