Вы здесь

След карандаша от мезозоя до наших дней. Почему рисунки динозавров иллюстратора-любителя опубликовали в National Geographic (Россия)


Дмитрий ТОКАЛЬЧИК — научный сотрудник лаборатории нейрофизиологии Института физиологии НАН Беларуси, занимается изучением работы мозга. А еще у молодого ученого есть интересное хобби: двадцативосьмилетний парень рисует... динозавров, ориентируясь на современные научные данные. И делает это очень удачно, одно из подтверждений тому — публикация его работы «38 открытых в 2018 году видов динозавров» в National Geographіc (Россия).


Палеонтологией Дмитрий увлекся в детстве. В те времена выходили такие популярные фильмы и сериалы, как «Прогулки с динозаврами», «Парк Юрского периода», «Земля до начала времен», ставшие толчком для развития его творчества.

— Способности к рисованию достались мне от отца. Как изучал нужную информацию о динозаврах? Часто ходил по книжным магазинам родного Новополоцка, долго рассматривал красивые рисунки в различных изданиях и читал интересные статьи, — вспоминает собеседник.

Любовь к природе и всему живому определила его выбор химико-биологического профиля, когда Дмитрий учился в старших классах. Ездил на разные олимпиады, на одной из них — на республиканском уровне по биологии — получил диплом третьей степени, что дало возможность поступить на биологический факультет БГУ без экзаменов.

Навыки рисования пригодились и во время обучения в университете. Так, на первых курсах по некоторым дисциплинам студентам нужно было вести альбомы: зарисовывать все, что они видели, — от растительных клеток до конечностей насекомых.

— В то время я завел друзей по переписке из других стран, да и вообще появилось много новой полезной информации, которая помогла систематизировать полученные ранее знания о динозаврах. Чем больше узнавал, тем больше увлекался темой, — говорит ученый.

Сейчас свои иллюстрации Дмитрий создает как на бумаге, так и на компьютере. Собеседник рассказывает, что для того, чтобы нарисовать одну небольшую картинку, необходимы два-три часа, а большая может потребовать старания на несколько недель.

Дмитрий признается, что тяжелее ему приходится с рисунками тираннозавров.

— Об этом виде многое известно, поэтому изображение требует максимальной точности. Но есть несколько спорных моментов, которые даже профессиональных палеонтологов ставят в тупик. Пасть тираннозавра была как у ящера или как у крокодила? В какой момент исчезло оперение? Дело в том, что у предков тираннозавра оно точно было. Поэтому когда рисую этот вид совсем без перьев, у некоторых других иллюстраторов иногда возникает неудовлетворение. Если же я добавляю остатки оперения, тоже встают вопросы, зачем.

Ученый достает свои рисунки и с восторгом показывает интереснейшие открытия в мире вымерших животных на бумаге...

Среди иллюстраторов и художников ежегодно появляется новая заинтересованность определенными видами динозавров. Например, с выходом известного сериала «Парк юрского периода» этих животных начали представлять активными и достаточно умными. Также интерес к некоторым видам появился после открытия у них оперения.

— Раньше, например, рапторов изображали косматыми, местами с чешуей, местами с перьями. Теперь изображения динозавров стали более «гладкими», реалистичными. Они уже не напоминают древних монстров.

В прошлом году одну из работ Дмитрия под названием «38 открытых в 2018 году видов динозавров» опубликовал Natіonal Geographіc (Россия), что очень круто для иллюстратора-любителя. Как это было?

— Несколько лет назад я принимал участие в челлендже Dіnovember, в рамках которого разные художники и иллюстраторы ежедневно должны были рисовать и публиковать по одному изображению динозавра. Я проходил его второй раз. Чтобы сделать свою работу более концептуальной, решил изобразить динозавров, открытых в мире в течение 2018 года. Таким образом стал первопроходцем в этом. Иллюстрации приобрели определенную популярность, именно благодаря ей на меня вышел Андрей Журавлев, научный редактор Natіonal Geographіc (Россия), — рассказывает ученый.

Natіonal Geographіc (Россия), — рассказывает ученый.

Кстати, сейчас художник работает над вторым циклом работы, который посвящен динозаврам, открытым уже в 2019 году:

— Процесс их рисования отличается. В прошлом году динозавров было открыто намного больше, чем в 2018-м — 48 против 38 видов, поэтому решил разделить список на две категории и часть сделать в карандашной технике, а часть — тушью. Пока работа выполнена наполовину, надеюсь завершить ее до конца этого года.

— На что ориентируетесь, когда недостаточно научной информации для создания реалистичного изображения?

— Когда работаю над иллюстрацией малоизученного динозавра, от которого остался только фрагментарный материал, обращаю внимание на его ближайших родственников — показатели будут похожи для одного семейства или подсемейства. А вообще, нужно придерживаться знаний из области анатомии и филогении (наука о родственных связях). К тому же, всегда есть место для небольших творческих вольностей: можно выбрать, в каком порядке и в каком количестве сделать складки на теле животного, или самому определить направление его оперения. Чтобы совершенствовать свои знания и навыки, слежу за научными новостями на русском и английском языках, являюсь поклонником работ многих профессиональных зарубежных и отечественных палеоиллюстраторов. Среди последних очень нравится Андрей Отучин, с его работами выходят серии книг, в том числе и на русском языке, их я тоже коллекционирую.

Дмитрий признался, что хотел бы побывать на раскопках, где находят останки динозавров. Но, как правило, они проходят вдали от цивилизации, туда отправляются редкие экспедиции с периодичностью иногда в несколько десятков лет. Поэтому собеседнику остается только надеяться на удачу.

— А есть ли у вас рисунки динозавров, живших на территории современной Беларуси?

— К сожалению, эти вымершие животные в нашей стране пока не очень хорошо изучаются, так как до сих пор они здесь не были найдены. Раньше, во время мезозоя, большую часть территории у нас занимало море, но известна и намного ранняя фауна. Например, в Солигорской шахте в 1976 году впервые было найдено несколько скелетов рокоскорпионов палеозойской эры и определен их новый вид — солигорскоптерус, названный в честь этого города. Позже подобные останки здесь были найдены еще шесть раз, — рассказывает собеседник.

Главная цель Дмитрия на ближайшее время — совершенствовать свои навыки рисования и не терять «запала» творчества в душе. «Хобби, которое превращается в основную деятельность, может грозить выгоранием. Поэтому на сегодня я концентрирую свое внимание на нескольких масштабных проектах. Считаю, что есть еще много нераскрытого потенциала, и в будущем обязательно его реализую».

Дарья ШЛАПАКОВА

Фото автора

Выбор редакции