Вы здесь

Шаг до «Евразии.DOC». Чего ожидать от конкурсных работ пятого фестиваля документального кино?


Время, не воспринятое сердцем, пропадает, говорил Михаэль Энде. Думается, сердцем времени может стать документалистика ... Трезво, скрупулезно фиксирует факты, собирая детали. Из-под ее прицела не ускользнет ни один важный момент. И хроника предстает в анализе, взвешенной точке зрения мастера, который знает цену времени. В фокусе документалистики — реальные события, первичная задача — обнажать правду. Творцы-документалисты — одержимые искатели истины. Это демонстрирует фестиваль документального кино стран СНГ «Евразия «DOC». Даже в наше сложное время энтузиасты фестиваля не забывают о своих идеях и ищут возможности поделиться ими. Видеоконференция — формат новый только на первый взгляд — по сути, явление уже привычное: если сегодня многие отмечают виртуально дни рождения, то что говорить о деловых контактах... Общение через Zoom — обычное дело.


Двадцать человек в подключении (слышно хорошо, минуя шумы), и вот набирает ход разговор единомышленников, и их уже не сдержать. В виртуальном эфире Национального пресс-центра начинает царить особая атмосфера фестиваля «Евразия.DOC», анонсируя старт приема работ.

Проведение пятого фестиваля документального кино стран СНГ «Евразия.DOC» назначено на 28 сентября — 2 октября 2020 года в Минске и Смоленске. Главный партнер — Межгосударственный фонд гуманитарного сотрудничества стран — участниц СНГ (МФГС). Основатели — Международный медиаклуб «Формат а-3» и продюсерский центр «Студия Третий Рим».

— Пять лет назад мы открывали фестиваль документального кино стран СНГ «Евразия.DOC» и вот дошли до такого важного рубежа, — отметил во время видеоконференции Валерий Шеховцов, арт-директор фестиваля «Евразия.DOC», директор продюсерского центра «Студия Третий Рим». — Наша пресс-конференция посвящена началу приема работ на фестиваль — уже можно присылать заявки. В это сложное время главное — что мы выстроили круг общения. Среди партнеров — МИА «Россия сегодня», «Аргументы и факты», Белтелерадиокомпания, SPUTNIK Беларусь, «Комсомольская правда». Нас очень поддерживает телеканал «Мир», телеканал «БелРос». Одной из целей было — собрать людей, чтобы они получили площадку для общения, для совместных проектов. И это получилось, несмотря на дистанционность.

Фестиваль «Евразия.DOC» объединяет участников не только стран СНГ и постсоветского пространства. Международный фундамент укреплялся с самого начала: принимались работы из разных стран — США, Италии, Германии и др. Высокий статус организаторы планируют поддерживать.

Что делать, когда есть затея снять ленту, но не хватает средств? Воспользоваться возможностью получить грант! Европейский вещательный союз — ЕВС) — крупнейшее объединение производителей телевизионного контента в Европе — предоставляет грантовые условия поддержки для тех, кто хочет снять особый документальный метр. Главное условие — заявки на грант принимаются через членов ЕВС (в Беларуси это Белтелерадиокомпания). Если, например, у кого-то есть идея, сценарий, можно через Белтелерадиокомпанию отправить заявку и успеть получить грант (сейчас ЕВС принимает заявки). Таким образом, ход действий таков: подать заявку на грант — выиграть его — снять документальный метр — попасть в число финалистов фестиваля «Евразия. DOC» и получить возможность от Европейского вещательного союза показать свою ленту через ресурсы ЕВС на огромном пространстве Европы и Евразии. Поэтому не упустите щанс!

Председатель жюри Виталий Третьяков, декан Высшей школы телевидения Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, посоветовал принять во внимание, что энное количество фестивалей аналогичного формата, перенесенных с весны на осень, составит дополнительную конкуренцию. Фестивальной активности осенью будет намного больше, чем обычно, поэтому нужно держать планку: «Фестиваль крупнеет, разрастается, становится более интересным. Но у жюри все та же задача — с одной стороны, максимально объективно, непредвзято оценить работы, представленные на фестиваль по разным номинациям; с другой стороны, во внефестивальном соревновании стараться выигрывать, подниматься в рейтинге фестивалей аналогичного формата.

В этом году Виталий Третьяков планирует привезти два приза — приз Высшей школы телевидения и приз председателя жюри. Таким образом, призовой фонд увеличится. Каждый фестиваль думает о будущем, поэтому, убежден Третьяков, важно привлекать молодежь. Вот почему пристальное внимание к работам молодых, в частности в 4-минутной номинации.

— Молодежный конкурс «Евразия.DOC. 4 минуты» на один год младше основного фестиваля, — заметил Андрей Кривошеев, председатель Белорусского союза журналистов, исполнительный директор фестиваля «Евразия.DOC». — Но у него не менее яркая история. Кто-то только приходит в профессию, и мы даем шанс открыть себя в документалистике. В эти дни проходит конкурс «Золотое перо», где мы в том числе смотрим и документальные блогерские работы молодых авторов. Выберем лучшие и дадим им путевку на большой фестиваль документального кино.

В прошлый раз молодых документалистов согласился поддержать Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в Республике Беларусь Дмитрий Мезенцев. Эта поддержка, хочется надеяться, будет реализована в форме специальных призов. Подключаются и другие дипломатические представительства: Посольство Турецкой Республики в Беларуси также выразило намерение и готовность поддержать молодых документалистов.

— Человек нуждается в некоем эмоциональном обобщении, — считает Геннадий Давыдько, председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Беларуси по правам человека, национальным отношениям и СМИ, постоянный партнер фестиваля. — Режиссер-документалист берет факты, аналитику, пропускает через себя и выдает логическое произведение в сгустке, например, в 4 минуты. А знаете, фильм на 10 минут сделать проще, чем на 4. Сегодня документальное кино намного интереснее, чем художественное, потому что держится на документах. А время — великий драматург — такой сюжет пишет!.. Мы являемся свидетелями таких глобальных событий, о которых будут говорить много тысячелетий существования человечества. И поэтому осмысление художественное на документальной основе — чрезвычайно важно и интересно.

— Фестиваль будет пятым по счету, и в третий раз почетное право провести его предоставлено Международному медиаклубу «Формат А-3», — отметила глава медиаклуба «Формат А-3», обладатель премии «Золотое перо России» (2017) Галина Сапожникова. — В Республике Беларусь мы уже несколько лет проводим ежемесячные интересные лекции и школу журналистики «Мастерская BY-RU», которая уже готовится к третьему выпуску. Рада, что право провести кинофестиваль было поручено медиафонду, который составляют профессионалы журналистики, а не какому-нибудь ивент-агентству. Нам удалось объединить кинематографический дух с духом настоящего репортерства. В прошлом году на пресс-конференции мы говорили о том, что у нас будет нового: каждый фильм, представленный на конкурс, получит своего «вожатого» — профессионального журналиста, который представит фильм и организует дискуссию. В этом году мы тоже много чего придумали интересного. Например, одним из модераторов согласился быть доктор Сосновский.

— Пять лет фестиваля показали, как отношение к документалистике (документальной действительности) менялось за это время, — высказался Владимир Мамонтов, генеральный директор радиостанции «Говорит Москва», член жюри, один из лидеров движения «Евразия.DOC». — И документальный фильм в классическом понимании перестал иметь место, так как изменилась жизнь, а вместе — и интернет, телевидение. И на фестивале отмечались те фильмы, которые и по содержанию, и по форме гнались за временем, схватывали саму суть времени. У одних — профессиональный, выстроенный видеоряд, у других — скачкообразные кадры с человеком, который бежит по полю боя и не выпускает из рук камеры... погоня за временем — очень хорошая черта фестиваля.

С каждым новым фестивалем добавляется контактов и на Фейсбуке, и в реальной жизни, что чрезвычайно важно, заметил Владимир Мамонтов: «Но как ни выигрывают наши зумы, скайпы, все же человеческое общение, дефицит которого сегодня мы ощущаем, не отменишь. Контакты, понимание того, кто твой собеседник, создавший фильм, который тебе понравился, что у него в голове, как он реагирует на события жизни, — это чрезвычайно важно».

— Только человек, который смог дышать без аппарата искусственного дыхания, искусственной вентиляции легких, только человек, который недавно сделал первые шаги после тяжелой болезни, знает цену первому шагу, первому вздоху, — так и наше сообщество, только собравшись на фестивале вживую, сможет обняться — теперь это становится высшей ценностью, — считает Геннадий Давыдько. — Это возможность понять, что такое обычное человеческое общение, а когда еще между единомышленниками, творцами... Повсюду восклицательные знаки надо ставить: «Собрались!!!», «Фестиваль!!!», «Праздник!!!». Особенно в этот экзистенциальный кризис, который обнажает наши истинные желания, тягу к ответу на вопрос: «а так ли живем?» Нынешний общемировой фон придает огромное значение каждой представленной картине, каждой мысли, которая прозвучит в документальном кино «Евразия.DOC».

Из года в год фестиваль расширяет свои границы: и художественные, и пространственные. Поэтому в этом году с нетерпением ждут интересные работы молодых, осмысления проблем. Член жюри Асия Байгожина, декан факультета кино и ТВ Казахской Национальной академии искусств имени Жургенова, представляет азиатскую часть фестиваля. На Востоке есть свой центральноазиатский форум игрового кино. В рамках его хотели сделать отдельную программу, посвященную «Евразии.DOC», отмечает Асия Байгожина, но ситуация с коронавирусом внесла коррективы: «На карантине, в изоляции особенно остро понимаем, как важна коммуникация. Фестиваль вступает в силу, поскольку фиксирует время, образ времени, пространство с художественной выразительностью. У нас есть три вуза, где готовят документалистов. У многих из них уже готовы работы для конкурса 4 минут. Хочется видеть фильмы дискуссионного характера. Фестиваль хорош тем, что стирает границы, крепит связь поколений. Надеюсь на новые форматы, которые чрезвычайно необходимы сегодня, когда мы все герметичны, находимся в замкнутом пространстве. А «Евразия.DOC» размыкает, объединяет».

Документалистов не так много, зато какая большая польза — фиксировать поток времени. Документальное кино сегодня очень похоже на СМИ (пользуется документом, фактом), считает Геннадий Давыдько: «Но важно эмоциональное звучание, точка зрения режиссера, эмоциональное «опыление» факта, события. Исходя из реалий современности, мне кажется, что качество работ возрастет, они станут более вдумчивыми. Сейчас творец ставит другие планки, оценки, ведь мы столкнулись с окончательностью в мире бесконечности». Еще Иван Бунин говорил, что жизнь человека проявляется по отношению конечного к бесконечному.

— Евразия — широкое поле, охватывающее различные страны, — констатировал Вадим Гигин, историк, журналист, декан факультета философии и социальных наук БГУ. — Мы смотрим на фестиваль не только как на площадку, где можно увидеть новые фильмы (демонстрируются в кинотеатре «Беларусь»), но и как на возможность учебы (для журналистов). Это подходящий момент познакомиться с мэтрами своего дела, которые приезжают не только из России, но и США, Германии, Франции... Познакомиться с актуальной кинопублицистикой. Нынешний фестиваль «Евразия.DOC» будет свидетельствовать переход от общения онлайн к общению вживую»

Главной темой пятого фестиваля «Евразия.DOC» будет 75-летие Победы в Великой Отечественной войне. Сегодня есть попытки переоценки ценностей, искажения исторического значения тех событий.

— Нужно золотыми гвоздями нашей памяти прибивать конкретные события и увековечивать их в том виде, в котором они есть. Есть факты! — убежден Геннадий Давыдько. — Можно даже на законодательном уровне принимать достаточно жесткие меры для тех, кто старается исказить такие канонизированные истины, как победа над фашизмом. Слово «Победа» приобретает глобальное значение. И снова нам необходимо мужество, сострадание, и поэтому место художников — на нашем фестивале.

Таким образом, фестиваль «Евразия.DOC» начинает отбор работ и ждет новых открытий. Заявки принимаются в Дирекцию фестиваля до 31 июля 2020 года. Заявка должна включать: авторскую аннотацию фильма, сведения о создателях, фото, кадры из фильма, фильм в формате mp4.

Наталья СВЕТЛОВА, фото автора

Выбор редакции

Общество

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Выбор саженца для садовода — тот момент, значимость которого сложно переоценить.

Культура

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Концерт для детей и молодежи, пластический спектакль Егора Дружинина и «Рок-панорама».