Вы здесь

Почему фейки представляют глобальную угрозу?


Распространение коронавируса COVІD-19 по планете — без преувеличения, тема номер один новостных лент мировых информагентств. Правда, на этой волне возникает другая проблема, когда сообщения, мягко говоря, не соответствуют действительности. Опасность такого «информирования» настолько критическая, что тревогу подняли не только собственно журналисты, но и эксперты-медики. Социальные сети не должны потакать распространению дезинформации и ложных слухов в связи с коронавирусом, заявил генеральный директор Всемирной организации здравоохранения доктор Тедрос Адханом Гебрейесус. «Мы не просто боремся с эпидемией. Мы боремся и с информационной эпидемией, — сказал глава ВОЗ. — Ложные новости распространяются быстрее и легче, чем коронавирус, и это не менее опасно». ВОЗ обратилась к соцсетям и поисковым системам с призывом противостоять фейкам. Почему фальшивки представляют глобальную угрозу?


Спагетти-дерево и возвращение Аляски

Еще в начале XIX века в одной из газет появилась заметка о невероятно прожорливой утке. Якобы она съела девятнадцать других уток! Эта птица очень взволновала читателей и некоторое время служила главной темой для обсуждений. Вот только никакой утки на самом деле не существовало. Ее выдумал бельгийский журналист Роберт Корнелиссен, чтобы испытать степень доверчивости публики. Публика и действительно оказалась очень доверчивая, а с легкой руки бельгийца любую недостоверную информацию в прессе начали называть газетной уткой (по крайней мере, эта теория о происхождении термина является самой популярной).

Ряд «уток» стал классикой жанра. Великую Китайскую стену снесут, а на ее месте построят автодорогу, писали в США в 1899 году. «Утка по-пекински» показалась настолько правдоподобной, что ее быстро подхватили европейские СМИ. Заселенной разумными существами Луне посвятили целых шесть опусов в нью-йоркской газете в 1835 году. «Лунная утка» не выдерживала никакой критики, однако также была принята доверчивыми читателями за чистую монету и вошла в историю под именем «большое лунное надувательство».

Классика журналистского юмора, о которой до сих пор пишут в учебниках: в 1957 году корпорация «Би-би-си» сообщила о том, что швейцарским земледельцам удалось собрать рекордный урожай спагетти. И все это благодаря теплой зиме, а также победе над опасным вредителем — макаронным долгоносиком. В сюжете крестьяне снимали длинные спагеттины — не из ушей, как можно было бы предположить, а с деревьев. После эфира редакцию начали атаковывать телезрители. Они хотели выяснить, как вырастить спагетти-дерево у себя на участке. Журналисты в ответ советовали им поместить спагеттину в банку с томатным соусом и ждать, пока та не пустит корни.

В 2016 году издание «Газета.ру» сообщила, что группа международных юристов, якобы связанная с правительством России, активно работает в архивах Конгресса США. Цель специалистов — оспорить процедуру продажи Аляски Россией США во времена Александра II. Мол, Аляска была продана Америке незаконно, и сейчас самое время это исправить. Новость дошла до США и наделала там немало шума.  

Правило трех «с»

Современную дезинформацию стали называть фейки (от английского fake — подделка, фальшивка). Подделывают не только бренды, но и новости. И речь здесь идет не о допущенных журналистами ошибки в фактах, а о массовой информационной мистификации и умышленном распространении дезинформации в соцсетях и традиционных СМИ. Делается это для того, чтобы ввести в заблуждение и получить от этого коммерческую или политическую выгоду. Большинство старых добрых газетных «уток» все же выглядит безобидными розыгрышами, тогда как фейковые новости чаще всего предусматривают определенную выгоду.

Фейки строятся на манипуляциях, извращения фактов и на открытом обмане. Большую ложь как пропагандистский прием описал Адольф Гитлер в автобиографии. По его мнению, люди скорее поверят в большую ложь, чем в маленькую, так как сами стесняются соврать по-крупному, — следовательно, не поверят, что кто-то способен исказить факты на 100%. Создание и распространение абсолютной лжи описывает в культовом романе «1984» Джордж Оруэлл. Техника подмены правды на выдумку проста: прежние сообщения просто переписываются, ненужные слои информации изымаются из архивов. Жители вымышленной Океании безусловно верят в фейки, даже если вчера знали истинное положение дел.

Фейковые новости (fake news) возникли на стыке желтой прессы и политической пропаганды. Не каждый человек, покупающий в супермаркете еду, читает ее состав и смотрит на срок годности. Так и с новостями. Люди сначала включают эмоции. Популярность и эмоциональная вовлеченность любого контента держится на правиле трех «с»: смерть, секс и страх. Иногда называют другую цепочку, которую дополняет еще и одна «д»: скандал, смех, сенсация и деньги. Фальшивая новость получает свои первые 1,5 тысячи читателей в среднем в шесть раз быстрее, чем настоящая информация. Ученые из медиалаборатории Массачусетского технологического института (MІT Medіa Lab) посчитали: фейки в десять раз быстрее достигают глубины 19, чем правда глубины 10. Глубина в данном случае — длина цепочки сообщений.

Потери — 79 миллиардов долларов

Результаты распространения фейков имеют не только эмоциональные, но и конкретные материальные очертания. Компания CHEQ и Балтиморский университет опубликовали отчет, в котором проанализировали экономический ущерб от фейковых новостей во всем мире. Мировой рынок теряет на фейках $ 79 млрд, сообщил MedіaPost. Согласно отчету, больше всего фейков влияют на рынок ценных бумаг. Ельская школа управления обнаружила, что вводят в заблуждение статьи на инвестиционных сайтах, временно повышая цены на акции. Потенциальная потеря из-за такой дезинформации составляет до 0,05% стоимости акций — около $ 39 млрд ежегодных потерь.

За акциями идет финансовая «деза». Forbes и Economіc Polіcy Іnstіtute провели исследование и узнали, что фейки финансовых консультантов в США обходятся в $ 17 млрд. В ходе выборов были выявлены значительные расходы на ликвидацию дезинформации как минимум в 18 странах. Обсуждая фейковые новости, парламент Великобритании узнал, что веб-сайт proBrexіt Maіnstream Network потратил 257 тысяч фунтов стерлингов ($ 336 тыс.) Всего за 10 месяцев в течение 2018 года, получив 10,9 млн пользователей. В своем отчете Trend Mіcro сообщил, что за $ 2600 можно купить аккаунт в соцсети с более чем 300 тысячами подписчиков; а $ 55 тыс. будет достаточно для финансирования атаки в Twіtter, которая успешно дискредитирует журналиста. $ 400 тысяч необходимо, чтобы повлиять на изменение политики в торговых соглашениях, повлиять на выборы или изменить ход референдума.

Информационный яд

СМИ должны ответственно подходить к распространению информации и противостоять недействительным новостям. Об этом говорится в совместном заявлении, которое в прошлом году было принято в Шанхае на заседании президиума Всемирного медиасаммита. В мероприятии, которое проводилось по инициативе агентства «Синьхуа», участвовали крупнейшие СМИ, среди которых информационные агентства Assocіated Press, Reuters, «Би-би-си», France Presse, ANSA, Kyodo, телекомпания Al Jazeera.

«Выпуск и распространение фейковых новостей нарушает журналистскую этику и наносит ущерб интересам широкой публики. Медиа должны нести социальную ответственность, гарантируя, что сообщения, которые выпускаются, основаны на фактах и являются точными, предоставляя общественности полную, объективную и непредвзятую информацию. На СМИ возложена миссия борьбы с дезинформацией, фальшивая информация должна немедленно вычищаться, фейковые новости должны бойкотироваться», — объявил документ.

Конечно же, мировая проблема актуальна для нашей страны. Отечественное медиаполе столкнется с нарастанием угроз в ближайшем будущем. Об этом Президент Беларуси Александр Лукашенко заявил на совещании с руководителями ведущих государственных средств массовой информации. «Подтасованные факты, фейки, дипфейки, так называемая постправда, когда аудиторией умело манипулируют, намеренно уводя от действительности важных проблем, — этот и другой информационный яд похож химическое оружие», — убежден белорусский лидер. В такой непростой ситуации, по мнению главы государства, важно вести честный и объективный разговор с аудиторией, чтобы в непростых условиях информационного поля удержать внимание зрителей, читателей и слушателей. Так что основная «вакцина» от постправды — та самая правда.

Захар БУРАК

Фото из открытых источников

Название в газете: Пасля праўды

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.

Энергетика

Беларусь в лидерах по энергоэффективности

Беларусь в лидерах по энергоэффективности

А среди стран ЕАЭС — на первом месте.

Молодежь

Алина Чижик: Музыка должна воспитывать

Алина Чижик: Музыка должна воспитывать

Финалистка проекта «Академия талантов» на ОНТ — о творчестве и жизни.

Общество

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Почти тысяча двести человек соберутся, чтобы решать важнейшие вопросы развития страны.