Вы здесь

Рынок электромобилей ЕАЭС. Главным хитом бэушек остается Tesla


Совет ЕЭК 16 марта принял решение обнулить ставку ввозной таможенной пошлины Единого таможенного тарифа ЕАЭС на отдельные виды моторных транспортных средств с электрическими двигателями. Нулевая ставка будет действовать по 31 декабря 2021 года и применяться при импорте электромобилей в Союз как юридическими, так и физическими лицами. Этому предшествовало подписание 12 марта Президентом Беларуси Александром Лукашенко Указа № 92 «О стимулировании использования электромобилей».


Точка сборки

Согласно указу, как отмечает БелТА, владельцы электромобилей освобождаются от уплаты пошлины за выдачу разрешения на допуск к участию в дорожном движении. Физическим лицам не придется уплачивать НДС при ввозе в Беларусь электромобилей для личного пользования. При этом у них будет возможность вернуть уплаченную при приобретении электромобиля сумму НДС в пределах 500 базовых величин. Кроме того, владельцы электротранспорта освобождаются до 1 января 2026 года от платы за парковку в специально оборудованных местах на коммунальных автомобильных парковках. При этом до 2025 года предполагается обеспечить не менее одной зарядки на 50 парковочных мест.

В настоящее время при покупке электромобиля за пределами Беларуси владелец уплачивает 15 % таможенной пошлины (отмена которой вступит в силу через 30 календарных дней после опубликования решения ЕЭК) и НДС (который будет отменен через три месяца после опубликования указа Президента) — 20 % от суммы стоимости транспортного средства и уплаченной пошлины.

После их консолидированного обнуления можно ожидать действительно кардинальных изменений на рынке электромобилей, как это произошло в Украине, где такая отмена действует уже пятый год. Только в феврале 2020-го здесь было поставлено на учет 623 электромобиля (из которых 29 новых). Это чуть ли не вдвое превышает годовой объем в масштабах ЕАЭС: по данным департамента статистики ЕЭК, в январе — октябре 2019 года импорт в страны ЕАЭС составил 292 электромобиля, при этом доля импорта Армении — 0,7 %, Беларуси — 30,8 %, Казахстана — 7,2 %, России — 61,3 %.

Большинство реализованных в президентском указе мер отражено в действующем плане по обеспечению стимулирования производства и использования колесных транспортных средств с электрическими двигателями в государствах — членах ЕАЭС на 2018—2020 годы. В этом перечне представлены стандартные подходы, соответствующие общемировой практике. Беларусь, инициировавшая процесс отмены ввозной таможенной пошлины на электромобили в ЕАЭС, может превратиться в точку сборки союзного рынка электротранспорта.

Аккумулятор на колесах

На бэушном рынке «электричек» в Беларуси и других странах ЕАЭС главным хитом остается Tesla. Устойчивым спросом пользуются Nissan Leaf, Volkswagen eGolf, Kia Soul EV, Chevrolet Bolt, Ford Focus Electric, BMW i3 и другие. Многие из этих электромобилей покупаются на аукционах в США, некоторые доставляются из Европы и Китая.

На рынке новых электрокаров в последние годы тоже наблюдается некоторое оживление, но очевидно, что покупка такой машины все еще остается уделом энтузиастов. По данным аналитического агентства «Автостат», в феврале 2020 года в России обладателями новых электромобилей стали всего 15 человек. В Беларуси за весь прошлый год было продано 11 новых электрокаров, при этом у нас делается ставка на развитие собственного производства. Развитие рынка электротранспорта имеет для Беларуси стратегически важное значение, связанное с потреблением электроэнергии планируемой к вводу в строй БелАЭС.

Как рассказал в интервью корреспонденту БелТА председатель Президиума НАН Беларуси В. Г. Гусаков, созданные заделы во взаимодействии с предприятиями-партнерами позволят в текущем году выйти на опытное производство пяти новых моделей отечественных электромобилей. Это — минивэн на шасси Joylong EF5 (производство на СП ЗАО «Юнисон»), седан на шасси Geely SC7 (производство в НАН), типовой ряд каркасных легковых электромобилей с кузовом из стеклопластика (НАН), электрогрузовик на шасси МАЗ (ОАО «МАЗ»), коммунальная машина с электроприводом (производство
в партнерстве с Мингорисполкомом). В ближайшей перспективе будет разработан и изготовлен низкопольный электробус с увеличенной дальностью пробега. Надо учитывать, что эта продукция рассчитана не только на нашу страну, но и на рынки ЕАЭС и дальнего зарубежья.

Высокий уровень локализации производства минивэна Joylong EF5 будет обеспечен за счет применения отечественных компонентов силовой установки: тягового электродвигателя, инвертора управления и силовой электроники, литиевой батареи модульной конструкции с жидкостным охлаждением, зарядного устройства, не уступающих зарубежным аналогам. Поэтому в стране должны быть всесторонне продуманы не только вопросы производства аккумуляторных батарей, но и развития инфраструктуры по их сбору, хранению и утилизации.

Как отмечается в программе создания государственной зарядной сети для зарядки электромобилей, утвержденной постановлением Совмина Беларуси № 731 от 10 октября 2018, важным фактором, влияющим на развитие электромобильного транспорта в Республике Беларусь, является стоимость электроэнергии по отношению к традиционному топливу. Так, стоимость 1 кВтч электроэнергии в среднем по странам Европы составляет около 0,14 евро, а стоимость 1 литра бензина АИ-92-К5 — около 1,4 евро.

Очередь к розетке

В Республике Беларусь средняя стоимость 1 кВтч электроэнергии на момент составления программы в 2018 году была около 0,1 евро, а стоимость литра бензина АИ-92-К5 — около 0,51 евро в эквиваленте. На 100 километров пробега электромобиль потребляет в среднем 23 кВтч энергии, а автомобиль с двигателем внутреннего сгорания расходует около 8 литров топлива. Таким образом, владелец транспортного средства в странах Европы израсходует на 100 километров пробега электромобиля 3,22 евро, автомобиля с двигателем внутреннего сгорания — 11,2 евро, в Республике Беларусь — 2,3 и 4,08 евро соответственно, и в нынешнем году это соотношение не претерпело кардинальных изменений.

Исходя из приведенных данных, разработчики программы сделали вывод о том, что сложившиеся условия не стимулируют население к приобретению «электричек». Вместе с тем сильной стороной зарождающегося рынка электротранспорта в Беларуси является активное развитие зарядной инфраструктуры. 5 марта «Белоруснефть» презентовала сеть электрозаправочных станций Malanka, которая уже сейчас может обслуживать около 9 тысяч электромобилей в день. К 2022 году планируется заряжать до 35 тысяч машин и запустить около 640 зарядных станций.

С этого года будут устанавливаться только станции быстрой зарядки, способные пополнить запас хода на 35 километров за 7 минут, чего должно хватить на несколько поездок по городу. Появятся в сети Malanka и «молниеносные» станции, которые заряжают электрокар за 10—12 минут на 345 километров пробега. Они, судя по всему, и будут делать погоду на рынке электрокаров в долгосрочной перспективе. Установка первых таких ЭЗС начнется с основных магистралей и столицы уже в конце этого года с постепенным покрытием всей территории страны.

По наиболее оптимистичному сценарию, изложенному в упомянутой выше программе и основанному на данных международного энергетического агентства и аудиторской компании KPMG, к 2025 году у нас в стране планируется 32,7 тысячи «электричек», в том числе 30,82 тысячи легковых электромобилей и 1,88 тысячи электробусов. Пессимистичный сценарий (9,96 тысячи, в том числе 9,37 тысячи легковых электромобилей и 590 электробусов) основан на данных прогноза развития электромобилей и электробусов в странах СНГ, где доля электромобилей может составить 5 %.

Заместитель генерального директора «Белоруснефти» Андрей Котик считает, что к 2025 году количество электромобилей в Беларуси может увеличиться до 100 тысяч. Звучит чересчур оптимистично, но соответствует уровню поставленных амбициозных задач по развитию рынка электротранспорта в стране. Чтобы удалось реализовать намеченные планы, в первую очередь должны созреть сами потенциальные потребители электромобилей, а на это как раз нацелены убедительные экономические аргументы президентского указа и скоординированные действия в масштабах ЕАЭС.

Николай Левчук, кандидат политических наук

Название в газете: «Электричка» без стоп-крана

Выбор редакции

Общество

Как сохранить сердце и сосуды здоровыми

Как сохранить сердце и сосуды здоровыми

Одним из самых распространенных заболеваний в мире является артериальная гипертензия.

Общество

Волонтер проекта «Помощь бездомным»: тепло и поддержка даже через еду передаются

Волонтер проекта «Помощь бездомным»: тепло и поддержка даже через еду передаются

Они кормят горячими обедами более ста человек, оказавшихся на обочине жизни.

Культура

Хотим ли мы дожить до момента, когда наши дети совсем перестанут читать печатные книги?!

Хотим ли мы дожить до момента, когда наши дети совсем перестанут читать печатные книги?!

«Академкнига» превратилась в центр самой разнообразной литературы.

Общество

Руководитель брестского военно-исторического клуба «Гарнизон» о работе объединения  и реконструкциях обороны крепости-героя

Руководитель брестского военно-исторического клуба «Гарнизон» о работе объединения и реконструкциях обороны крепости-героя

Утро, Брестская крепость, выстрелы, взрывы, солдаты, вероломное нападение и героическая оборона — спустя десятилетия в печальный рассвет 22 июня 41-го современные реконструкторы обороны переносят зрителей каждый год.