Вы здесь

Горожан, которые с выходом на пенсию возвращаются в родительские дома, становится все больше


Не сказать, что тема новая, но... Впервые задуматься над этой тенденцией заставила встреча с интересным человеком. Валерий Александрович Жедь переехал в почти пустую деревню Окольник, что в Беловежской пуще, из Минска сразу после выхода на пенсию. Инженер-строитель по специальности, за свою жизнь много чего возвел сначала в Молдове, где возглавлял большое строительное управление, а потом и в нашей столице.


Потомок типичного жителя пущи

Валерий ЖЕДЬ.

Когда-то они с женой, выпускники Брестского инженерно-строительного института, поехали в Кишинев по распределению. Там Валерий сделал успешную карьеру. Жили, работали, имели достаток. Но известные события на рубеже веков заставили семью покинуть привычное место. Продали две хорошие квартиры, остальное имущество — за это едва купили небольшую квартиру в Минске. Здесь и работали до пенсии. Тем временем отец Валерия Александровича, который жил в деревне, разболелся, ему был нужен уход, и сын перебрался в Окольник. Потом здесь зарегистрировался, обжился и не захотел переезжать обратно в столицу. Жена Валентина Сергеевна живет сейчас на два дома, летом — больше в деревне, зимой — больше в городе. У нее, бывшей брестчанки, городской менталитет, ей здесь иногда становится скучно, тогда она едет в столицу, где магазины, кафе, театры, шум и суета. 

У хозяина же работы хватает в любое время. Родительский дом отремонтировал и благоустроил. Кроме огорода, занимается пчелами. Во дворе мое внимание привлекло необычное, довольно просторное, двухэтажное здание. Его хозяин возвел из... колотых дров. Никогда не видела дров в качестве строительного материала. Он заулыбался, сказал, что сначала задумал навес для машины. Потом пришло в голову сделать легкие стены. Вот и использовал дрова, предварительно закрепленные раствором. Таким образом получился креативный гараж с баней, просторным подсобным помещением, а на втором этаже расположилась мастерская. Во дворе, стоит добавить, все оборудовано с акцентом на природу и натуральность.

— Что бы я делал в городе? — рассуждает хозяин усадьбы, — на скамейке сидеть под подъездом — окутает скука, уныние, отчаяние, за год угаснешь. А тут, видите, пространства какие, воздух!

И правда, Окольник во многом особенный, впечатляет размах хозяев, бывших и нынешних. Люди строились не рядом друг с другом, а на расстоянии. У каждого усадьба с большим двором, таким же садом, что свидетельствовало об определенной степени зажиточности. Таким образом деревня словно старалась соответствовать пуще, ее просторам, масштабам. Такие же и люди в ней жили. Например, Александр Жедь, отец нашего героя, который умер в возрасте 98 лет.

У Валерия Жедя появилось желание собрать историю своей местности и написать о ней, ведь родители и односельчане сколько натерпелись за свою жизнь. Ну хотя бы тот же Александр Жедь: при Польше его, комсомольца-подпольщика, расстреливали, каким-то чудом остался жив. С войны пришел в 1945-м кавалером ордена Славы. А в 48-м только поставил свой дом, как получил 25 лет лагерей вместе с тремя односельчанами по абсурдному доносу. После 53-го дело сельчан пересматривали, в 55-м отпустили и жителей Окольника. Сильные духом люди пущи все выдержали, много работали, как правило, жили долго.

— Еще и потому не хочется оставлять свой дом на медленное умирание, а деревню на скорейшее угасание, — признался потомок бывшего хозяина. Да и не так здесь скучно, как может показаться на первый взгляд, почта приезжает, автолавка, для связи со всем миром есть телефон и скоростной интернет.

Староста деревни 

Бывший начальник управления физической культуры, спорта и туризма Брестского облисполкома Николай Хевук сейчас полноправный житель Лешницы Малоритского района. Четверть века проработал в спортивной отрасли региона. Теперь же — деревенский житель.

— Сначала, конечно, занялся ремонтом и реконструкцией дома, тогда как раз проводили газ. Ну а потом и двор надо было в порядок приводить. Вот что получилось за эти годы, — показывает рукой собеседник.

Получилось действительно красиво, даже с определенным размахом. Вокруг дорожек ровными рядами растут высокие туи, на клумбах — большое количество цветов, которые цветут с ранней весны до поздней осени.

Дальше, в глубь двора, дорожка приводит к небольшому водоему, выложенному камешками. А сбоку развернулась экспозиция под открытым небом: деревянный воз, соломорезка, конная сеялка. Оказывается, Николай Николаевич давно собирал раритетные вещи. Теперь они образуют этнографический уголок во дворе. А другие, например, угольные утюги, самодельные замки, фонари, керосиновые лампы — украшают небольшой домашний музей, оформленный на мансардном этаже. Этот музей особенный, его основная экспозиция посвящена спортивной жизни Брестчины. В качестве экспонатов преобладают съемки различных событий и героев тех дней, спортсменов.

Одну из стен музея украшает особая коллекция галстуков хозяина — их здесь 123 штуки, свидетельство чиновничьего прошлого и модных тенденций прошлых лет. Галстуки однотонные и пестрые разных цветов и стран выглядят довольно интересно.

Это — что касается формы нового существования семьи Хевуков. А его содержание — крестьянский труд. Гектар земли — вам не шуточки. Работы хватает на грядках, в саду, недавно, рассказывают, и курочек завели. Так что на своем участке занятие обоим находится с утра до вечера.

Стоит еще сказать, что несколько лет назад Николая Николаевича избрали старостой деревни. В Лешнице сейчас 28 жителей, большинство — пожилые. Самые пожилые знают старосту с детства и до сих пор называют Колькой. «Главное, чтобы вовремя приезжали все службы: почта, автолавка, медицинская помощь, — рассуждает староста. — С этим проблем нет, скорая помощь, когда вызывают, приезжает действительно быстро. Дорогу вот недавно по улице Суворова отремонтировали». Артисты в деревне бывают, это уже староста поспособствовал, договорился с сельисполкомом, отделом культуры, чтобы на праздники приезжали участники самодеятельности, организовывали концерты.

Николай и Ирина ХЕВУКИ.

С разными вопросами приходят соседи к старосте, его задача связаться с сельисполкомом, проинформировать местную власть. Ну и, конечно, важен личный пример. Люди еще потому выбрали старостой новоиспеченного сельчанина, что его дом, двор, огород — образцово-показательные, хоть семинары проводи, опыт изучай.

Ну а душой всей этой красоты, ее создательницей и хранительницей, конечно, является хозяйка — Ирина Филипповна.

Сколько в кладовой различных варений-солений, сделанных по изысканным рецептам, как особых бабушкиных, так и новомодных из интернета! Нас с председателем сельисполкома она угощала вялеными помидорами по-итальянски и огурчиками, маринованными с горчицей, а также своими фирменными грибами — пальчики оближешь. Оказывается, Ирина Филипповна заядлая грибница. А черники, рассказывала, в прошлом году собрала семь ведер. Тыквы же вырастила такие, что самая большая завесила 58 килограммов. Удивляюсь, как при таком домашнем хозяйстве успевает в лес ходить, собирать его дары. Смеется: «Словно второе дыхание открылось, каждый день в лес как на работу бегу, все болезни проходят». Вот так бывший профессиональный профсоюзный работник Ирина Хевук нашла себя в роли хозяйки большой усадьбы.

Время выращивать капусту

Сейчас чуть ли не в каждой деревне можно встретить бывших горожан. Они в свое время отучились, отработали в больших и малых городах, а после выхода на пенсию привели в порядок родительские дома, переехали туда на постоянное жительство. И все чаще в качестве новых сельчан встречаются люди образованные, бывшие руководители и специалисты. У многих раньше не было возможности, времени что-то создавать собственными руками, а тут открылось пространство для деятельности, как у того римского императора Диоклетиана. Помните, он добровольно отошел от дел и стал выращивать капусту.

Опять же, если раньше человек активно и много работал, был в гуще жизни, а потом оказался словно на обочине, это может стать даже поводом для депрессии, а живя в деревне, просто нет времени думать — работы хватает. При том физические нагрузки, двигательная активность на свежем воздухе очень полезны — таким образом организм словно получает компенсацию за многие годы кабинетной работы. Возможности же для чтения или интеллектуальных упражнений с наличием интернета неограниченные. А вот пространства больше. Кто бы позволил себе отвести целую комнату для экспонатов в собственной трехкомнатной квартире? А здесь — пожалуйста. Музей Николая Хевука востребован, его показывают гостям, иногда здесь собираются бывшие коллеги, товарищи, играют в бильярд, рассматривают снимки, вспоминают.

Светлана ЯСКЕВИЧ

Пружанский, Малоритский районы

Название в газете: Покліч малой радзімы

Выбор редакции

Общество

К купальному сезону подготовят 459 пляжей

К купальному сезону подготовят 459 пляжей

Существуют строгие требования к местам для купания.

Экология

Какой интерес у Беларуси у Южного полюса?

Какой интерес у Беларуси у Южного полюса?

Антарктика, такая далёкая и близкая.

Общество

Командир ведет за собой

Командир ведет за собой

Пятикурсник Полоцкого государственного университета имени Е. Полоцкой был удостоен почетного звания «Человек года Витебщины — 2023».