Вы здесь

«Стволы» под контролем. Как проверяется хранение оружия?


Издревле охота считалась мужским занятием, по существу, таким оно и осталось. Только цели его со временем изменились. Но несмотря на то, что охота с давних времен существовала в сельской местности, не забыта она и среди жителей большого города.

В настоящее время в Заводском районе Минска зарегистрировано полторы тысячи охотников. И это для 233 тысяч населения в целом. Цифра довольно существенная, особенно если учесть, что обязательный атрибут охотника – собственная оружие. И контроль за его хранением должен быть жесточайший.

Как это происходит, корреспондент «Звезды» воочию убедился вместе со старшим инспектором по разрешительной работе Заводского РУВД Минска майором милиции Юлией Ивановой.


«Полторы тысячи патронов лежало на антресолях»

– В первую очередь сотрудников милиции интересует порядок хранения. Нужно, чтобы оружие находилось непосредственно в закрытом металлическом сейфе. А к нему и ключам должен быть исключен свободный доступ. Патронам место – только на отдельной полке в сейфе. Бывали у нас случаи, когда ключи от сейфа висели прямо у входной двери... Недавно один из наших участковых обнаружил факт, когда в квартире ружье хранилось без сейфа. Был составлен административный протокол, и мы предупредили владельца, что в следующий раз его заберут с оружием. Если человек хранит несколько видов оружия, они должны либо находиться в сейфе, рассчитанном на такое количество, либо под каждый из них должен быть установлен специальный сейф. И в среднем один раз в неделю один из охотников остается из-за нарушения правил хранения без оружия

– Какие документы нужно собрать для того, чтобы законно приобрести ружье?

– Раз в три года граждане должны продлить срок разрешения на хранение и ношение оружия. За месяц до конца его действия они должны обратиться в разрешительную систему с определенным пакетом документов. Это медицинская справка о том, что у человека нет противопоказаний для владения оружием, квитанция об оплате и действующее удостоверение на право охоты. И, естественно, само разрешение на приобретение и ношение оружия.

Если же человек в этот срок не уложился – мы оружие изымаем и даем месяц на то, чтобы недостатки были устранены. Ну и заодно будет составлен протокол об административном правонарушении. Забывчивость стоит от 4 до 15 базовых величин.

– Но что делать, если хозяин оружия умер?

– В конце января к нам обратился человек. Он рассказал, что после смерти матери решил сделать ремонт в квартире, где она жила. И нашел на антресолях полторы тысячи патронов и штык-нож к автомату Калашникова. Оружие было конфисковано. После выяснилось, что отец заявителя когда-то работал военруком в школе, еще в советское время, и имел доступ к боеприпасам. В то же время он никогда не был охотником. Умер еще в 2002 году.

И все это время патроны лежали в квартире. Причем было установлено, что они вполне пригодны к использованию. И тут важно обратить внимание на следующий момент: если оружие сдается добровольно, то никакой ответственности для того, кто его сдал, нет.

– А владеют ли оружием женщины?

– Да, их в Заводском районе столицы четыре. Тяга к оружию обычно появляется под влиянием мужа. А вот пенсионеров, владеющих оружием, значительно больше. Недавно у нас получил трехлетнее разрешение владелец, родившийся в 1937-м! И это еще не рекорд. Три года назад разрешение успешно продлил 87-летний пенсионер. В этом году, когда ему исполнилось 90, к сожалению, это сделать уже не получилось. Но не надо думать, что все они ходят в таком почтенном возрасте на охоту. Бывало не раз, что у таких людей оружие неподвижно лежит в сейфе по 10-15 лет.

Оно просто дорого человеку, и по личным причинам он не хочет с ним прощаться. В этом случае рано или поздно, но в какой-то момент разрешение не будет продлено, и оружие придется сдать. Поэтому есть альтернатива: специалист столичной мастерской выводит оружие из боевого состояния. Но позже необходимо будет обратиться в Государственный комитет судебной экспертизы, чтобы подтвердить, что из этого оружия больше нельзя стрелять.

От популярной «тулки» до бельгийской редкости

Сперва мы следуем в поселок около столичного автозавода. Там на расстоянии буквально 100 метров друг от друга живут сразу два охотника.

Первый из них, Валерий Евгеньевича, активно готовится к теплому сезону. Уже подготовил надувные лодку. Двое ружей у него лежат в разных сейфах. Юлия Иванова просит показать боеприпасы. Они находятся отдельно на полках. Разрешение на хранение, ношение оружия и охотничий билет у мужчины надежно спрятаны, впрочем, как и ключ. Все номера, которые нанесены на различные части оружия, совпадают.

– Участковый ко мне часто заходит, чтобы оружие проверить. В этом году уже два раза был, – вспоминает Валерий Евгеньевич. – Но за тридцать лет охотничьего стажа я уже к этому привык. Единственное – когда был жив тесть, то ездил с ним на охоту чаще. Да и папа мой тоже дружил с оружием.

А вот Иван Иванович решил со своим оружием попрощаться. 22 мая у мужчины заканчивается срок действия разрешения, и продлевать его он не планирует. Хотя со своим ТОЗом не прощается еще с 1990 года.

– Нет, свое я уже отохотился... Уже где-то семь лет не хожу. Три года назад продлил разрешение, но вижу, что это зря все. А ружье придется сдать.

Здесь нужно уточнить одну особенность, которая касается различных документов. Удостоверение, позволяющее именно охотиться, выдается на десять лет, а не на три, как в случае с хранением оружия. Но если во время временного трехлетнего срока закончилось действие охотника билета, то оружие дома держать можно, вот только стрелять из него нельзя.

...Бывает, что занятие каким-то делом переходит от отца к сыну. Охота – не исключение. Так произошло у Виктора и Александра. Более того, во время разговора с Александром видно, что мужчина прекрасно знает историю своего оружия.

– Мы пользуемся ружьями Brоwning. В нашей стране они очень редкие. Сделаны в 1969 и 1973 годах в Бельгии под заказ. Отличаются тем, что у них очень хорошая кучность и прочная сталь. Но с 1975 года эта серия была полностью снята с производства, что, безусловно, повышает их ценность. У папы стаж с 1993 года, у меня – с 2009-го. Выезжаем не так часто, как хотелось бы, но открытие и закрытие сезона не пропускаем никогда.

А вот у Евгения сохраняется максимально допустимое количество стволов – три.

– У меня увлечений несколько, – улыбается мужчина. – В охоте я новичок, мой стаж насчитывает всего лишь год. Но в местности, откуда я родом, охотников много. В Минске мы с друзьями периодически посещаем спортинг-клуб, примерно раз в три месяца. После рабочей недели пострелять по тарелочкам – что может быть лучше? Кроме того, я – давний член ДОСААФ, занимаюсь стрельбой из пистолета. Правда, туда я пришел уже после 30...

У нашего последнего героя, Виталия Яковлевича, зарегистрирован настоящий раритет. Немецкое ружье Simsоn он называет «графским». Оно и неудивительно – оружие этой марки не выпускается с 1945 года. Как же такое ружье попало в Минск?

– Я его приобрел в Монголии в 1989 году. В азиатской стране я работал учителем в советской школе в Улан-Баторе – преподавал историю и обществоведение. Там же подружился с нашим земляком Владимиром, который работал в торговом представительстве, но жил в Москве. В столице СССР его квартира находилась на одной площадке с жильем некоего генерала. Он то и был владельцем этого самого ружья, но охотиться особо не умел, да и желанием научится не пылал. И вот однажды он и предложил Владимиру купить это оружие. Говорил, что стреляет она кучно и на очень далекое расстояние. А еще оно, мол, принадлежало некоему графу. Владимир знал, что я к охоте неравнодушен, и спросил меня, не хочу ли купить ружье. Я согласился, благо деньги были...

* * *

Нарушений в ходе рейда мы не нашли. Но осталось невыясненным один вопрос – много ли жителей Заводского района столицы обладают пневматическим и газовым оружием?

– Пневматика ставится на учет, если имеет дульную энергию, превышающую 7,5 Джоуля. У нас зарегистрировано всего одна такая единица. Что касается газовых пистолетов, то дань моде, которая существовала в 90-е годы, почти ушла в историю. Владельцы постепенно приносят их на утилизацию. Только две штуки в прошлом году мы перерегистрировали при наследовании – от родителей к сыновьям. Родители прощаться с оружием не хотели, а медицинскую комиссию пройти не смогли.

Кроме того, все владельцы оружия постоянно проверяются на предмет нарушения закона. Если биография не совсем «чистая» – устройство тут же конфискуют. И в этом году в Заводском районе было уже три таких случая. В течение года ружье или иное устройство можно продать, переоформить или подарить. Если же человек этой возможностью не воспользовался – оружие отберут в доход государства. Поэтому нарушать закон владельцу оружия очень и очень накладно во всех смыслах.

 

– Весной 2014 года у нас проходила традиционная операция «Арсенал». Это повод еще раз проверить оружейника, – вспоминает старший инспектор отдела охраны и правопорядка Заводского РУВД Минска майор милиции Владимир Лагунчик. – Шесть лет назад я работал участковым инспектором. Так вот, решил я зайти к одному охотнику, который имел зарегистрированное гладкоствольное ружье. Он сначала не хотел меня пускать в квартиру. Только после предупреждения, что у него отберут ружье, открыл дверь. Мужчина чуть приоткрыл дверцу сейфа и говорит – видите оружие? Мол, все хорошо, и тут же закрывает обратно. А я понимаю: поведение его, скажем так, нетипичное. Казалось бы, чего ему волноваться, если все в порядке? Смотрю я на сейф и понимаю, что он какой-то необычной конструкции. Так и оказалось – у него было двойное дно. А на втором «уровне» лежал какой-то пакет. Достаю я его, разворачиваю – а там какой-то древний пистолет и патроны. После выяснилось, что пистолету было более ста лет. И таких экземпляров в мире осталось всего несколько! Правда, состояние его оказалось нерабочим. А вот патроны пригодность к стрельбе сохранили. Поэтому и было возбуждено уголовное дело по статье 295 Уголовного кодекса. Наш герой получил два года ограничения свободы без направления в исправительное учреждение.

Валерьян ШКЛЕННИК

Фото предоставлено Заводским РОВД

Выбор редакции

Здоровье

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Несколько советов от врача-инфекциониста.

Общество

Республиканский субботник проходит сегодня в Беларуси

Республиканский субботник проходит сегодня в Беларуси

Мероприятие проводится на добровольной основе.

Общество

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

А вместе с ними обучение, соцпакет и даже жилье.