23 сентября, среда

Вы здесь

Интересные тайны и открытия


Пингвины как люди

Итальянские ученые обнаружили сходство в речевых моделях людей и пингвинов. Это первый случай подобного открытия в отношении животных, не относящихся к отряду приматов.

Специалисты изучили «песни восторга», которые поют одинокие пингвины в брачный период, прослушав 590 образцов, исполненных этими птицами в трех разных колониях, пишет СNN.

Во всех «песнях» обнаружены три «слога», из которых образуются короткие и длинные «слова». Ученые считают, что пингвины копируют две черты человеческой речи: они чаще используют короткие «слова», чем длинные, и чем длиннее «предложение», тем более короткие звуки внутри него.


Доисторическая крыса: глупая и с клыками

Палеонтологи обнаружили останки доисторической крысы размером с человека, которая бродила по тропическим лесам Амазонки 10 миллионов лет назад. Этот грызун достигал полутора метров в длину и весил 80 килограммов (для сравнения, современный крыса весит в среднем около 200 граммов). Вид назвали Nеоеріblеmа асrееnsіs. Ученые уточнили, что у него были два огромных изогнутые клыка, а вот мозг имел весьма скромные размеры — всего 114 граммов, сообщают «Диалоги» со ссылкой на Bіоlоgу Lеttеrs.

Черепа двух древних крыс нашли в штате Акри на северо-западе Бразилии. Один был почти целый, а другой — фрагмент верхушки. Останки сохранились так хорошо, что ученые даже рассмотрели отпечатки обонятельных луковиц, а также лобных и височных долей. Авторы исследования сделали вывод, что Nеоеріblеmа асrееnsіs был большой не только по сравнению с нынешними крысами, но и крупнее величайших современных грызунов — капибар (они достигают максимум 60 килограммов). Грызун оказался вымершим родственником шиншилл, населявших западно-бразильскую Амазонию. Он жил в болотистой местности, которая существовала там до появления одного из самых крупных тропических лесов мира. Большой размер Nеоеріblеmа асrееnsіs позволяет предположить, что у него почти не было естественных врагов. Но в то время в Амазонии уже водились крокодилы, которые могли дать отпор крысам в заболоченной воде.  

Ученые, опираясь на параметры черепа, реконструировали мозг грызуна с помощью компьютерной томографии. Он, как уже упоминалось, оказался очень мал. Если у людей соотношение между общим весом и размерами мозга составляют 6, у современных южноамериканских грызунов — 1,05, то у Nеоеріblеmа асrееnsіs — всего 0,3. Можно предположить, что в ходе эволюции грызуны стали более миниатюрными, но приобрели более сложный мозг, который помогал им в выживании.


Ракета для... бюджетных запусков

Сверхлегкая многоразовая ракета, которую разрабатывают российские ученые, доставит на 200-километровую орбиту Земли микро- и наноспутники и вернется обратно. Стоимость отправки одного килограмма груза на ней не превысит рекордно низких 12 тысяч долларов, что вдвое дешевле, чем у ближайших конкурентов. Так что новинка имеет хорошие шансы быть конкурентоспособной на рынке.

Этого удалось добиться за счет упрощенной одноступенчатой конструкции носителя и инновационного метанового двигателя с соплом новой конфигурации — он не тратит тягу при изменении высоты полета. Стартовая масса аппарата составит 15 тонн при полезной нагрузке 250 кг. Создать готовую версию планируется в 2025 году. Проект обойдется приблизительно в 2,5 миллиарда рублей.

— Для реализации проекта необходим особый двигатель. Как правило, предлагаемая схема не используется в ракетостроении, так существующие двигатели могут работать с максимальной отдачей только на определенных высотах. На других этапах полета они теряют тягу, — рассказал представитель компании «ВНХ — Энерго» Павел Чернышов. —Мы создаем всережимный двигатель внешнего расширения, способный работать с сопоставимой тягой в течение всего времени, когда носитель выводится в космос.

По словам ученого, одной из главных особенностей конструкции двигателя будет замена традиционного конического сопла Лaваля на сопло Тарасова-Левина, которое оставляет более плотную реактивную струю. Она имеет меньшую склонность к развертыванию в обратном направлении и созданию обратной тяги, которая негативно влияет на коэффициент полезного действия. Это предохраняет элементы конструкции от воздействия реактивного потока без необходимости использования защитных экранов.

Первую ступень ракеты, в составе которой будет находиться инновационный метановый двигатель, планируется сделать многоразовой.

— Благодаря этому мы рассчитываем не только снизить стоимость запуска, но и уйти от необходимости иметь большие поля отчуждения, на территории которых обычно разбиваются отделившиеся части, — пояснил заместитель соруководителя ассоциации "Аэронет" Павел Булат. — После отделения первой ступени на высоте около 100 километров секция со спутниками будет выводиться на низкую опорную орбиту высотой 200 километров с помощью небольшого разгонного блока.

По словам эксперта, возвращаться с орбиты ступень будет хвостом вперед - с помощью раскрывшихся специальных решетчатых крыльев, которые стабилизируют полет и частично погасят скорость. В конечной фазе она будет плавно опускаться на землю на парашютах или задействовав двигатель. После успешной посадки двигатель новой ступени можно использовать повторно, поскольку за счет пониженной склонности к нагреву его ресурс составит около 30 пусков.-

Мечта об одноступенчатой ракете, способной взлетать и садиться без потери элементов конструкции, появилась еще в самом начале космической эры. Однако осуществить ее в то время не удалось из-за недостаточного уровня развития технологий, — рассказал генеральный директор компании Lin Industrial Александр Ильин. — В рамках нового российского проекта такой носитель может быть создан, так как идея предполагает использование множества современных технологий. В их числе и двигатель с соплом внешнего расширения, аналог которого пока не используется на серийных образцах космических ракет.

По словам эксперта, подобная новация выглядит намного более эффективной, чем копирование концепции SрасеХ, которое поставило бы российских инженеров в положение отстающей стороны. Таким образом, создание носителя позволит России не только получить новую систему, но и наработать технологии для дальнейшего совершенствования легких ракет.

— Сегодня малые космические аппараты в основном работают на низкой околоземной орбите, что делает такой сегмент рынка запусков очень емким: в год это сотни спутников, которые предназначены для выполнения коммерческих, научных и образовательных задач, — пояснил директор по маркетингу компании Sputnix Анатолий Копик . — В отличие от миссий с большими носителями запуски сверхлегких ракет позволят заказчикам не подстраиваться под время отправки основной полезной нагрузки, а выводить аппарат сразу на целевую орбиту.

Сергей СТАРИНОВ

Выбор редакции

Общество

Марина Мулявина: После развода родители оставались близкими людьми

Марина Мулявина: После развода родители оставались близкими людьми

Дочь главного «песняра» рассказала о семейных традициях.

Спорт

Андрей Лиховицкий: Ответственность, сосредоточенность и любовь

Андрей Лиховицкий: Ответственность, сосредоточенность и любовь

Андрей Лиховицкий — пример того, что географические границы спорта не помеха. Почему?