Вы здесь

Каким будет первый белорусский электромобиль?


Когда Беларусь составит конкуренцию TESLA, почему «гибриды» не очень интересуют покупателей и как сделать «умную» машину маленькой?

Разработки белорусского электромобиля начались в 2015 году. Тогда в стране пришлось буквально с нуля создавать новую отрасль промышленности — а с нею и научную школу. Ученые знали подходы российских, украинских коллег, владели общей теорией, но не имели конкретного опыта проектирования. Так что «родители» белорусского электромобиля — всего сорок человек, сотрудники НИЦ «Электромеханические и гибридные силовые установки мобильных машин» Объединенного института машиностроения Национальной академии наук Беларуси.


Александр Белевич (слева) в лаборатории бортовых мехатронных систем мобильных машин.

Фактически сегодня в госструктурах Беларуси тяговыми электродвигателями занимаются только в Центре. А значит, для многих предприятий именно здесь определяется перспективная продукция. Разработали двигатель — отдали на Могилевский завод «Электродвигатель», сделали инвертор или бортовое зарядное устройство — документация направляется на завод «Измеритель». И эта связь науки и производства неразрывна.

Электрическая диета

По трассам нашей страны расстояние между электрозаправками составляет около 90 километров. У новых электромобилей пробег на одной зарядке может достигать трехсот километров в зависимости от режима их эксплуатации. Реальный диапазон — 200–250 километров.

«Этот вопрос может быть решен, можно сделать и пятьсот километров, и сколько угодно. Но это вопрос стоимости автомобиля. Цена батареи составляет, как правило, от 30–50 процентов цены автомобиля, соответственно, чем больше батарея, тем дороже будет машина», — объясняет начальник Научно-исследовательского центра Александр БЕЛЕВИЧ.

Здесь вступает в права уже не физика, а экономика: когда электромобиль выйдет на рынок, белорусский производитель будет готов под заказ клиента формировать любую емкость аккумулятора.

Как сообщил Александр Белевич, теоретически зарядить электромобиль на 60 % можно минут за двадцать, но при этом ресурс батареи резко сокращается.

«Можно человека накормить за минуту, впихнуть буханку хлеба, образно говоря, но тогда он будет чувствовать себя некомфортно. Тоже самое с батареей. Чтобы она комфортно заряжалась, требуется не менее двух часов. Тогда она обеспечит ресурс эксплуатации, на который рассчитана, — пять-десять лет», — проводит аналогию ученый.

Таким образом, действительно, пока что электромобили не рассчитаны на путешествия в тысячи километров. Поэтому на первый план выходят аккуратное планирование маршрута и бережное отношение к батарее. Быстрая зарядка — это экстренная помощь.

Бензин + электричество = ?

Компоненты силовой установки белорусской разработки.

Кажется, выход как раз в «гибридизации»: час ехать на топливе, час — на электроэнергии. И такие автомобили есть — с двигателем внутреннего сгорания и накопителем. Но, во-первых, такая машина намного сложнее «чистого» электромобиля конструктивно, а во-вторых, те же преференции, предусмотренные Указом Президента о стимулировании использования электромобилей, на нее не распространяются.

Согласно указу, владельцы электромобилей освобождаются от уплаты пошлины за выдачу разрешения на допуск к участию в дорожном движении, не уплачивают НДС при ввозе электромобилей для личного пользования и до 2026 года освобождаются от платы за парковку в специально оборудованных местах на коммунальных автомобильных парковках. Указ предусматривает право производителей электромобилей и электрозарядных станций, эксплуатирующих их организаций применять повышенный инвестиционный вычет. Освобождены от НДС и зарядные станции в случае их использования в Беларуси.

«Есть еще модификация электромобиля с так называемыми «расширителями пробега» — дополнительным модулем, бензо- или дизель-генератором. Он вырабатывает во время движения электроэнергию, но занимает определенный объем багажника», — рассуждает Александр Белевич.

Более того, изначально на эту идею и был нацелен Центр: по ряду причин именно «гибридный» автомобиль интересен коммерческому сегменту. А вот в обществе он остался невостребованным, ведь явных преимуществ потенциальные владельцы не ощущают.

Дорогая моя машина

Даже в условиях удешевления нефти Александр Белевич прогнозирует увеличение спроса на электромобили для служб доставки, грузоперевозок, пассажирского и коммунального транспорта. С другой стороны, вряд ли в ближайшее время белорусы без дополнительной стимуляции бросились бы приобретать их в собственность. Цена...

В мире машины на электрической тяге выпускаются либо в классе «люкс», либо в чрезвычайно экономном «экономе». Например, Zotye предлагала малолитражку за 26 тысяч долларов. Понятно, что за эти деньги покупатель предпочел бы новый внедорожник.

На мировой уровень

«В начале года мы подписали дорожную карту с компанией Joylong, которая предусматривает выход на сборочное производство с локализацией. Создать электромобиль (и вообще любой автомобиль) с нуля — очень и очень дорогое удовольствие, прежде всего из-за вложений в технологическую оснастку», — подчеркивает Александр Белевич.

Поэтому были найдены партнеры, которые согласились на использование белорусской стороной собственной элементной базы. И сейчас наши специалисты сконцентрировались именно на разработке компонентов силовой установки — а это изделия с наибольшей добавленной стоимостью. Дешевле китайских не получится, но деньги останутся на родине. Плюс возможность делать различные модификации и внедрять технологии в традиционном для Беларуси секторе машиностроения.

Белорусский электрический 7-предложный минивэн массой 3,5 тонны будет предлагаться в основном для эксплуатации в организациях. Он может поставляться как в чисто пассажирском или грузовом, так и в смешанном исполнении. Представление автомобиля с локализованными компонентами запланировано на этот год. Сейчас проходит поэтапное замещение компонентов на «донорском» шасси — в НИЦ разработаны двигатель, инвертор, электроника для аккумуляторных батарей. Если все будет хорошо, уже в 2022 году новинка может поступить в продажу.

А вот очередной электромобиль может быть полностью белорусский, созданный по каркасной технологии. Сегодня специалисты над ним уже работают.

Еще одна инновация в центре — работа по редукторам, необходимым для современных электромобилей. Александр Белевич считает изготовление редукторов высокого класса точности актуальной проблемой. Это электробусу все равно, сколько весит его двигатель, а легковой автомобиль ставит задачу использовать все самое миниатюрное, но при этом — дешевое. Действительно, электромобиль — квинтэссенция технологий общества, которое его создало.


Импульс развитию электротранспорта в стране придал Президент Беларуси на совещании с руководством Совета Министров.

«Неопределенность с ценой на нефть и, соответственно, на топливо доказывает, что электротранспорт обладает колоссальным потенциалом... Все страны, такие — как мы, — экспортоориентированные, не имеющие под землей огромных запасов, — давно сориентировались на электротранспорт», — сказал тогда Александр Лукашенко.

По оперативным данным Национального статистического комитета Беларуси о топливно-энергетических балансах, в прошлом году в нашей стране произведено 39 844 миллиона киловатт-часов, а расходовано-37 506 миллионов.

К тому же скоро в Беларуси начнет работать атомная электростанция. И при имеющемся избытке электрической энергии уклон в сторону электротранспорта и вообще большего использования электроэнергии как замены углеводородов — самое логичное, что только можно придумать.

Варвара МОРОЗОВА

Выбор редакции

Калейдоскоп

Веселые истории читателей

Веселые истории читателей

Голову можно вешать, ломать, сушить, намыливать... Но не терять!

Общество

Как многодетная семья строит жилье с помощью государственной субсидии

Как многодетная семья строит жилье с помощью государственной субсидии

Светлана, многодетная мама из деревни Чернавчицы, что под Брестом, поделилась историей их семьи и дома.

Общество

Камень Вознесения, «Стопочка» и «Русская свеча». Что посмотреть в Иерусалиме?

Камень Вознесения, «Стопочка» и «Русская свеча». Что посмотреть в Иерусалиме?

Автобусы с туристами никогда не проезжают мимо святынь.