Вы здесь

Туризм не исчез, он стоит на паузе


Закрытые границы, остановленные авиарейсы, пустые отели и массовая аннуляция туров — туризм один из первых начал нести большие потери из-за коронавируса. Сезон-2020 практически потерян. Трудно делать какие-то прогнозы по дальнейшему развитию отрасли: даже если эпидемия пройдет и возобновится транспортное сообщение, неизвестно, как себя будет вести посткоронавирусный турист. Чтобы видеть более полную картину на туристическом рынке СНГ, вместе поискать пути выхода из кризиса, представители туриндустрии Беларуси, Армении, Грузии и Молдовы обменялись мнениями во время пресс-конференции онлайн, которую провел мультимедийный пресс-центр «Sputnіk Беларусь».


Коронакризис

«Туризм не умер, он просто спит», — уверен президент Армянской федерации туризма Мехак Апресян. Он вспомнил, что раньше отрасль уже переживала эпидемии, например тот же грипп Н1N1. Сложным был период с апреля 2009-го по апрель 2010 года, когда в результате мирового экономического кризиса отрасль много потеряла. Зато уже к концу 2010-го дела у туроператоров всего мира пошли вверх и количество туристов стало больше, чем в 2008 году. В Армении, например, на то время прирост посещений составил 19 процентов. Поэтому сегодня так важно поддержать отрасль: это будет своеобразное вливание в экономику — когда коронакризис закончится, туристы, уставшие сидеть дома, станут еще активнее, туризм оживится и повлечет за собой другие сферы.

Определенные меры, чтобы поддержать бизнес, в Армении уже предприняты. От налогов турфирмы здесь не избавляют, но они могут получить льготные кредиты, чтобы закрыть все платежи. Естественно, наилучшим вариантом для отрасли было бы, чтобы кредиты выдавались под 0 % и на период не менее года, так как нужно еще время на восстановление.

Если учесть, что проблемы в связи с карантином начались с февраля и как минимум до 20 мая границы могут оказаться закрытыми, то уже можно попробовать подсчитать ущерб в отрасли. На этот квартал приходится 23–25 % общегодовой валютной выручки. Для Беларуси это около 50 миллионов долларов. Председатель правления Республиканского союза туристической индустрии Филипп Гулый обратил внимание на то, что нужно учитывать различные показатели, в том числе и количество рабочих мест, прямые и косвенные налоги, статистические данные, связанные с гостиничным бизнесом, санаторным лечением. Общая цифра окажется внушительной, в тоже время она покажет значимость туротрасли для экономики.

Гостиницы и авиакомпании несут колоссальные убытки. Границы закрыты, туристов нет, а налоги никто не отменял, белорусским отелям нужно оплачивать «коммуналку» авансом. Поэтому здесь очень ждут налоговых, арендных послаблений. Причем общеэкономических мер, которые будут приниматься в ближайшее время, может оказаться недостаточно. Нужно учесть ряд деталей, характерных именно для туристической отрасли. Другое дело с производством товаров — позже их можно будет продать, — а гостиницы и санатории предлагают услуги, и если в определенный период клиент не приехал, денег попросту неоткуда взять.

Определенные льготы получили гостиницы и туроператоры Грузии — некоторые налоги, а также выплаты по кредитам были отсрочены на три месяца. Гостиницы в стране переквалифицировались — здесь принимают на двухнедельный карантин людей, возвращающихся из-за рубежа. Местные операторы надеются, что к лету границы должны открыться. Даже на май авиарейсы не сняты. Медленный рост количества заболеваний коронавирусом, если не случится вспышки, будет работать на имидж Грузии как безопасной страны, и поэтому здесь возлагают надежды на иностранных туристов. «Каким будет посткоронавирусный турист, мы можем наблюдать на примере Китая. Когда в Ухане открыли границы, сняли карантин, мы увидели потоки туристов, на объектах выстраивались очереди. Думаю, туризм — как наркотик. Люди не могут без этого, им нужна свобода, новые эмоции, путешествия, — замечает член Ассоциации гидов Грузии Екатерина Ломадзе. — Думаю, въездной туризм в Грузии будет развиваться более положительно, чем выездной, — все же страна маленькая, к сожалению, экономика сейчас несет потери, у людей на данный момент нет финансов. Если они сумеют из такой ситуации выкарабкаться, после смогут приобретать билеты и выезжать».

Безопасность — будущий тренд

Другие участники дискуссии также считают, что в ближайшие два года жители СНГ будут отдавать предпочтение отдыху внутри своей страны. Также станет развиваться межрегиональный туризм — путешественники начнут активно знакомиться с соседними странами (кстати, такой тренд наблюдался и до пандемии). Скорее всего, туристов будут интересовать дешевые продукты. Нужно сегодня учитывать и критерий безопасности, в том числе логистической — когда можно быстро и без проблем вернуться (например, национальной авиакомпанией) или когда граница близко. Скорее всего, уйдет экзотика, особенно если на какие-то «райские острова» нужно добираться несколькими авиакомпаниями с пересадками на местные авиарейсы, — как оказалось, дело это рискованное, а посткорановирусный турист будет осторожнее. Возможно, появится много гибридных продуктов, когда люди будут сочетать отдых с обучением. Отправляясь в деловые командировки, они попытаются задержаться на выходные в тех или иных городах либо при хороших скидках брать с собой семью.

В Беларусь гости по-прежнему будут прибывать из России, Польши и Прибалтики. «Что касается дальней дистрибьюции (в основном для Беларуси это были рынки Скандинавии, Великобритании, США и Австралии), то спрос не спадет, но будет серьезно отложен, — считает Филипп Гулый. — Радует, что белорусский продукт был востребован у крупных зарубежных операторов и большинство из них поддерживает связь. Турбизнес находится в стадии консервации, он на карантине и озадачен сезоном 2021 года. Европейская экономика позволяет иметь компенсации, налоговые преференции — одним словом, не думать о жестком выживании. Эти крупные каналы дистрибьюции сохранятся, а значит, возобновят свою работу. А дальше все будет зависеть исключительно от изменения потребительских критериев спроса».

Скорее всего, кризис приведет к пересмотру, а может, даже смене собственников инфраструктуры, объектов размещения, которые в течение этих месяцев будут испытывать достаточно серьезные финансовые проблемы. Но даже в таком случае, скорее всего, будут инвестиции в СПА-комплексах, а также в «хвойных» регионах — такой природный ресурс сегодня востребован. Последние годы в Европе растет спрос на лес, экологию, и люди уже выбирают для отдыха не жаркое солнце, а условия, позволяющие восстановить силы и поправить здоровье.

Время для работы над ошибками

Сейчас компании работают над новыми видами продуктов, даже в условиях коронавируса не останавливаются экскурсии, правда, они проходят онлайн. Кризис дает время для работы над ошибками. Туристическим союзам и организациям следует выявить проблемные зоны, которые мешают создавать низкий по себестоимости продукт. Нужно пересмотреть те нормативно-правовые документы, которые касаются объектов размещения государственной формы собственности, например, указатели валютной выручки, которые мешают эффективно работать, ограничения на маркетинговую политику, если гостиницы не могут бесплатно принять рекламные инфотуры или туры с туроператором.

А вот что делать клиентам, путешествия которых не состоялись из-за карантина, людям придется решать лично. Естественно, если все вместе начнут требовать вернуть заплаченные суммы, компании могут обанкротиться. Но если клиент уверен в туроператоре и согласится на перенос тура или на ваучер на определенную сумму на отпуск, который получит позже, он таким образом поможет компаниям работать дальше.

Елена ДЕДЮЛЯ

Превью: tourprom.ru

Выбор редакции

Спорт

«Даже через 40 лет семейной жизни романтика остается...»

«Даже через 40 лет семейной жизни романтика остается...»

Интервью с олимпийским чемпионом по фехтованию.

Здоровье

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Несколько советов от врача-инфекциониста.