04 декабря, пятница

Вы здесь

Готовы ли учителя работать в новых условиях?


Единая платформа для дистанционного обучения школьников может появиться до конца года. Об этом в интервью телеканалу «Беларусь 1» сообщил министр образования Игорь Карпенко. Между прочим, с проблемой, как учить детей, которые не вернулись после длительных каникул в школьные классы, а тем более, как их аттестовывать, учителя столкнулись уже сейчас. Пандемия коронавируса устроила настоящий стресс-тест для белорусской системы образования. И первая неделя учебы показала, что из-за отсутствия четкого алгоритма действий, который так и не был озвучен руководящими органами, каждое учреждение образования ищет свои пути выхода из ситуации. Мы пообщались с педагогами двух учебных заведений, которые являются партнерами программы «Учитель для Беларуси», чтобы узнать, что им удалось сделать, чтобы не оставить детей вне платы учебного процесса.


Алла Голубкович: «Считаю, что учитель должен осваивать различные формы коммуникации с учениками и трансляции им учебного материала».

Научился сам — научи другого!

Заместитель директора по учебно-методической работе гимназии города Дзержинска Галина МИГУРО:

— В первую неделю после окончания каникул на занятия пришли примерно 30 процентов от общего количества учеников, а всего в нашей гимназии обучаются около 1170 человек. Пока что нам удается выдерживать в классах социальное дистанцирование: каждый ученик сидит за отдельным столом. Чтобы дети из разных классов не пересекались и не контактировали на переменках, мы для каждого класса продумали специальный график проветривания аудитории. И когда гимназисты на пять минут выходят в коридор, они там одни. Второй класс, который также в этот момент проветривает свое помещение, может находиться только в противоположном конце коридора на большом расстоянии. И в столовой ученики из разных классов не пересекаются между собой. Питание организовано небольшими группами. Мы детально продумали всю эту сложную логистику.

Но сегодня на повестке дня остро стоит вопрос, как учить детей, оставшихся дома. Признаюсь, что длительные каникулы мы провели с максимальной пользой и воспользовались этим временем для собственного профессионального саморазвития. Когда стало понятным, что эпидемиологическая ситуация не улучшится, и даже когда начнется учебный процесс, родители все равно не пустят детей в школу, стали думать, как будем налаживать коммуникацию с учениками онлайн. Допускали, что, возможно, придется организовывать дистанционное обучение. И нужно быть готовыми к любому развитию событий.

Как раз на каникулах фонд «Новая школа» вместе с IT-компанией Vizor Games и Ассоциацией «Образование для будущего» запустили бесплатный пятидневный интенсивный экспресс-курс «Готовы к дистанционному обучению». Педагогов учили, как проводить уроки дистанционно, как активно пользоваться Zoom, Google Drive, Kahoot и Docs. Двое наших учителей отучились на курсе в первый набор, а двое — во второй. Я также записалась на российский вебинар по дистанционному обучению. В нашей гимназии действует правило: научился сам — научи другого. И мы все учимся друг у друга. Сейчас с платформой Zoom многие из наших педагогов уже на «ты». Начали пытаться снимать фрагменты уроков и загружать их в Zoom. Представьте себе: сидим все рядом с компьютером и изучаем физику, ведь у нашего учителя этого предмета отлично получается создавать обучающий видеопродукт, а мы у него охотно учимся.

Да, все понимают, что ответственность за то, что ты делаешь, многократно возросла, ведь сейчас тебя оценивают не только твои ученики в классе, но и коллеги. Результатами нашей работы мы также делимся на сайте Минского областного института развития образования. А на сайте нашей гимназии в разделе «Домашнее задание» размещаются задания для тех, кто пытается не отстать от своих одноклассников, хотя и не посещает занятия. Правда, возникают вопросы с аттестацией учащихся, не посещающих школу. Мы лично готовы их аттестовывать, хотя на педагогов ложится дополнительная нагрузка, это все понимают. Например, наша учительница математики приняла по почте сразу 38 письменных работ от учеников. Дети отправляют свои работы и на Google-Диск, и на электронную почту, и по «Вайберу». Причем в любое время суток. Учительница белорусского языка и литературы придумала, как в онлайне проверить знание стихотворения наизусть: ученики читали его с закрытыми глазами.

Мы предварительно изучали вопрос: только у считанных детей нет дома компьютера. И технически они подготовлены даже лучше своих педагогов. А насчет их мотивации к учебе скажу вам так: я преподаю английский язык и в группе, состоящей из девяти человек, не бывает такого, чтобы все честно готовились к занятиям. Это группа как отпечаток всего ученического общества. Есть дети, которые будут выкладываться на все сто процентов, но будут и те, кто хитрит и уклоняется от учебы. И это происходит независимо от того, как проходят занятия — онлайн или оффлайн.

Определенные нюансы возникают, когда в семье несколько детей. Вот им приходится делить между собой и компьютер, и интернет. Поэтому мы согласны на любые формы взаимодействия: хоть в мессенджерах, хоть на платформе ZOOM. Главное, чтобы никто не выпал из поля нашего зрения.

В 10-й столичной гимназии подсмотрели у Татьяны Кветинской, как с помощью ZOOM можно дистанционно проводить классные часы. И на каникулах опробовали эту форму работы. Тем педагогам, которые испытывали определенные трудности, помогли молодые, более продвинутые в техническом плане коллеги. А дети присоединились с удовольствием, возможно, они уже тоже соскучились по живому общению.

Что радует меня лично, так это тот факт, что все педагоги понимают: нужно быть готовыми работать в любой ситуации. Все готовы учиться, и никто не опускает руки. Мы не знаем, когда закончится эпидемия, нагрузка сейчас на нас большая, но все объединились, и никто не ноет. Мы рассуждаем так: главное — чтобы все были здоровыми! Конечно, очень хочется уже завтра проснуться и вернуться к прежней жизни, но мы понимаем, что такое вряд ли возможно.

Историческое селфи. Изобретение вакцины от бубонной чумы. Автор Анна Корзун, 4 «А» класс гимназии г. Дзержинска.

Квест и виртуальные экскурсии

АЛЛА ГОЛУБКОВИЧ, учитель истории из гимназии города Дзержинска, одна из участниц программы «Учитель для Беларуси»:

— Начало четвертой четверти дважды откладывалось, и я решила организовать для гимназистов дистанционный квест «Исторические каникулы». В течение пяти дней размещала задания на сайте гимназии и у себя в социальных сетях, так как некоторые из моих учеников есть у меня там в друзьях. К участию приглашались учащиеся 6-11-х классов, но, забегая вперед, скажу, что среди тех, кого заинтересовал квест, была и ученица четвертого класса, хотя история в начальной школе еще не изучается. Одним из заданий было сделать историческое селфи. От детей требовалось в течение одного дня выбрать эпоху, событие и личность, создать образ, декорации и сделать фото. Анна Корзун, ученица 4 класса, выбрала в качестве события изобретение вакцины от бубонной чумы, а в качестве лица — чумного доктора.

Квест включал также онлайн-викторину по истории Беларуси. Затем участники знакомились с кроссенсом — ассоциативной цепочкой, совмещающей головоломку, загадку и ребус. В гугл-документе, ссылку на который я разместила, можно было узнать о нем подробнее и получить задание. Затем гимназисты играли со мной в морской бой онлайн. И если я выигрывала, то в зависимости от количества «сбитых» кораблей они получали от меня вопросы по истории.

Ну и последним заданием было поблагодарить предков за какое-нибудь изобретение, которое значительно упростило нашу жизнь. Дети благодарили за интернет, телефон, скоростные электрички, контактные линзы, книги и так далее.

Историческое селфи. Чарли Чаплин. Автор Вика Шакаль, 6 «В» класс, гимназии г. Дзержинска.

Сейчас занимаюсь подготовкой дистанционного проекта по Великой Отечественной войне на Дзержинщине, который связан со STEAM. Если говорить коротко, то дети «ходят» виртуально по местам скорби в нашем районе и потом с помощью шагомера считают количество шагов, километры, высчитывают масштаб карты, отмечают все на ней и таким образом понемногу добираются до определенного места. Потом переходят по QR-коду и отвечают на вопросы. А еще делают открытки, посвященные этим местам.

Я считаю, что учитель должен идти в ногу со временем, осваивать различные формы коммуникации с учениками и трансляции им учебного материала. Надо уметь замотивировать, а современные подходы к организации учебного процесса как раз помогают это сделать.

Мы с коллегами в гимназии параллельно изучали различные инструменты для дистанционного обучения. А когда началась четвертая четверть, стали все это внедрять. В классах, где отсутствует много учеников, я провожу уроки и дистанционно с помощью платформы ZOOM. Это очень удобный инструмент, с его помощью можно расспрашивать детей устно. Пользуюсь также гугл-классом, который позволяет размещать любую информацию, видеоролики, какие-то тесты, причем с возможностью проверки заданий.

Родительское собрание онлайн

Наталья ТЕТЕРУК, учитель белорусского языка и литературы из агрогородка Повитье Кобринского района, участница проекта «Учитель для Беларуси»:

— Из всех школ-партнеров проекта наша, наверное, самая отдаленная от столицы. До украинской границы всего 7 километров, а до столицы — 350. И, конечно, у нас есть своя специфика. Количество учеников относительно небольшое — около 150 человек. И они начали массово болеть еще в феврале. Мы задумались: что будем делать, если в классах вообще не останется детей? Готовы ли мы их учить на расстоянии?

Поэтому экспресс-курс «Готовы к дистанционному обучению», организованный фондом «Новая школа» вместе с партнерами, оказался для нас очень актуальным. Я попала в первый набор, а во второй набор была уже на нем одним из модераторов и помогала другим. Еще во время каникул мы опробовали то, чему научились. Например, перенесли в онлайн наши кружки. Готовились со старшеклассниками к ЦТ. Они даже обрадовались, что удалось сконцентрироваться только на тех предметах, которые требуются для поступления, не отвлекая внимание на другие. Мне лично очень удобно работать с детьми на гугл-диске.

Наталья Тетерук: «Элементы дистанционного обучения мы будем и дальше использовать в своей работе. Наши дети технически к этому подготовлены...»

Кому-то нравится проводить родительские собрания на платформе Zoom. Не секрет, что родители не очень охотно посещают такие мероприятия. Зато охотно участвуют в собрании онлайн.

После каникул у нас почти все дети вернулись за школьные парты. Поэтому сейчас необходимости проводить занятия дистанционно нет, но элементы дистанционного обучения мы будем и дальше использовать в своей работе. Наши дети технически к этому подготовлены. Хотя мы и находись в сельской местности, но интернет с нормальной скоростью есть у всех.

Я провела в районе экспресс-курс для коллег по дистанционному обучению и хочу заметить, что белорусские учителя — активисты и трудоголики, которым под силу все. Конечно, уровень цифровой образованности у всех разный. И одно дело — провести урок в классе, и совсем другое — дистанционно: это другие методы, формы работы, контроль. Дистанционные уроки должны быть короче, ярче и динамичнее. Но все понимают, что этому нужно учиться.

Будь в курсе!

Программа «Учитель для Беларуси» — совместный проект БПС-Сбербанка и Министерства образования, цель которого — привлечь в школы в небольших городах и населенных пунктах креативных и неравнодушных учителей, которые хотят и могут привнести в свою профессию новые интересные идеи, умеют справляться с трудностями, сохраняя оптимизм, стремиться к саморазвитию, готовы к изменениям (в том числе и к переезду на новое место) и верят в свои силы.

Жестких ограничений для участия в программе не существует: это могут быть как новоиспеченные выпускники педагогических специальностей, так и опытные учителя или даже семья педагогов. Ключевым является наличие высшего образования, необязательно профильного (возможна переподготовка).

Программа открывает перед педагогами уникальные возможности для личного и профессионального роста посредством участия в летнем интенсиве и поддерживающие методические мероприятия. Каждый из них становится частью прогрессивного учительского сообщества.

Немаловажной является и материальная поддержка. Кроме заработной платы участники программы получают также стипендию за дополнительную нагрузку по реализации проектов плюс каждый из них будет обеспечен для удобства работы ноутбуком.

Первый шаг для участия в программе — заполнение анкеты на сайте tеасh4.bу. Прием анкет второй волны заканчивается 24 мая.

Надежда НИКОЛАЕВА

Выбор редакции

Общество

«Социальная болезнь». Проституция в БССР во времена НЭПа

«Социальная болезнь». Проституция в БССР во времена НЭПа

Среди сторонников теории свободной любви было много высокопоставленных большевиков и большевичек.

Общество

Министр ЖКХ Андрей Хмель: Потребителя услуги нужно услышать и понять

Министр ЖКХ Андрей Хмель: Потребителя услуги нужно услышать и понять

О закрытии полигонов, влиянии коронавируса, призывах к неплатежу за коммунальные услуги и ближайших перспективах.

Общество

В Гродно завершается первый этап реставрации Старого замка

В Гродно завершается первый этап реставрации Старого замка

Старый замок никогда не имел завершенного вида. Его неоднократно восстанавливали и реконструировали, поэтому его архитектура содержит в себе стили нескольких эпох.

Общество

Несовершеннолетние в уголовном процессе: практические нюансы

Несовершеннолетние в уголовном процессе: практические нюансы

Об особенностях защиты прав детей-правонарушителей (задержание, применение мер пресечения, следственные действия) рассказали эксперты во время одного из вебинаров, которые совместно с Республиканской коллегией адвокатов Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) в Беларуси организовал еще летом.