Вы здесь

Как правильно сформировать в семье финансовые цели


Постановка финансовых целей – это возможность на практике учиться ориентироваться в ситуации, где есть переменные «хочу» и «могу себе это позволить». Некоторые даже считают наличие финансовых целей приметой успешности человека.


Пять шагов к результату

Прежде всего нужно определиться с желаниями. Здесь у каждого они свои – купить машину, квартиру или съездить в путешествие мечты, насобирать на учебу детям, выучить иностранный язык или еще что-то. Но просто написать или подумать, чего ты хочешь, – недостаточно. Описание должно быть подробное, чем больше деталей, тем лучше.

Правильно сформулировать цель – только начало и первый шаг к ее осуществлению. Следующим этапом будет разработка плана по достижению задуманного и желаемого. Условно цели можно разделить на несколько видов (по времени их достижения) – краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (от 1 до 3-5 лет) и долгосрочные (от 5 и более лет).

Вообще, прописывать и планировать свои краткосрочные финансовые цели лучше всего в начале года. Тогда вы сможете видеть общую картину расходов, которые ждут вас и вашу семью в ближайшие месяцы. Например, здесь будут сборы детей в школу, ваш отдых или еще что-то. Если с целью определились, то самое время перевести ее в финансовый эквивалент, то есть прикинуть, какие суммы вам необходимы для осуществления задуманного.

Безусловно, фантазия иногда не имеет границ, но все же чувствуешь себя более комфортно и уверенно, когда реально смотришь на вещи. При постановке финансовых целей можно воспользоваться специальной техникой SMART, которая базируется на алгоритме из пяти шагов. За каждым из них стоит одно из требований оценки вашей цели.

  • S – Specific (в переводе: конкретность и ясность) – ваша цель должна быть актуальной, точной. Тут очень кстати спросить себя: что мы хотим получить/изменить/улучшить? Точно ли мы сами желаем этого?
  • M – Measurable (измеримость) – здесь будут те самые цифры, на примере которых вы объясняете себе, как достичь и в какой срок осуществить свою задумку. В этом контексте актуальны будут вопросы: чего и в каком количестве мы хотим? Когда именно сможем сделать вывод, что цель достигнута? Например, полгода откладывать по 100 рублей, чтобы купить новый ноутбук.
  • А – Achievable (достижимость) – цель должна быть амбициозной, но и реальной. Думать надо и о том, что может помочь достичь желаемого, и в чем кроется препятствие. Просто захотеть заработать миллион – цель неплохая, но оценить, хватит ли для реализации мечты вашего профессионализма, времени и здоровья, будет тоже не лишним.
  • R – Relevant (согласованность, важность) – цель должна быть созвучна вашим ценностям, взглядам и убеждениям. Ведь вряд ли вы пойдете работать, например, на руководящую должность, если вам такое занятие даст не равновесие и удовольствие, а только перспективу зарабатывать больше. Для чего нужно реализовать такую ​​цель? То же изучение иностранного языка может открыть перспективу найти работодателя не только в своей стране или просто повысить вашу ценность как сотрудника на нынешнем месте работы.
  • T – Time bound (определенность по времени) – следует наглядно представить, за какой срок нам реально осуществить запланированное и получить промежуточный или конечный результат. Дату определяете вы, отталкиваясь от своих возможностей и обстоятельств. Уверены, что сможете за несколько лет собрать на первоначальный взнос, чтобы начать строительство жилья, – тогда планируйте на пять лет. Дедлайн в любой сфере мотивирует на действия.

Между «хочу» и «могу»

– Самые распространенные ошибки при постановке финансовых целей, как показывает практика, – неправильное представление о бюджете и неумение просчитать все нюансы. Люди просто говорят «хочу квартиру, отдых, автомобиль», но не имеют элементарного представления о стоимости. А на самом деле – это основное, потому что только понимая, какая сумма нужна для реализации своего желания, мы сможем действовать и понимать, в каком направлении двигаться, – говорит финансовый консультант Светлана Мурашко. – Условно: есть у нас семья, которая хочет улучшить свои жилищные условия. Цель долгосрочная, и, как мы понимаем, со временем некоторые обстоятельства здесь могут меняться – жилье подорожает или станет дешевле. Однако, что бы ни происходило, в самом начале следует определиться, какую квартиру мы хотим купить. В каком городе, с каким количеством комнат, с каким ремонтом и планировкой и т д. И только потом можно на тех же сайтах с недвижимостью посмотреть стоимость такого жилья и понять, насколько для нас реальна такая покупка. Просто садимся и в блокноте или в таблице Excel прикидываем сумму и период, за который реально на нее заработать, насобирать. Тогда уже точно можно понять, по силам нам достичь желаемого или нужно рассматривать другие варианты.

Если с глобальными и большими финансовыми целями все более-менее понятно, то как быть, например, в ситуациях, когда наши собственные дети требуют купить дорогой подарок? Здесь есть свои нюансы. Ведь часто желание ребенка заполучить какую-то игрушку, вещь продиктовано рекламой, советами друзей. Однако не всегда такие запросы совпадают с финансовыми возможностями семьи. Как же в таком случае действовать? Отказывать или договариваться?

Специалист отмечает, что «бороться с детскими «хочу» очень сложно. Но если ребенок воспитывается в том числе и финансово, то с ним можно оговаривать такие ситуации. Например, сын или дочь ходят с родителями в магазин, и там им объясняют, что и почему родители покупают. Так у детей формируется восприятие того, как делается выбор товаров, как соотносятся качество и цена. То же самое и с ситуацией, когда дети активно участвуют в планировании семейного бюджета. Тогда у них есть возможность понимать, на что будут тратиться деньги в следующем месяце. Все эти процессы однажды очень помогут при возникновении спонтанного желания приобрести что-то популярное, модное. Ведь вы с вашим ребенком разговариваете на одном языке, и в таком случае легче объяснить ему, какие могут быть варианты для совершения покупки. Например, можно договориться, что будете вместе откладывать деньги некоторое время, либо купите вещь на какой-то праздник в подарок. Ваша позиция должна наглядно демонстрировать: вот такие суммы нам понадобятся, поэтому вот от этого придется отказаться.

И потом вместе уже в процессе обсуждения можно принять совместное решение, как действовать дальше».

Ставка на эмоции?

Между тем в наше время, когда вдруг возникает желание что-то приобрести, люди часто обращаются в банк за кредитами. У такой возможности есть как сторонники, так и те, кто категорически против. Ведь кредиты бывают разные. И, как показывает практика, не всегда ими пользоваться целесообразно. Например, вряд ли стоит брать на себя такого рода денежные обязательства, если вам хочется стать обладателем самой новой модели мобильного телефона. Это неразумно с точки зрения финансового поведения.

А вот другая ситуация: семья хочет улучшить жилищные условия. Супруги подсчитывают свои зарплаты и понимают, что купить свою квартиру или построить дом за счет сбережений смогут лет через двадцать. Тогда, возможно, и стоит обратиться в банк за кредитом. Хотя проценты там не малые, но ведь на карту поставлен комфорт семьи, который сказывается и на здоровье, и на эмоциональном фоне...

— Что касается покупок, здесь я всегда говорю про эмоциональную составляющую. Если, скажем, вы купили новый гаджет и радуетесь ему пару дней, а потом на смену эйфории приходит печальная мысль о кредите, который нужно отдавать, то возникает вопрос: какую эмоцию вы купили? Я в таком контексте могу привести свой пример – приобретение беспроводного пылесоса. Он появился у меня пять лет назад, но до сегодняшнего дня я счастлива. Покупать стоит долгосрочные эмоции. Разумеется, каждая ситуация имеет свои нюансы. Однако кредит или рассрочка необходимы только в том случае, если мы приобретаем решение какой-то настоящей проблемы, и оно радует нас долгое время, – делится мыслями Светлана Мурашко.

Финансы в контексте наших нужд и желаний – тема действительно важная, требующая индивидуального и грамотного подхода, чтобы достичь результатов и остаться в плюсе.

Елена ДРАПКО

Фото Анны ЗАНКОВИЧ

Название в газете: У фантазіі няма меж, у фінансаў — ёсць

Выбор редакции

Общество

Андрей Худык: Необходима мобилизация всех уровней власти, общества и бизнеса для совместных действий по охране природы

Андрей Худык: Необходима мобилизация всех уровней власти, общества и бизнеса для совместных действий по охране природы

От того, насколько бережно люди относятся к природе, зависит качество их жизни, здоровье и даже благополучие.

Общество

В зоне повышенной опасности. Как работает взрывотехнический центр внутренних войск МВД

В зоне повышенной опасности. Как работает взрывотехнический центр внутренних войск МВД

Об особенностях работы мы пообщались с заместителем начальника учреждения Максимом Кулем.

Общество

Новый контент для лета. Чем занять детей на 92 дня

Новый контент для лета. Чем занять детей на 92 дня

В период летних каникул для школьников и студентов подготовлены интересные мероприятия.