Вы здесь

На задворках жизни своих детей, или за что папам можно поставить «двойку»?


Давайте вспомним, как выглядит традиционное родительское собрание в школе. За партами сидят исключительно уставшие матери, которые после окончания рабочего дня успели забежать в магазин и аптеку, решить ряд бытовых проблем, поэтому многие на назначенную учителем встречу опаздывают. Кто-то, не дождавшись окончания мероприятия, извиняется: надо бежать домой, ведь малыш остался с отцом, а тот вряд ли с ним справится. Или нужно зайти на собрание к еще одному своему ребенку, который проходит параллельно... А вот появление отца в школе — это настоящий подвиг!


Эпизодический контроль

— Мужского влияния в учебных заведениях сегодня катастрофически не хватает. Во-первых, педагогов-мужчин там можно пересчитать по пальцам, — рассуждает член правления столичного общественного объединения «Совет отцов», журналист и блогер Анатолий ШИРВЕЛЬ. — Во-вторых, вовлеченность родителей в школьную жизнь своего ребенка остается очень низкой. Вспомните: часто ли мужчины возглавляют родительские комитеты или хоть входят в них? И легко ли их привлечь к внеклассным мероприятиям с детьми?

На республиканской научно-практической конференции «Мужчины в образовании» перспективы взаимодействия родителей со школой стали отдельной темой для дискуссии. Надо заметить, что Анатолий Ширвель вместе с женой воспитывает шестеро детей — старшим двойняшкам уже 17 лет: дочь заканчивает школу, а сын обучается в полиграфическом колледже. Также в семье есть сын-девятиклассник, девятилетняя девочка и еще двое детей пойдут в первый класс в этом году.

— У меня восемь родительских чатов, поэтому, поверьте, я очень хорошо знаю всю проблематику изнутри, — улыбается собеседник. — Подавляющее число мужчин свою роль в семье воспринимают как роль кормильца, и их участие в воспитании зачастую ограничивается эпизодическим контролем над детьми, редкими беседами с ними, отдельными поручениями и нравоучениями. Мужчины в гораздо меньшей степени, чем матери, находятся в курсе школьных дел своего ребенка. Наше общественное объединение провело опрос 254 родителей, воспитывающих детей в возрасте от 7 до 18 лет, чтобы выяснить реальную картину вовлеченности пап и мам в школьную жизнь.

83 процента опрошенных сообщили, что они не видят смысла в родительских собраниях. Только 39 процентов приходят на них добровольно, а 61 процент считает, что родителей заставляют ходить туда, объясняя это административным давлением. 48 процентов родителей идут в школу, чтобы получить информацию о своем ребенке и задать интересующие их вопросы, но 91 процент опрошенных констатируют, что не слышат там ничего существенно нового и интересного для себя.

На вопрос «Как вы думаете, в вопросах взаимодействия с родителями в чем заинтересована школа?» ответы распределились следующим образом. «Школы заинтересованы в финансах» — так ответили 78 процентов опрошенных, «...в сдаче макулатуры» — 41 процент, «...в другой материальной помощи» — 30 процентов, «их волнуют вопросы, связанные с плохим поведением и успеваемостью детей» — 16 процентов.

А чего ждут родители от взаимодействия со школой? «Что у ребенка будет хорошая успеваемость» — 81 процент, «помощи в профессиональной ориентации детей» — 44 процента, «помощи по воспитанию детей, в том числе информирования о методах воспитания» — 42 процента, «занятости детей в школе, пока родители работают» — 38 процентов. Но совпадают ли их ожидания с тем, что дает школа или что она хотела бы дать?

Отец-невидимка

Между прочим, индекс вовлеченности отца в жизнь детей составляет в нашей стране всего 4 процента. Именно такое количество времени в течение дня среднестатистический белорусский папа посвящает своей роли: это могут быть совместные занятия спортом, чтение, прием пищи, купание малыша, помощь в выполнении домашнего задания и так далее — проще говоря, время, проведенное вместе, и предполагаемая доступность отца для ребенка. Фактически дети растут в атмосфере «социальной безотцовщины», когда папа отсутствует в их жизни, несмотря на свое физическое присутствие в доме.

— Из всех малышей этот, кажется, похож на моего. Нужно поинтересоваться: как у него дела? Примерно так выглядит участие наших мужчин в воспитании детей, — шутит Анатолий Ширвель. — В ответ на вопрос «Что ты делаешь с друзьями?» слышишь: «Мы гуляем...» Но за этими словами может скрываться все что угодно, поэтому я стараюсь максимально вникать в жизнь своих детей, разговаривать с ними, знаю имена и телефоны их друзей, чем они занимаются. Хотя уверен, что далеко не обо всем я и знаю.

Подрастающее поколение формируется под воздействием самых разных факторов — социальных сетей, массмедиа, поп-культуры, а влияние школы и семьи на подростков постоянно уменьшается. Во всем мире сегодня констатируют кризис доверия к школе. К тому же наблюдается ярко выраженная тенденция, когда родители стараются переложить ответственность за воспитание на педагогов — «сдают» туда своих детей, как в камеру хранения.

По результатам опроса, проведенного общественным объединением «Совет отцов», только 11 процентов мам и пап имеют полное представление о школьной жизни своих детей. 46 процентов заявили, что держат руку на пульсе успеваемости, 32 процента отслеживают их поведение. 18 процентов утверждают, что они в курсе отношений сына или дочери с ровесниками, но более 50 процентов опрошенных констатировали, что они не знают о вредных привычках своих детей, их отношениях с друзьями и романтических отношениях. Наибольший уровень осведомленности и заинтересованности в успешной социализации ребенка продемонстрировали родители, вовлеченные во взаимодействие со школой, — члены родительских комитетов и родители-активисты.

Мужское влияние

Кстати, многие зарубежные исследования давно доказали большое влияние мужского воспитания на физическое, психическое и умственное развитие детей. Малыши, в уходе которых участвуют папы, в шестимесячном возрасте обладают большей когнитивной компетенцией и имеют высший балл по шкалам развития. Разговор с отцом, в отличие от разговора с матерью, характеризуется большим количеством заданных вопросов, что требует от ребенка коммуникативных навыков, подталкивает больше разговаривать, использовать разнообразный словарный запас и составлять развернутые высказывания.

Дети заинтересованных родителей выделяются лучшей успеваемостью и усердием в школе, имеют более развитые речевые навыки, чувствуют важность образования и придают большее значение учебе. Степень участия папы в жизни ребенка до достижения им семилетнего возраста предопределяет уровень его образованности в 20 лет. Даже простое присутствие отца при работе над домашним заданием повышает успеваемость школьника на 20 процентов.

Дети, чьи папы участвовали в их уходе, больше к ним привязаны, лучше справляются с неожиданными ситуациями, более устойчивы к стрессам, уверенны и стабильны, они любопытны и стремятся изучать окружающий мир, более находчивы и умелы. Отцу легче отпустить ситуацию, пойти на риск, гулять, не задумываясь о чистых штанах, плохой погоде и пораженных взглядах окружающих.

Участие отца в воспитании положительно сказывается на эмоциональном состоянии и снижает риск развития депрессии. Такие дети лучше управляют своими эмоциями и импульсами, демонстрируют больший самоконтроль, инициативу, лидерские навыки, сконцентрированность на достижении цели и способны сами себя мотивировать.

Молодые люди, чьи родители были вовлечены в их жизнь в подростковом возрасте, выделяются высокой самооценкой, личной и социальной адаптацией, они с большей вероятностью достигнут успеха в профессиональной карьере и сохранят свое психическое здоровье. Дети вовлеченных пап чаще имеют хорошие взаимоотношения с ровесниками, они популярны и любимы в своей среде, их контакты со сверстниками характеризуются меньшим количеством негатива, агрессии, конфликтов, большей взаимностью, позитивными дружескими отношениями.

Участие отца защищает детей от рискованного поведения, ведущего к правонарушениям и потреблению подростками психоактивных веществ. Дети бессознательно копируют именно своих пап. Те своим поведением, а не нотациями воспитывают настоящих мужчин: честных, ответственных, надежных. А девочки, выросшие с заботливым отцом, будут точно знать, чего хотят от жизни, и обязательно будут счастливы в браке.

Самым сильным фактором, влияющим на высокий уровень эмпатии в отношениях между детьми и взрослыми, является вовлеченность отца в жизнь сына или дочери в детском возрасте. Именно отец ответственен за формирование у них нравственных ценностей.

Минимум и максимум

— Педагоги знают, что если с родителями ученика будет налажено взаимодействие, это серьезно скажется на его поведении и успеваемости, однако на родительские собрания, личные встречи и консультации приходят преимущественно мамочке. Есть мнение, что с женщинами взаимодействовать проще, но в этом случае учителя идут путем наименьшего сопротивления. Пап обязательно нужно вовлекать в школьную жизнь. Да, их труднее дозваться, труднее до них достучаться и найти с ними общий язык, однако если это получится, то эффект будет намного сильнее, — уверяет многодетный отец Анатолий Ширвель. — Мужчинам порой проще отстаивать права ребенка и не переходить границу. Например, выслушать замечания учителей на родительском собрании и убедить их относиться к ребенку как к личности. Опыт работы нашей организации показывает, что пример пап, вовлеченных в организацию экскурсий, походов, спортивных и волонтерских мероприятий, очень важен для детей как в социальном плане, так и в плане общечеловеческих отношений.

Члены общественного объединения «Совет отцов» разработали стратегию «О4». Это как твердая формула кислорода: она включает в себя «осмысленное, осознанное, ответственное отцовство».

«Совет отцов» и социально-просветительское учреждение «Отцовство» предлагают несколько программ, направленных на улучшение взаимодействия семьи и школы. Во-первых, это тренинги по обучению социальных педагогов, классных руководителей и директоров учреждений образования новейшим методикам проведения родительских собраний (замечено, что после таких мероприятий родители повышают свою активность на 25 процентов).

Второе направление — создание клубов или советов отцов во всех школах столицы, а потом и всей страны и активное участие последних в общественной жизни школы, микрорайона и двора.

Сейчас тестируется курс

«50 жизненно важных привычек отца», рассчитанный на 56 встреч групп заинтересованных пап. Многие родители говорят, что не знают о том, каким образом на детей влияет их присутствие или отсутствие. Но это незнание никак не меняет того факта, что ребенок вырастает без должного мужского влияния. Одна из задач-помочь папам увидеть, узнать, осознать необходимость как минимум присутствия рядом с ребенком, а как максимум — активного и сознательного влияния на формирование его личности.

К тому же СПУ «Отцовство» организует много семинаров: «Миру нужен отец», «Три кита воспитания», «Детская психология», «Подари ребенку отца», «Презерватив на голову», «Школа женихов», «Цифровой кокаин» и другие.

По итогам работы конференции было принято решение о создании мужского педагогического клуба «Учитель», главным направлением деятельности которого станет повышение статуса педагогов-мужчин.

Также в планах — внедрить программы по отцовству в высших учебных заведениях (сначала в качестве факультатива) и разработать курс полового воспитания в семье.

— Сексуальные вопросы всегда относились в нашем обществе к закрытой проблематике, публичное их обсуждение не соответствует нашему культурному коду, — подчеркивает Анатолий Ширвель. — Поэтому их нужно обсуждать в семье, в личных беседах с родителями, но те должны быть подготовлены к подобным разговорам со своими детьми. Поэтому мы считаем целесообразным, чтобы был разработан соответствующий курс, а учреждения образования и другие общественные объединения будут выполнять роль учебных центров для родителей, то есть учить их, как тактично донести до детей подобные вопросы.

Надежда НИКОЛАЕВА

Фото из открытых источников

Выбор редакции

Общество

Дворцы, парки, усадьбы. На Брестчине ведется большая работа по восстановлению историко-культурных объектов

Дворцы, парки, усадьбы. На Брестчине ведется большая работа по восстановлению историко-культурных объектов

Одним из первых в области начали реставрировать величественный дворец Сапег в Ружанах.

Общество

Шоппинг с дополненной реальностью. Технологии 3D-моделирования откроют новый формат торговли

Шоппинг с дополненной реальностью. Технологии 3D-моделирования откроют новый формат торговли

Наша страна занимает третье место в своем регионе по количеству бесконтактных транзакций.

Общество

 «Умные» города. Как цифровизация изменит нашу жизнь?

«Умные» города. Как цифровизация изменит нашу жизнь?

Следующий этап — создание умных городов.

Общество

Непредвиденные путешествия. Как не потеряться в лесу?

Непредвиденные путешествия. Как не потеряться в лесу?

Теплая и влажная погода толкает к тому, чтобы пойти в лес.