Вы здесь

​100 работ в 10 номинациях вынесены на суд жюри Национальной премии в области изобразительного искусства


Всего же дирекция масштабного творческого конкурса, который проходит в Беларуси уже второй раз, получила около 400 заявок. Кстати, есть среди них и зарубежные адреса — от наших соотечественников, которые живут и работают в Испании, Канаде, США и других странах мира.


Для сравнения: в 2017-м, когда Министерством культуры была организована первая национальная премия в области изобразительного искусства, организаторы получили 310 заявок, а жюри оценивало 63 работы. Как видим, количество желающих назваться самыми интересными и актуальными белорусскими художниками, скульпторами, графиками, фотографами, дизайнерами заметно выросло. И не только потому, что после первой премии прошло относительно много времени. (Еще тогда, подводя итоги республиканского творческого конкурса, тогдашний министр культуры Борис Светлов заметил, что премия может проходить раз в два или даже три года, ведь художественный процесс — вещь непростая, зависит от вдохновения, а оно никогда не приходит по расписанию, да и определенные творческие задумки и идеи должны вызреть как следует, чтобы быть реализованными.) Как ни странно, поспособствовали внешние обстоятельства. В нынешней эпидемиологической ситуации, когда в комплексе карантинных мер отменены и перенесены массовые культурные мероприятия, у многих творцов появилось свободное время, чтобы привести в порядок определенные работы. А благодаря тому, что прием заявок на Национальную премию в области изобразительного искусства — 2019/2020 был продлен с середины января до 16 апреля, все желающие успели оформить заявки в соответствии с условиями конкурса — и многие даже звонили в дирекцию, чтобы поблагодарить за эту отсрочку.

Со своей стороны, замечает помощник директора Национального исторического музея по международному сотрудничеству и спецпроектам Дарья Овчинникова, организаторам конкурса было очень приятно видеть повышенную активность претендентов:

— Конкурс проходит по десяти номинациям: «Живопись», «Графика», «Скульптура», «Дизайн», «Актуальное искусство» (арт-объект, инсталляция), «Художественная фотография», «Монументальное и монументально-декоративное искусство», «Декоративно-прикладное искусство», «Искусствоведение и критика», «Творческий дебют». Наибольшее количество заявок поступило, безусловно, в номинации «Живопись», но среди лидеров оказалась и категория «Художественная фотография» — здесь представлено очень много достойных работ. Например, мы получили около 40 отдельных снимков и серий от профессиональных фотографов. Также около 50 заявок было в номинации «Творческий дебют», в основном от бывших участников прошлогоднего триеннале молодых художников, молодых творцов в возрасте до 32 лет.

С учетом ситуации, рассказали «Звяздзе» в Национальном историческом музее — он выступает в этом году дирекцией конкурса, — пришлось изменить формат предварительного отбора заявок. Чтобы минимизировать личные контакты, комиссию, в которую вошли представители творческих союзов, известные искусствоведы и критики с разными взглядами на современное искусство, не собирали физически в музейных залах, а, подготовив презентации присланных работ, оценочные листы, прислали их каждому по электронной почте. И, как признались некоторые участники комиссии, в дистанционном режиме отбор проходил даже лучше, чем в традиционном формате общей дискуссии, — каждый из экспертов работал в комфортных условиях и в удобное для себя время, к тому же на его мнение не мог повлиять никто из коллег. Тем более процесс оценки произведений, выполненных в разных жанрах, видах и техниках искусства с учетом их актуальности, новаторства, художественной ценности, индивидуальности, развития национальных художественных традиций — дело непростое и ответственное, ведь среди номинантов премии такого уровня не должно оказаться случайных людей.

В результате, напомним, в шорт-лист второй Национальной премии в области изобразительного искусства вошли 100 работ, созданных авторами за три минувших года. Следующий этап конкурса — подготовка к масштабной выставке и издание каталога, а профессиональное жюри по итогам просмотра определит лауреатов премии. Как планируется, выставка, которая представит лучшие произведения номинантов, откроется в июне на одной из крупных экспозиционных площадок в Минске — безусловно, если это позволит эпидемиологическая ситуация. По правилам конкурса, победители получат денежные премии в размере 100 базовых величин, дипломы лауреатов и специальные награды, а их произведения будут рекомендованы для приобретения в коллекции государственных музеев.

Виктория ТЕЛЕШУК

Название в газете: У люстэрку сучаснасці

Выбор редакции