Вы здесь

Рассказываем, как под Малоритой бывшие наркоманы, алкоголики, судимые меняют мировоззрение


Как бывшие наркоманы, алкоголики, судимые меняют мировоззрение и поведение в центре реабилитации под Малоритой.

Сколько уже сказано, написано о сегодняшнем бедствии — наркотиках, но каждая отдельная история впечатляет по-новому. Вот представьте себе: жила в Пинске обычная, работящая, хорошая семья. Муж с женой растили двоих детей, сын с дочерью демонстрировали способности к учебе, приносили отличные оценки, а мать с отцом мечтали о последнем звонке, продолжении образования, перспективных специальностях детей, счастливых их семьях, внуках. И здесь 15-летний потомок сдуру пробует наркотики, быстро попадает в колонию, и жизнь семьи превращается в кошмар: все темнеет, рушится, гаснет, словно по дороге в пропасть.


Два пути

...Если сегодня встретить на улице Дмитрия Мартиновского, высокого, стройного, с открытой улыбкой, можно принять его за молодого чиновника, успешного бизнесмена, квалифицированного рабочего, человека творческой профессии — да за кого хочешь, только не бывшего наркомана с криминальными строками в биографии.

А это он, тот самый пинчук Дима, что занимался спортом, рос на радость родителям, учился после девяти классов в индустриально-педагогическом техникуме, но закончить его не успел по указанной выше причине. Та злополучная доза яда, на которую впервые соблазнился подростком, стала рубежом в его жизни, который преодолеть было очень трудно. После одного заключения состоялось второе, как он скажет: "Колонии менялись, не меняось мировоззрение. Вот представьте себе. Вышел из тюрьмы, приехал домой. Утром выглядываешь в окно: люди спешат на работу, некоторые ведут детей в садик, проводят старших в школу. У всех неотложные дела, расписано время. А тебе никуда не надо! И вот это, наверное, самое страшное. В какой-то момент понимаешь, что есть два пути. Первый из них приведет обратно в привычную уголовную среду. Второй — это постараться изменить свою жизнь. Последний путь намного тяжелее, ступеньки на нем хрупкие, могут разваливаться и буквально таять под каждым твоим шагом. Здесь главное, чтобы были рядом люди, которые могут подсказать, направить, помочь».

Таких людей Дмитрий встретил в центре реабилитации благотворительной религиозной миссии в Минске в районе Чижовки. Этот центр только открывался. Дмитрий был в нем четвертым студентом. Именно так называют здесь реабилитантов — не пациентами, например, а студентами, подчеркивая, что люди учатся жить по-новому, постигают новую жизнь.

Снова стать сыном

— Вот приехал туда, — продолжает собеседник, — без зубов, теперь они вставные, со множеством диагнозов, сам такой, что, кажется, в пакет можно запихнуть, так как после употребления наркотиков от человека, можно сказать, половина остается. Мне сразу доходчиво объяснили, что правила пребывания жесткие, все свои прежние привычки надо оставить за порогом и попробовать научиться жить по-новому с другими ценностями и приоритетами. И здесь возникла еще одна проблема. На момент поступления в центр на меня был составлен протокол за правонарушение и заведено уголовное дело. Для обычного человека это может закончиться профилактической беседой, увещеванием, а для того, кто уже имеет судимость, как в моем случае, могло бы обернуться новым сроком заключения. Все висело на волоске, но центр походатайствовал за меня и в милиции пошли навстречу. Всю жизнь буду благодарен тем людям в погонах, которые поверили, дали последний шанс. Но, прежде всего, благодарен Богу, что так распорядился, потому что если бы я оттуда ушел опять за решетку, вряд ли что-нибудь хорошее было бы в моей жизни вообще.

— Могу сказать, — продолжает Дмитрий, — что из центра реабилитации я вышел не просто другим, я вышел совсем другим человеком. Словно тот прежний где-то там остался, а новый пришел в этот мир. Не скажу, что это было легко. Кому-то может показаться, что в один день или одно мгновение просветлело в мозгах, и ты стал другим. Нет, так не бывает. Это дается большим трудом, душевным, физическим, большими усилиями над собой. Надо учиться смирению, пониманию, учиться думать, учиться выражать свои мысли. Все это — сложная наука.

Однажды в центре за слово «в натуре» я получил два часа штрафных работ. Это же не бранное, не оскорбительное слово, но суть заключалась в том, чтобы отвыкнуть, выбросить из употребления тюремный жаргон вообще. Помню, как те два часа полол чеснок, аж слезы на глазах выступали. Теперь понимаю, что так учился смирению. Ведь раньше же как было: тебе сказали слово, а ты — пятнадцать в ответ, да каких! Все это надо было пройти, чтобы прийти к Богу. Ведь без веры, по моему убеждению, сам с таким грузом не справишься, — рассуждает Дмитрий Мартиновский.

Директор Олег Ляхович демонстрирует гипсовую плитку в мастерской.

Два года назад он женился. Жизнь его пинской семьи, конечно, стала другой. «Я понял, что для своих родителей как бы заново стал сыном, — говорит взрослый человек. — Если мы собираемся все, родители радуются, мы вместе отмечаем семейные события, праздники. Приезжает сестра с семьей, она преподает иностранный язык в школе, у нее хороший муж, дети. И я сейчас приезжаю с женой. Все у нас как следует, и это величайшее счастье для родителей».  

Сейчас Дмитрий работает заместителем директора центра реабилитации, который расположен в деревне Великорита, подрабатывает на стройке в Бресте.

Дом в Великорите

Центр — одно из учреждений благотворительной миссии «Возвращение» Союза христиан веры евангельской в Беларуси. Центр под названием «Страна живых» появился в Великорите семь лет назад. Все волонтеры и сотрудники центра сами ранее проходили реабилитацию, имели проблемы с наркотиками, алкоголем или были осуждены. Каждый из них таким образом служит живым примером для нынешних обитателей.

— Начинали с того, что купили деревенский дом в Великорите, — рассказывает директор центра Олег ЛЯХОВИЧ. — Он, только отремонтирован и немного благоустроен, и теперь служит жильем для тех, что проходит третий этап программы реабилитации. А для основных студентов мы построили новый корпус. Здесь мужчины живут четыре месяца, на вторые восемь месяцев они направляются в другой центр. А к нам прибывают на остальные шесть месяцев адаптации те из них, кто не захотел покинуть заведение, а выразил намерение поменять свою жизнь и достиг определенных успехов. Конечно, здесь бывают и случайные люди. Кому-то просто нужно перезимовать, если больше некуда пойти. Другие не выдерживают дисциплины и требований, так как изначально были настроены на свободное проживание вроде общежития.

— Мы никого не держим силой, — продолжает собеседник. — Человек всегда может собрать свои вещи и уйти. Это место добровольного пребывания — последнее служит стимулом и главным сдерживающим фактором. Кандидат при поступлении знакомиться с правилами проживания, мы даем перечень их в письменном виде. Потом, когда соглашается и принимает решение, направляем пройти медицинскую комиссию. Важно, чтобы потенциальный студент сделал флюорографию, анализы крови, прошел соответствующих специалистов. После этого кандидат подробно знакомиться с расписанием проживания, правилами, особенностями. Например, при поступлении каждый проходит досмотр себя и  вещей, потенциальный студент подписывает согласие на обыск. Важно, чтобы он не принес с собой сигареты, алкоголь, какие-то таблетки. Это исключается категорически. Иначе какая реабилитация?!

Трудовая терапия

Распорядок здесь довольно строгий. Подъем в семь утра, отбой в одиннадцать вечера. Мобильные телефоны запрещены, поговорить с родными можно раз в неделю, на телефонный звонок отводится 5—10 минут. Основной акцент делается на трудотерапию. С утра до обеда обитатели центра работают в подсобном хозяйстве, помогают местным жителям. Буквально на прошлой неделе деревенская старушка попросила разобрать сарай, а потом никак не могла сообразить, почему это ребята отказываются деньги взять за работу. Но ей только пожелали здоровья и пошли к себе — надо было спешить на занятия, которые здесь проходят во второй половине дня. Председатель Великоритского сельского Совета Виктор Киричун рассказал, что сельскую библиотеку в Пожежине волонтеры центра отремонтировали так, что зайти приятно. По словам главы местной власти, они всегда приходят на помощь, стоит только обратиться.

Постояльцы много работают на своем подсобном хозяйстве. В теплице выращивают огурцы, другие овощи, в сарае есть домашние животные. Кстати, огурцы продают в сезон населению по цене ниже рыночной.

Рядом с жилым возвели еще один корпус. Пока в нем временно разместили мастерскую, где производится плитка из гипса. Далее, рассказали, есть планы переоборудовать здание под жилое и открыть центр реабилитации для женщин. Таких, которые в этом нуждаются, к сожалению, в нашем обществе тоже немало.

Работа над собой

Даже поверхностного знакомства с жизнью и бытом центра достаточно, чтобы понимать, как здесь непросто жить и какое желание перестроить себя должно управлять человеком, чтобы он осознал необходимость и решил пройти этот путь. Для многих занятия по изучению Священного Писания становятся настоящим испытанием. Как и работа для других.

— Наркоманы целый день учились бы, книжки читали, — говорит Олег Ляхович. — Алкоголики, наоборот, лучше бы с утра до вечера лопатой махали. А здесь нужно и одно, и другое. А если распорядок кого-то не устраивает, и он начинает возмущаться, бубнить, мы можем стерпеть раз другой. После третьего раза человек собирает свои вещи и оставляет учреждение. Добровольность пребывания и подчинение правилам — залог и предпосылка успеха. Это всячески объясняем при поступлении.  

Результаты подобных усилий свидетельствуют сами за себя. Тезка Дмитрия Марциновского — тоже Дима, тоже пинчук, успел еще закончить банковский колледж, а потом — десять лет заключения. Прошел через центр, сейчас сотрудник брестского торгового центра «Материк», там же работает еще один «выпускник» — Роман. Центр, кстати, помогает трудоустроиться тем, кто успешно проходит реабилитацию и демонстрирует желание начать новую жизнь.  

У каждого здесь в личном архиве души своя история кругов ада. Прошли реабилитацию, например, три брата из огуречной столице Полесья — Ольшан. По словам работников центра, там вообще была тяжелая ситуация. Ребята не умели читать и писать, ряд социальных навыков был потерян, словно в джунглях выросли. Но прошли обучение, смогли посмотреть на мир другими глазами и теперь имеют семьи, выращивают огурцы в Ольшанах, а в сезон помогают центру с семенами. Кстати, многие, кто прошел реабилитацию, приезжают сюда в выходные с семьями на своих машинах, тем самым становятся наилучшим учебным пособием нынешним студентам: мол, смотрите, и у вас может быть нормальная человеческая жизнь с ее радостями, с определенным достатком, с работой, семьей.

Конечно, не все выходят другими людьми, не у всех получается справиться с собой. Приходили в центр и местные алкоголики, и все шло хорошо некоторое время, пока они не отправлялись домой. А там попадали под влияние собутыльников, и снова все возвращалось на прежние рельсы. Некоторые уезжают после нескольких недель или даже месяцев проживания. Но если сюда возвращаются на третий этап — таких сейчас в Великорите живет четыре человека — это значит, что реабилитация приносит успех. В целом же, по статистике, приблизительно 70 процентов тех, кто прошел реабилитацию, начинают новую жизнь без алкоголя, наркотиков, табака.

Сегодня в центре находится 12 студентов. Самому молодому 26 лет, самому старшему — 53. Реабилитационная программа рассчитана на полтора года. Первая часть кризисная, самая тяжелая для студентов, она продолжается четыре месяца. Потом наступает восьмимесячный период реабилитации, на это время постояльцы направляются в Барановичи. И последний этап лечения — адаптация — полгода, ее проходят здесь, для этих обитателей режим дня более свободный. Один из таких жителей рассказал, что самый тяжелый, конечно, был первый период: «Несколько раз собирал свои вещи, чтобы уйти отсюда. Но доходил до калитки и возвращался, так как понимал, что за теми дверями ждет прежнее, которое уже вместило десять судимостей. А жить по-прежнему больше не хочу. Видимо, не для того я родился на свет, чтобы быть алкоголиком и наркоманом. Хочу быть просто человеком».

Светлана ЯСКЕВИЧ

Малоритский район

Название в газете: Вяртанне да жыцця

Выбор редакции

Общество

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Почти тысяча двести человек соберутся, чтобы решать важнейшие вопросы развития страны.

Здароўе

В Национальный календарь планируют включить новые прививки

В Национальный календарь планируют включить новые прививки

Как вакцины спасают жизни и чего может стоить их игнорирование?

Наука

Насколько эффективно работает система интеллектуальной собственности?

Насколько эффективно работает система интеллектуальной собственности?

Рассказал первый заместитель председателя Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь Денис Коржицкий.