Вы здесь

Рынок электромобилей ЕАЭС. Главным хитом бэушек остается Tesla


Совет ЕЭК 16 марта принял решение обнулить ставку ввозной таможенной пошлины Единого таможенного тарифа ЕАЭС на отдельные виды моторных транспортных средств с электрическими двигателями. Нулевая ставка будет действовать по 31 декабря 2021 года и применяться при импорте электромобилей в Союз как юридическими, так и физическими лицами. Этому предшествовало подписание 12 марта Президентом Беларуси Александром Лукашенко Указа № 92 «О стимулировании использования электромобилей».


Точка сборки

Согласно указу, как отмечает БелТА, владельцы электромобилей освобождаются от уплаты пошлины за выдачу разрешения на допуск к участию в дорожном движении. Физическим лицам не придется уплачивать НДС при ввозе в Беларусь электромобилей для личного пользования. При этом у них будет возможность вернуть уплаченную при приобретении электромобиля сумму НДС в пределах 500 базовых величин. Кроме того, владельцы электротранспорта освобождаются до 1 января 2026 года от платы за парковку в специально оборудованных местах на коммунальных автомобильных парковках. При этом до 2025 года предполагается обеспечить не менее одной зарядки на 50 парковочных мест.

В настоящее время при покупке электромобиля за пределами Беларуси владелец уплачивает 15 % таможенной пошлины (отмена которой вступит в силу через 30 календарных дней после опубликования решения ЕЭК) и НДС (который будет отменен через три месяца после опубликования указа Президента) — 20 % от суммы стоимости транспортного средства и уплаченной пошлины.

После их консолидированного обнуления можно ожидать действительно кардинальных изменений на рынке электромобилей, как это произошло в Украине, где такая отмена действует уже пятый год. Только в феврале 2020-го здесь было поставлено на учет 623 электромобиля (из которых 29 новых). Это чуть ли не вдвое превышает годовой объем в масштабах ЕАЭС: по данным департамента статистики ЕЭК, в январе — октябре 2019 года импорт в страны ЕАЭС составил 292 электромобиля, при этом доля импорта Армении — 0,7 %, Беларуси — 30,8 %, Казахстана — 7,2 %, России — 61,3 %.

Большинство реализованных в президентском указе мер отражено в действующем плане по обеспечению стимулирования производства и использования колесных транспортных средств с электрическими двигателями в государствах — членах ЕАЭС на 2018—2020 годы. В этом перечне представлены стандартные подходы, соответствующие общемировой практике. Беларусь, инициировавшая процесс отмены ввозной таможенной пошлины на электромобили в ЕАЭС, может превратиться в точку сборки союзного рынка электротранспорта.

Аккумулятор на колесах

На бэушном рынке «электричек» в Беларуси и других странах ЕАЭС главным хитом остается Tesla. Устойчивым спросом пользуются Nissan Leaf, Volkswagen eGolf, Kia Soul EV, Chevrolet Bolt, Ford Focus Electric, BMW i3 и другие. Многие из этих электромобилей покупаются на аукционах в США, некоторые доставляются из Европы и Китая.

На рынке новых электрокаров в последние годы тоже наблюдается некоторое оживление, но очевидно, что покупка такой машины все еще остается уделом энтузиастов. По данным аналитического агентства «Автостат», в феврале 2020 года в России обладателями новых электромобилей стали всего 15 человек. В Беларуси за весь прошлый год было продано 11 новых электрокаров, при этом у нас делается ставка на развитие собственного производства. Развитие рынка электротранспорта имеет для Беларуси стратегически важное значение, связанное с потреблением электроэнергии планируемой к вводу в строй БелАЭС.

Как рассказал в интервью корреспонденту БелТА председатель Президиума НАН Беларуси В. Г. Гусаков, созданные заделы во взаимодействии с предприятиями-партнерами позволят в текущем году выйти на опытное производство пяти новых моделей отечественных электромобилей. Это — минивэн на шасси Joylong EF5 (производство на СП ЗАО «Юнисон»), седан на шасси Geely SC7 (производство в НАН), типовой ряд каркасных легковых электромобилей с кузовом из стеклопластика (НАН), электрогрузовик на шасси МАЗ (ОАО «МАЗ»), коммунальная машина с электроприводом (производство
в партнерстве с Мингорисполкомом). В ближайшей перспективе будет разработан и изготовлен низкопольный электробус с увеличенной дальностью пробега. Надо учитывать, что эта продукция рассчитана не только на нашу страну, но и на рынки ЕАЭС и дальнего зарубежья.

Высокий уровень локализации производства минивэна Joylong EF5 будет обеспечен за счет применения отечественных компонентов силовой установки: тягового электродвигателя, инвертора управления и силовой электроники, литиевой батареи модульной конструкции с жидкостным охлаждением, зарядного устройства, не уступающих зарубежным аналогам. Поэтому в стране должны быть всесторонне продуманы не только вопросы производства аккумуляторных батарей, но и развития инфраструктуры по их сбору, хранению и утилизации.

Как отмечается в программе создания государственной зарядной сети для зарядки электромобилей, утвержденной постановлением Совмина Беларуси № 731 от 10 октября 2018, важным фактором, влияющим на развитие электромобильного транспорта в Республике Беларусь, является стоимость электроэнергии по отношению к традиционному топливу. Так, стоимость 1 кВтч электроэнергии в среднем по странам Европы составляет около 0,14 евро, а стоимость 1 литра бензина АИ-92-К5 — около 1,4 евро.

Очередь к розетке

В Республике Беларусь средняя стоимость 1 кВтч электроэнергии на момент составления программы в 2018 году была около 0,1 евро, а стоимость литра бензина АИ-92-К5 — около 0,51 евро в эквиваленте. На 100 километров пробега электромобиль потребляет в среднем 23 кВтч энергии, а автомобиль с двигателем внутреннего сгорания расходует около 8 литров топлива. Таким образом, владелец транспортного средства в странах Европы израсходует на 100 километров пробега электромобиля 3,22 евро, автомобиля с двигателем внутреннего сгорания — 11,2 евро, в Республике Беларусь — 2,3 и 4,08 евро соответственно, и в нынешнем году это соотношение не претерпело кардинальных изменений.

Исходя из приведенных данных, разработчики программы сделали вывод о том, что сложившиеся условия не стимулируют население к приобретению «электричек». Вместе с тем сильной стороной зарождающегося рынка электротранспорта в Беларуси является активное развитие зарядной инфраструктуры. 5 марта «Белоруснефть» презентовала сеть электрозаправочных станций Malanka, которая уже сейчас может обслуживать около 9 тысяч электромобилей в день. К 2022 году планируется заряжать до 35 тысяч машин и запустить около 640 зарядных станций.

С этого года будут устанавливаться только станции быстрой зарядки, способные пополнить запас хода на 35 километров за 7 минут, чего должно хватить на несколько поездок по городу. Появятся в сети Malanka и «молниеносные» станции, которые заряжают электрокар за 10—12 минут на 345 километров пробега. Они, судя по всему, и будут делать погоду на рынке электрокаров в долгосрочной перспективе. Установка первых таких ЭЗС начнется с основных магистралей и столицы уже в конце этого года с постепенным покрытием всей территории страны.

По наиболее оптимистичному сценарию, изложенному в упомянутой выше программе и основанному на данных международного энергетического агентства и аудиторской компании KPMG, к 2025 году у нас в стране планируется 32,7 тысячи «электричек», в том числе 30,82 тысячи легковых электромобилей и 1,88 тысячи электробусов. Пессимистичный сценарий (9,96 тысячи, в том числе 9,37 тысячи легковых электромобилей и 590 электробусов) основан на данных прогноза развития электромобилей и электробусов в странах СНГ, где доля электромобилей может составить 5 %.

Заместитель генерального директора «Белоруснефти» Андрей Котик считает, что к 2025 году количество электромобилей в Беларуси может увеличиться до 100 тысяч. Звучит чересчур оптимистично, но соответствует уровню поставленных амбициозных задач по развитию рынка электротранспорта в стране. Чтобы удалось реализовать намеченные планы, в первую очередь должны созреть сами потенциальные потребители электромобилей, а на это как раз нацелены убедительные экономические аргументы президентского указа и скоординированные действия в масштабах ЕАЭС.

Николай Левчук, кандидат политических наук

Название в газете: «Электричка» без стоп-крана

Выбор редакции

Спорт

«Даже через 40 лет семейной жизни романтика остается...»

«Даже через 40 лет семейной жизни романтика остается...»

Интервью с олимпийским чемпионом по фехтованию.

Здоровье

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Несколько советов от врача-инфекциониста.