Вы здесь

Азбука профессий: Торопитесь медленно, или Мой папа — водитель


Водитель столичного автобусного парка Евгений Галушко за «баранкой» уже почти 20 лет. Хотя в детстве он машинами не интересовался и даже не представлял себя в водительском кресле. А теперь, смеется, накопленный опыт передать некому: все трое детей в семье — девушки! Тем не менее средняя дочь, 13-летняя Яна, которая изнутри видела отцовскую работу, сейчас составляет ему компанию в «Танках» и охотно обсуждает с журналистами «СГ», всякий ли, кто получил удостоверение водителя, может им считаться...


— Знаешь, почему папа пошел в водители?

Яна: Честно, не знаю. Но думаю, что его просто... повело туда.

Евгений Михайлович: Что-что со мной произошло?.. (Смеется). Ну, по большому счету, Яна права. Никогда меня к машинам не тянуло, но однажды увидел объявление — набирали людей на курсы водителей троллейбуса, и решил: почему бы нет? Полгода учебы — теория, практика, стажировка, а в ноябре 2001 года первые самостоятельные выезды. Почему сменил троллейбус на автобус? Надоело ездить «привязанным». Что вы смеетесь, правду говорю: если какая-то авария, троллейбус ее никак не объедет, стоишь, ждешь, пассажиры нервничают, а я человек отзывчивый, переживаю, что, может, кто из них опаздывает по важным делам, а я ничем помочь не могу... Автобус — другое дело. ДТП на дороге? Объезжаешь, и дальше по маршруту. На самом деле, конечно, понадобилось переучиваться — за собственные деньги пошел на курсы и сдал на категорию D, так что теперь у меня все водительские категории, кроме, наверное, мотоцикла.

— Откроете профессиональный секрет, почему женщин среди водителей троллейбусов много, а среди водителей автобусов — практически нет?

Е. М.: Уже есть, и довольно много. По крайней мере, у нас в парке еще год назад было человек десять, и теперь вижу все знакомые лица, даже несколько новых. Раньше на самом деле женщин на автобус не брали — но не из-за какой-то там дискриминации, а потому что машины были с ручной коробкой передач, и работа считалась физически тяжелой. Сегодня уже автоматика, и автобус мало отличается от троллейбуса — нажимаешь на кнопку и едешь.

— Яна, какой вид транспорта тебе ближе?

Я.: Точно не общественный. Лучше всего машина, там тепло и комфортно. Мотоцикл? Ну нет, не мое. Какая тут романтика, когда рискуешь голову свернуть? Но если бы мне пришлось быть водителем, то водила бы автобус. В троллейбусе все медленно, штанги периодически падают, ты выходишь, их поправляешь и тянешься дальше...

— Что, на ваш взгляд, самое сложное в работе водителя общественного транспорта?

Я.: Заботиться о безопасности пассажиров. Мало того что нужно ехать очень осторожно и следить за дорогой, но необходимо и видеть, что происходит в салоне, и если вдруг кому-то в транспорте станет плохо, нужно остановиться, оказать первую помощь, вызвать «скорую»...

Е. М.: В детстве Яна часто выходила со мной на смены и видела в работе разные ситуации. В целом она права, в приоритете — безопасность пассажиров. А это сложно, потому что, как бы дипломатично сказать, большинство молодежи и школьников совсем не образованны в плане собственной безопасности. О чем я? Лично наблюдал картину: я двигаюсь, поворачиваю, иногда бывает, что круто, хоть и на небольшой скорости, — а подростки «рассекают» по салону на самокате либо на роликах, носятся по креслам, в процессе, когда двери закрываются, выскакивают наружу — игра у них такая. Либо стоят, тебе в кабину стучат аккурат под надписью «Не отвлекайте водителя во время движения», им весело. Честно говоря, не помню, чтобы в моем детстве и юности были такие развлечения. С одной стороны, злюсь, даже страшно становится за них, с другой — понимаю, что это дети. Когда езжу по маршрутам, где есть школы, — буквально молюсь, чтобы только чего не выкинули. Бывает, выхожу в салон и объясняю, что играть собственными жизнями — так себе идея. Если доходчиво рассказать, понимают моментально!

Пользуясь возможностью, отдельный «привет» Евгений Галушко передает любителям остановить автомобиль как раз на остановке общественного транспорта, которые создают аварийные ситуации и мешают и водителям, и пассажирам: «Таким людям трудно объяснить, что их «я на минуточку» — для нас очень много, а для пассажиров — мам с колясками, пожилых и немощных, людей с палочками и тем более в инвалидной коляске — очень неудобно!»

— О раздражающих факторах на дороге можно говорить бесконечно. Но по плану у нас вопрос о позитиве. Что самое приятное в профессии водителя?

Я.: Что эта работа позволяет хорошо изучить город, узнать о новых дорогах. Ты раз, второй проехал по маршруту — и знаешь, как в определенное место доехать или выбраться оттуда, а другие люди будут искать по карте или бродить с навигатором, и не всегда успешно.

— Новые дороги — это хорошо, но ничего, что со временем одни и те же маршруты надоедают?

Я.: Ну, папе же не надоело, да?

Е. М.: Как ни странно, действительно работа водителя надоесть не может. Даже на одном и том же маршруте обстановка меняется в зависимости от времени, времени года, внешних условий. Так, чтобы ехал и засыпал от скуки, практически не бывает — наоборот, обычно время летит незаметно.

— А бывает, что пассажиры пишут благодарности, или чаще все же жалобы?

Е. М.: По-разному. У меня жалобы были, причем, честно признаюсь, обоснованные (предвижу вопрос — и в ДТП попадал по разным причинам, в том числе сам бывал виноват). Но в основном благодарят. Видишь, что кому-то трудно выйти, — поможешь или подождешь человека, заднюю дверь придержишь, а пассажир не поленится и придет к кабине, улыбнется, скажет спасибо, и тебе вдвойне приятно: и что доброе дело сделал, и что его оценили. А если речь о материальной оценке, премии — это далеко не самое важное, прежде всего нужно выполнять свою работу так, чтобы жалоб не было.

— В каждом автобусе и троллейбусе сразу за кабиной водителя висят правила поведения пассажиров в общественном транспорте. Помните, что категорически нельзя делать?

Я.: Бегать, прыгать по салону.

Е. М.: А самое главное какое правило, вспомнишь? Почитай обязательно. Не отвлекать водителя во время движения!

Я.: Нервы водителя важнее всего. Ведь я слышала возмущения некоторых женщин: мол, я опоздаю, меня из-за вас уволят... А что делать, например, если в автобус ударилась машина, произошло ДТП? Ничего, ждать следующий автобус. Ну опоздаете — объясните своему руководству, что попали в аварию, бывают такие непредсказуемые вещи. Но они не достойны того, чтобы портить настроение себе и другим.

Я.: Переходить на зеленый свет, по «зебре», обязательно смотреть влево-вправо... Также постоянно, когда едем семьей на машине, папа рассказывает о разных дорожных знаках — что они обозначают.

Е. М.: Я и водить девушек научу. Старшая дочь, ей шестнадцать, еще в прошлом году изъявила желание попробовать сесть за руль, потихоньку показываю ей, что к чему, нареканий нет.

Я.: Кстати, я тоже хочу задать вопрос папе. Обратила внимание, в автобусе была указана вместимость — 33 кресла, 170 человек. Это как?!

Е. М.: Ты что, никогда не видела, как в час пик входят пассажиры? Сначала самые ловкие, потом все остальные, потом самые худенькие, а потом бабушка с тросточкой всех раздвинет и пройдет к своему креслу. Когда на дворе лето, люди больше раздеты, чем одеты, и знают, что следующего автобуса полчаса не будет, — в двухсекционный автобус не то что 170, все 200 человек войдут, утрамбуются до такой плотности, что за перила можно даже не держаться. (Между прочим, вы знали, что вместимость пассажирских автобусов определяется из расчета размещения пяти человек на один квадратный метр площади? — «СГ».)

— Есть ли у каждого из вас любимая модель автобуса?

Е. М.: Наверное, МАЗ-105 — он довольно старый, но надежный, высоко сидишь и хорошо видишь дорогу.

Я.: Мне нравятся автобусы с «гармошкой» — когда стоишь на средней круглой площадке, она так классно крутится на поворотах!

— Водитель — это престижная профессия сегодня?

Я.: Нужная — да. Но престижная — вряд ли, в наше время люди ищут более легкого способа заработать деньги или рвутся в блогеры, айтишники и все такое.

— У каждого водителя есть тысяча и одна дорожная байка. Какие у вас любимые?

Я.: Едем мы с папой, едем, приезжаем на диспетчерскую станцию, а в салоне человек спит, явно нетрезвый. Папа его будит, говорит: выходи, дядя, приехали, тот что-то бормочет, выходит из автобуса. Видим — переходит на другую сторону улицы, садится в другой автобус и... снова засыпает. А еще моя личная любимая байка — про «спящих полицейских»: в детстве я была уверена, что это реальные люди, которые лежат на тротуаре, и просила отца не переехать кого-то случайно.

Е. М.: Лучше всего запомнилось, как на второй год работы на троллейбусе впервые попал в ДТП. Объезжал дедушку-велосипедиста, но тот в меня врезался, упал, вскочил и давай угрожать, мол, ты попал. Поскольку я сам тогда был водитель молодой и неопытный, то согласился, что виноват. На нынешний ум знаю, что дедушка нарушал правила, так как ехал далеко не в метре от края проезжей части, а как-то наискось... В любом случае, это такой опыт, который пошел на пользу. Хотя с велосипедистами до сих пор боюсь внезапно встретиться — особенно с тех пор как им разрешили пересекать дорогу не спешиваясь: многие летят, не смотрят по сторонам.

— Если описать профессию в трех словах, это будут слова...

Я.: Главный. Терпеливый, в смысле стрессоустойчивый. М-м, что бы еще? Хороший?

Е. М.: Послушал Яну и почему-то «Мойдодыра» вспомнил, «умывальников начальник и мочалок командир». На самом деле сложно сосредоточиться только на трех словах — назову те вещи, которые необходимы, на мой личный взгляд. Это будут дисциплина (имею в виду и самоконтроль, воздержание от алкоголя, и умение себя держать в руках в любой ситуации), внимание (ведь на дороге обстоятельства бывают самые непредсказуемые, движение в Минске все напряженнее, и стоит отвести взгляд всего на секунду — хоп, почти что аварийная ситуация) и... наверное, везение. Без него, я считаю, никуда, ведь случается, человек аккуратный, внимательный на дороге, правила знает и соблюдает, а ему не везет: то машины ломаются, то бесконечные задержки в дороге. Дорога — она такая, кого любит, а кого нет. Все остальное, в принципе, можно изучить и довести навыки до автоматизма.

Беседовала Виктория ТЕЛЕШУК

Фото Анны ЗАНКОВИЧ

Выбор редакции

Общество

Воспитанники Весновского дома-интерната, что на Могилевщине, делают своими руками иконы для построенной на их территории часовни

Воспитанники Весновского дома-интерната, что на Могилевщине, делают своими руками иконы для построенной на их территории часовни

Культовое сооружение, которое будет освящено на праздник Покровов в честь святителя Патрика, просветителя земли Ирландской, уже полностью готово, осталось только украсить храмовые стены иконами.

Политика

Депутат Воронецкий: Важно, чтобы мы вышли из испытаний более сильными, едиными и консолидированными

Депутат Воронецкий: Важно, чтобы мы вышли из испытаний более сильными, едиными и консолидированными

«Хуже всего, когда конфронтационная риторика звучит со стороны власти».