Вы здесь

​100 работ в 10 номинациях вынесены на суд жюри Национальной премии в области изобразительного искусства


Всего же дирекция масштабного творческого конкурса, который проходит в Беларуси уже второй раз, получила около 400 заявок. Кстати, есть среди них и зарубежные адреса — от наших соотечественников, которые живут и работают в Испании, Канаде, США и других странах мира.


Для сравнения: в 2017-м, когда Министерством культуры была организована первая национальная премия в области изобразительного искусства, организаторы получили 310 заявок, а жюри оценивало 63 работы. Как видим, количество желающих назваться самыми интересными и актуальными белорусскими художниками, скульпторами, графиками, фотографами, дизайнерами заметно выросло. И не только потому, что после первой премии прошло относительно много времени. (Еще тогда, подводя итоги республиканского творческого конкурса, тогдашний министр культуры Борис Светлов заметил, что премия может проходить раз в два или даже три года, ведь художественный процесс — вещь непростая, зависит от вдохновения, а оно никогда не приходит по расписанию, да и определенные творческие задумки и идеи должны вызреть как следует, чтобы быть реализованными.) Как ни странно, поспособствовали внешние обстоятельства. В нынешней эпидемиологической ситуации, когда в комплексе карантинных мер отменены и перенесены массовые культурные мероприятия, у многих творцов появилось свободное время, чтобы привести в порядок определенные работы. А благодаря тому, что прием заявок на Национальную премию в области изобразительного искусства — 2019/2020 был продлен с середины января до 16 апреля, все желающие успели оформить заявки в соответствии с условиями конкурса — и многие даже звонили в дирекцию, чтобы поблагодарить за эту отсрочку.

Со своей стороны, замечает помощник директора Национального исторического музея по международному сотрудничеству и спецпроектам Дарья Овчинникова, организаторам конкурса было очень приятно видеть повышенную активность претендентов:

— Конкурс проходит по десяти номинациям: «Живопись», «Графика», «Скульптура», «Дизайн», «Актуальное искусство» (арт-объект, инсталляция), «Художественная фотография», «Монументальное и монументально-декоративное искусство», «Декоративно-прикладное искусство», «Искусствоведение и критика», «Творческий дебют». Наибольшее количество заявок поступило, безусловно, в номинации «Живопись», но среди лидеров оказалась и категория «Художественная фотография» — здесь представлено очень много достойных работ. Например, мы получили около 40 отдельных снимков и серий от профессиональных фотографов. Также около 50 заявок было в номинации «Творческий дебют», в основном от бывших участников прошлогоднего триеннале молодых художников, молодых творцов в возрасте до 32 лет.

С учетом ситуации, рассказали «Звяздзе» в Национальном историческом музее — он выступает в этом году дирекцией конкурса, — пришлось изменить формат предварительного отбора заявок. Чтобы минимизировать личные контакты, комиссию, в которую вошли представители творческих союзов, известные искусствоведы и критики с разными взглядами на современное искусство, не собирали физически в музейных залах, а, подготовив презентации присланных работ, оценочные листы, прислали их каждому по электронной почте. И, как признались некоторые участники комиссии, в дистанционном режиме отбор проходил даже лучше, чем в традиционном формате общей дискуссии, — каждый из экспертов работал в комфортных условиях и в удобное для себя время, к тому же на его мнение не мог повлиять никто из коллег. Тем более процесс оценки произведений, выполненных в разных жанрах, видах и техниках искусства с учетом их актуальности, новаторства, художественной ценности, индивидуальности, развития национальных художественных традиций — дело непростое и ответственное, ведь среди номинантов премии такого уровня не должно оказаться случайных людей.

В результате, напомним, в шорт-лист второй Национальной премии в области изобразительного искусства вошли 100 работ, созданных авторами за три минувших года. Следующий этап конкурса — подготовка к масштабной выставке и издание каталога, а профессиональное жюри по итогам просмотра определит лауреатов премии. Как планируется, выставка, которая представит лучшие произведения номинантов, откроется в июне на одной из крупных экспозиционных площадок в Минске — безусловно, если это позволит эпидемиологическая ситуация. По правилам конкурса, победители получат денежные премии в размере 100 базовых величин, дипломы лауреатов и специальные награды, а их произведения будут рекомендованы для приобретения в коллекции государственных музеев.

Виктория ТЕЛЕШУК

Название в газете: У люстэрку сучаснасці

Выбор редакции

Общество

Инструкция по использованию самого себя. Почему при самоопределении не стоит тратить время на достижение чужих целей?

Инструкция по использованию самого себя. Почему при самоопределении не стоит тратить время на достижение чужих целей?

Как совместить в будущей профессии чтение книг и киберспорт и можно ли это сделать?