Вы здесь

Как белорусские таможенники защищают экономические интересы страны и союза на границе ЕАЭС и Украины


Задумка посмотреть, как работает один из пунктов таможенного оформления на внешней границе ЕАЭС, возникла еще до закрытия границ, и мы оказались там за несколько дней до этого безрадостного момента. Но ситуация с коронавирусом в Италии была уже довольно серьезная, поэтому мы, среди прочего, интересовались у работников санитарно-карантинного пункта санитарными мерами защиты в связи с пандемией. Впрочем, коварный вирус так или иначе будет побежден, а таможенная служба продолжит работу в обычном режиме. Какова она — защита экономических интересов не одной только Беларуси, а целых пяти стран, — в репортаже с республиканского пункта таможенного оформления «Новая Рудня».


Три эпохи таможенного пункта

Автодорожный республиканский пункт таможенного оформления «Новая Рудня» имеет международный статус. Здесь совершаются таможенные операции, связанные с прибытием товаров на территорию Евразийского экономического союза и их убытием с этой территории.

Работает пункт круглосуточно с 1993 года. В 2006-м была введена в эксплуатацию первая очередь строительства (административное здание, зал оформления грузового транспорта и бокс углубленного досмотра), а в феврале 2007-го состоялся торжественный ввод в эксплуатацию всего пункта пропуска «Новая Рудня». К этой дате завершилось строительство полос движения легкового транспорта. Пункт пропуска построен на средства Союзного государства.

Расположен он на автодороге Р-31 Бобруйск — Мозырь — граница Украины. Сопредельный пункт таможенного оформления — «Выступовичи» (Украина). В 90-е здесь в большом количестве пересекали границу «челноки», которые закупались на оптовых рынках в Хмельницком. До 2014 года огромный поток россиян с мая по сентябрь пересекал Новую Рудню, чтобы попасть на черноморское побережье Крыма, в Одессу и обратно. К тому периоду относятся и воспоминания об очередях на этом пропускном пункте. Сейчас очередей, как правило, не бывает даже в период летних отпусков.

Начальник Ельского таможенного поста Анатолий Процко наблюдает за пропускным пунктом.

Кстати, Гомельская таможня на отпускной период максимально увеличивает количество должностных лиц, совершающих таможенные операции. У путешественников есть также возможность узнать об очередях транспортных средств в пунктах пропуска в режиме онлайн (gpk.gov.by) и выбрать наименее загруженный. Сэкономить время и нервы позволит также знакомство с порядком перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС (customs.gov.by) и таможенным законодательством в стране, в которой планируется отдых. При необходимости на едином интернет-портале таможенных органов также можно заранее заполнить пассажирскую таможенную декларацию.

Теперь основной поток через Новую Рудню — грузовой транспорт. Проектная пропускная способность — 895 автотранспортных средств в сутки, из них 620 легковых автомобилей, 260 грузовых и 15 автобусов. По факту до закрытия украинской границы легковушек тут проезжало меньше двух сотен, автобусов — не больше пяти, а вот количество грузовиков в этом году выросло и уже приближается к уровню запроектированной пропускной способности — 243 в сутки.

— География — самая широкая: Турция, Италия, Словения, Словакия, Чехия, Болгария, Румыния, Венгрия, Украина... Вся Европа проходит через нас, — подытоживает начальник Ельского  таможенного поста (в структуре которого находится Новая Рудня. — «СЕ».) Анатолий ПРОЦКО. — Очень много экспортных грузов идет: от МАЗов, холодильников, троллейбусов, трамваев до картошки... До недавнего времени через Новую Рудню активно везли битум.

И вирус не проскочит

У таможенников всех стран, а транзитных в особенности, две основные (и, казалось бы, взаимоисключающие) задачи: первая — не допустить завоза и вывоза из страны запрещенных для этого товаров или предметов, вторая — обеспечить максимально быстрое прохождение границы.

В последнее время у служб, работающих на границе, появилась еще одна забота — борьба с распространением коронавируса.

В случае обнаружения у лиц симптомов вирусной инфекции пограничная, таможенная и санитарная службы действуют в строгом соответствии с разработанным порядком.

При пересечении Государственной границы Республики Беларусь всем прибывшим (за исключением водителей, осуществляющих грузоперевозки и следующих транзитом через Республику Беларусь) выдаются «Анкета прибывшего» и памятка «Правила поведения при самоизоляции». Специалист санитарно-карантинного пункта проводит всем прибывшим термометрию (с использованием тепловизора или бесконтактного термометра), опрос (на наличие или отсутствие жалоб на состояние здоровья).

Если у прибывшего водителя грузовика, следующего транзитом, имеются симптомы, не исключающие инфекционное заболевание (однажды на Новой Рудне так уже было — к счастью, COVІD-19 не подтвердился), транспортное средство оставляют на отдельной площадке, водителя размещают в изоляторе до прибытия машины скорой помощи, которая перевозит его в инфекционную больницу

(отделение). В случае подозрения на инфекционное заболевание в пунктах таможенного и пограничного оформления проводится дезинфекция.

С учетом складывающейся эпидемиологической ситуации в мире по инфекции COVІD-19 всем прибывшим в Республику
Беларусь (за исключением водителей, осуществляющих грузоперевозки и следующих транзитом через Республику Беларусь) независимо от страны пребывания необходимо в течение 14 дней с даты прибытия соблюдать режим самоизоляции.

За лицами, прибывшими из эпидемически неблагополучных стран, осуществляется медицинское наблюдение в течение 14 дней с даты прибытия.

Справочно: Министерство здравоохранения Беларуси внесло изменения в перечень стран с неблагополучной эпидемиологической ситуацией, включив туда Италию, Иран, Южную Корею, Францию, Германию, Испанию, Польшу и Чехию.

«18 марта Министерство транспорта и коммуникаций определило 43 пункта, на которых водители большегрузных машин, следующих через территорию Беларуси, могут заправиться и отдохнуть, — рассказала «СЕ» пресс-секретарь Министерства здравоохранения Беларуси
Юлия БОРОДУН.
 — На этих пунктах уже с 19 марта организованы санитарно-противоэпидемические мероприятия, реализация которых позволит минимизировать риск завоза и распространения коронавирусной инфекции».

Контроль — не в ущерб скорости

В республиканском пункте таможенного оформления «Новая Рудня» применяется система двойных коридоров: «красный» и «зеленый».

— «Зеленый» предназначен для следования лиц, которые не имеют товаров, подлежащих таможенному декларированию, — поясняет заместитель начальника Ельского таможенного поста Олег БУДРЕВИЧ. — Пересекая линию «зеленого коридора», человек тем самым заявляет, что у него нет таких товаров. После этого мы можем проводить или не проводить форму таможенного контроля, то есть контроль у нас выборочный. Если у нас есть какие-то
подозрения в отношении данного лица либо товара, тогда проводим осмотр либо досмотр. Можем ограничиться устным опросом.

В Новой Рудне для ускорения совершения таможенных операций и упрощения прохождения таможенной границы в 2017 году введен в эксплуатацию комплекс программных средств контроля, который позволил перейти с бумажных контрольных талонов на электронные.

Самый первый вид контроля, осуществляемый таможенными службами на въезде в страну, — радиационный. Высокочувствительные портальные мониторы, произведенные белорусской компанией «Полимастер», были установлены на средства Министерства энергетики США в рамках программы «Вторая линия защиты», цель которой — противодействие и пресечение незаконного оборота радиоактивных материалов.

Установка радиационного контроля.

— Очередность контроля разная на въезд и на выезд, — рассказывает Олег Будревич. — Пограничная служба всегда первая на въезд, потом ветеринарный, фитосанитарный, санитарно-карантинный контроль, последние — мы. На выезд — наоборот, таможня всегда первая.

Мы наблюдаем, как машина проходит весогабаритный контроль. Если нагрузка на ось транспортного средства в движении превышает допустимые параметры, значит, дорожное покрытие в нашей стране будет повреждаться, комментирует заместитель начальника поста. Для того чтобы компенсировать этот ущерб, необходимо получить специальное разрешение в профильном министерстве. Без этого разрешения таможенники отказывают во въезде в Беларусь.

Весы для определения веса груза.

Тут же измеряются и габариты фуры, проверяются целостность тента, личные вещи водителя и груз. После этого водитель грузовика в течение трех часов должен подать таможенную декларацию на перемещаемый груз. Электронное предварительное информирование таможенных органов позволяет оформить документы в несколько раз быстрее.

Светлана Щербин осуществляет прием документов у представителя перевозчика для оформления декларации.

Растения, продукты и животные

В Новой Рудне бок о бок с пограничниками и таможенниками работают агрономы, врачи и ветеринары.

— Сначала проверяем документы, потом в доступных местах (для быстроты прохождения пункта пропуска) досматриваем продукцию на наличие карантинных объектов — вредных организмов, отсутствующих и ограниченно распространенных на территории ЕАЭС, — рассказывает о фитосанитарном контроле агроном первой категории, государственный инспектор Александр НОВИК.

Александр Новик и Александр Кудин знакомятся с документами возврата и уничтожения подкарантинной продукции.

С июля 2017 года на территории ЕАЭС действует единая нормативно-правовая база в сфере карантина растений. Это значит, что на внешней границе союза должна ликвидироваться угроза для заражения территории не только Беларуси, но и остальных стран пятерки. При обнаружении карантинных объектов, как правило, в течение суток (по нормативам — 72 часа) выдается заключение лаборатории. Прошедшая контроль на внешней границе союза партия подкарантинной продукции, которая была признана свободной от карантинных объектов, сопровождаемая реэкспортным фитосанитарным сертификатом, может свободно перемещаться по всей таможенной территории. По прибытии продукции на место назначения при ее разгрузке проводится вторичный, более обширный фитосанитарный контроль.

При нарушении нормативных актов, заключении лаборатории о наличии вредных организмов продукция на территорию ЕАЭС не допускается.

Сотрудники Калинковичского пограничного контрольного ветеринарного пункта в Новой Рудне проводят проверку при импорте, экспорте и транзите продукции животноводства, кормов и других подконтрольных Госветнадзору грузов, а также при провозе животных. Как и фитосанитарный, ветеринарный контроль находится в оперативном подчинении у таможенной службы. Еще одна из основных задач ветеринаров на границе — охрана территории Беларуси от заносов возбудителей заразных болезней, общих для человека и животных.

— Подконтрольные грузы, которые поступают на территорию Евразийского экономического союза, должны иметь сопроводительные документы и разрешение на ввоз, — рассказывает о предмете своих проверок ветеринарный врач Татьяна АНИЩЕНКО. — Физическим лицам разрешен ввоз готовой продукции животного происхождения в заводской упаковке до 5 килограммов при условии благополучия в эпизоотическом отношении страны-производителя этого товара и страны вывоза.

Это означает, что, например, домашние сало, мясо, колбасу привезти на территорию ЕАЭС, в том числе в Беларусь, нельзя. А в данный момент запрещен провоз украинской готовой продукции с содержанием свинины в любой упаковке.

Физические лица также без специального разрешения могут ввезти до двух домашних питомцев, если это кошка или собака. Все остальные питомцы и любые животные, должны иметь разрешение  департамента ветнадзора и соответствующие документы из страны следования.

«Изюминка» из скважины

— Хотите узнать о нашей изюминке? — спрашивает нас Олег Будревич и, дождавшись подтверждения, продолжает: «Отопление в «Новой Рудне» организовано холодной водой».

— Как это?

— Вы холодильник когда-нибудь сзади трогали?

— Да, он там теплый.

— Вот у нас — холодильник наоборот: мы из воды отбираем тепло и им обогреваемся. Есть аппарат — чиллер с тепловым насосом. Единственный в системе наших таможенных органов. Да и в Беларуси таких немного. У нас нет ни газа, ни дров, ни мазута. Отапливаемся за счет артезианской воды. Берем ее из технических скважин глубиной не более 20 метров, с температурой 6-7 градусов. Охлаждаем до 5 градусов, за счет охлаждения нагревается фреон, который в теплообменнике нагревает воду. На выходе она имеет температуру уже 50 градусов.

— КПД данной установки — на один потребленный джоуль энергии четыре джоуля отдачи, — поддерживает тему Анатолий Процко. — Канадская разработка, французское воплощение. Обогревает все здания в РПТО с 2006 года.

Полюбовавшись на чиллер и послушав его мерное жужжание, мы завершаем нашу экскурсию по Новой Рудне.

— Вот микроавтобус, — машет напоследок рукой начальник поста. — Человек спрятал 400 килограммов орехов, в том числе самых дорогих в мире — макадамий. Вез из Молдовы. Ему грозит конфискация груза и транспортного средства. Если орехи пройдут сертификацию, их запустят

в продажу. Если нет, будут уничтожены.

На мой последний вопрос — тяжело ли было переходить на работу по Таможенному кодексу ЕАЭС — Анатолий Процко отвечает отрицательно.

— Для профессионала это никакой сложности не представляет, — говорит он. — Потому что все основы были заложены в национальном кодексе. Да и национальный не раз менялся — мы уже привыкли.

Ольга МЕДВЕДЕВА

Фото Татьяны ТКАЧЕВОЙ

РПТО «Новая Рудня», Ельский район

Название в газете: На внешнем периметре

Выбор редакции