Вы здесь

«Деревня Журавы. Ты прости, что тебя мы оставили...»


До Чернобыля Журавы были небольшой, всего 56 дворов, колоритной деревушкой с совхозными постройками и кузницей при дороге. Люди жили дружно, вместе справляли свадьбы, растили детей, проводили в последний путь знакомых и родственников. Обычный ритм жизни нарушила общая беда, которая отравила эти земли.


Деревня была выселена, а дома почти все зарыты. Только двое стариков отказались покидать родную землю. Дед решился на переезд только в 2002 году, когда умерла его жена. И еще один дом стал местом встреч для бывших сельчан — как птицы тянутся к своим родным гнездам, так и журавцы не хотят прощаться со своей малой родиной. Интересно, что у почти 60 % жителей бывшей деревни также красноречивая фамилия Жоров.

Владимир Жоров, который в 1989 году вместе с женой и двумя сыновьями, младшему из которых тогда было полтора года, переехал в городской поселок Глуск. Именно этот человек вдохновил бывших жителей объединиться и как-то почтить родную деревню, ведь те встречи во время Радуницы не могли заменить живого общения — каждый приезжал к своим умершим, и пообщаться за жизнь, как это было в лучшие времена, не получалось.

С датой определились сразу — праздник Ивана Купалы, который отмечается в июле. Раньше деревенская молодежь в эту таинственную ночь гуляла от души, — а такое не забывается.

— В моей телефонной книжке несколько десятков фамилий моих земляков, — улыбается Владимир Николаевич. — Мы накануне стараемся созвониться, но чаще всего никому об этом и напоминать не надо. Все ждут встречи. Приезжаем в субботу и разъезжаемся только на следующий день — в воскресенье. Мы даже специальные столы и скамейки сделали, чтобы сидеть вместе. Шашлыки жарим, шурпу делаем, уху — стол ломится от разной вкусности. Как и раньше, ночь за нашими разговорами пролетает незаметно. А днем ходим по деревне, и каждый приостанавливается там, где был его дом. Очень все это больно.

В прошлом году на перекрестке деревни, где раньше улица разделялась на две — одна шла прямо, а вторая вбок — журавцы установили памятный камень с трогательной надписью: «Деревня Журавы. Ты прости, что тебя мы оставили...» И дата, когда уехал последний житель, Иван Жоров, — 2002 год. На мероприятии присутствовали районные власти, звучали трогательные слова об общей памяти и любви к родным местам.

Этот камень стал вторым знаком памяти любимой сердцу деревушки. Перед этим неподалеку был сделан небольшой холм и установлен крест, который освятил настоятель Выдринской церкви отец Виктор.

В честь односельчан, не вернувшихся с Великой Отечественной войны

А в этом году Владимир Жоров наконец выполнил приказ своего отца Николая Макаровича, почтил память погибших на войне земляков. Отец говорил об этом еще до Чернобыля, а потом умер. Сын сначала обошел старожилов, чтобы записать фамилии. И один из них, Михаил Васильев, хорошо знавший всех тех героев, поименно перечислил фамилии и имена 42 человек. Когда Владимир Жоров сверял этот список с военкоматом, то выяснилось, что старик ни одной ошибки не сделал.

Несколько лет назад Владимир Николаевич поднял вопрос сохранения памяти земляков на очередной встрече. И земляки его поддержали. Проникновенные слова для журавцев, не вернувшихся с войны, написал известный журналист Наум Сандомирский.

— Мы думали установить этот памятник на 9 мая, но побоялись, что из-за коронавируса праздник перенесут, — говорит собеседник. — Поэтому в позапрошлую субботу мы его уже поставили на нашей деревенской площадке, неподалеку от креста и камня в честь деревни. А заодно установили еще один памятный знак, где схематично обозначили нашу деревню. Художник Валерий Василевский из двух фото сделал картинку, на которой каждый житель теперь с легкостью узнает милый сердцу родной уголок. Под рисунком написано: «Деревня Журавы. Островок памяти».

Владимир Жоров вместе с сыном Андреем.

В том, что она будет долгой, Владимир Жоров не сомневается. Ведь в дело включилась уже и молодежь. С доставкой памятников помогли ему сыновья Андрей и Дмитрий, которые хоть и не успели влюбиться в деревню так, как их отец, но там родились. Эти знаки далеко видно с дороги. Теперь каждый, кто будет проезжать по трассе Краснополье — Гомель, сможет приостановиться и почитать, что здесь когда-то была красивая деревня под не менее поэтичным названием Журавы.

Нелли ЗИГУЛЯ

Фото из домашнего архива Владимира Жорова

Краснопольский район


Комментарий в тему

Анжелика Гоман, председатель Краснопольского райсовета депутатов:

— В результате аварии на Чернобыльской АЭС на территории района прекратили свое существование 83 деревни. Но случай с деревней Журавы, когда сами жители чтят память деревни, единичный. У нас был замысел поставить на месте выселенных деревень памятные знаки, но пока его реализовать не удалось. Жители Журавов показали очень красивый пример. Изначально они установили памятный знак, а теперь, в 75-ю годовщину Великой Победы, почтили память своих земляков, не вернувшихся с войны. Я очень благодарна этим людям за их любовь к малой родине. Они приезжают сюда ежегодно, причем целыми семьями — с внуками и детьми. Такая память — самая что ни на есть настоящая.

Название в газете: Востраў пад назвай Журавы

Выбор редакции

Культура

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Концерт для детей и молодежи, пластический спектакль Егора Дружинина и «Рок-панорама».

Общество

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Выбор саженца для садовода — тот момент, значимость которого сложно переоценить.

Сельское хозяйство

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Успех зависит от соблюдения отраслевых регламентов и технологий.

Регионы

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

«Императорский» туристический маршрут поможет развивать сельскую территорию.