Вы здесь

Владимир Жилка. «Мой меч зіхціць, непераможны, востры…»


Поэтизация государственно-экономического и духовно-культурного возрождения белорусского народа, развития его социального и национального самосознания, утверждение принципов и ценности свободы и независимости, национально-освободительного движения — вот что было главным в национально-возрожденческой романтической линии развития западнобелорусской поэзии. Ее представители апеллировали ко временам Великого Княжества Литовского, прославляли его наследие. Их лирический герой свидетельствовал свою четкую национально-этническую детерминированность, был заангажирован в духовнопатриотическую проблематику.


У поэтов этой романтической линии события и факты национально-исторического прошлого сочетались с народной символической образностью, душевнопсихологические переживания дополнялись поэтической мистификацией. Показательно в этом плане творчество Владимира Жилки.

Родился поэт 27 мая 1900 г. в деревне Макаши Новогрудского уезда Минской губернии (ныне Несвижский район Минской области) в крестьянской семье. Учился в Городейской церковноприходской школе, Мирском городском училище. Во время беженства — в Богородицком агрономическом училище Тульской губернии (1915–1917). Там закончил три класса и начал писать стихи. После учился в белорусской гимназии в Двинске. С 1923 по 1926 г. — как стипендиат чехословацкого правительства — студент Карлова университета в Праге, где активно причастен к молодежному общественно-культурному движению. После участия в научной конференции в Минске по реформе белорусского правописания (1926) принял советское гражданство. Жил в Минске, работал в газете «Звязда», преподавателем белорусской литературы в Минском музыкальном техникуме. 18 июля 1930 года арестован органами ГПУ по сфабрикованному делу Союза освобождения Беларуси. В связи с тем, что тяжело болел туберкулезом, через месяц был освобожден из-под стражи под подписку о невыезде. В соответствии с постановлением внесудебного органа от 10 марта 1931 г. осужден на 5 лет ссылки в Уржум Кировской области. Работал преподавателем русской литературы в местном медицинском техникуме.

Умер 1 марта 1933 г. от туберкулеза.

Реабилитирован 19 сентября 1960 г.

Первая отдельная книга поэта вышла в 1923 г. — это была поэма «Уяўленне». Основой морально-философского пафоса произведения выступало глубокое и искреннее патриотическое чувство, напряженное переживание тех событий, которые происходили в Беларуси. Носителем лирического сознания автора является идея пробуждения и развертывания социальнополитической и духовной активности народа, общественного обновления, идея белорусской государственности. «На мапу Еўропы // Ўзышоў Беларус, — натхнёна сцвярджае ён. — У лапцях лазовых,  // Па світцы ручнік, // І светам Хрыстовым  // Зіяе аблік». Лирический герой предан стихии национально-освободительного движения, проникнутому ощущением сложной и противоречивой природы общественно-социальных процессов, революций и войн, которые прошлись по белорусским этническим землям, осознанием связи и взаимообусловленности исторических изменений и народной жизнедеятельности. Он полнится безграничной сыновней радостью от понимания, что узнал, обрел Мать-Родину, Отчизну-Беларусь, которая активно реализует свое право на духовное самоутверждение, свободное развитие во времени и пространстве, становится «самой молодой нацией» в когорте народов-соседей: «Перуны завірух // У захапленні // Грымяць аб адным: // Паўнагучна Адраджэнне!»

Несмотря на трудности и препятствия, разделение Беларуси на Восточную и Западную, оказавшихся в разных государствах («Пакута падзелам. // Па беламу целу // Знаком ад нажа // Крывавіць мяжа»), поэт с подчеркнутой верой и оптимизмом смотрел на поиски белорусами своей исторической судьбы, воплощение идеи государственной независимости, которая приведет к гармонизации народной жизни:

Народы! Прадбачу:

Шпаркасць коняў

Пагоні

Суліць удачу.

Вам на пасадзе

Пакутніцу

Нявехнай бачыць.

В произведении доминирует романтически-идеализированное, лирико-обобщенное выявление жизненных процессов, элементы народно-мифологического мышления переплетаются в ней со средствами оригинальной индивидуально-авторской поэтики, традиционная фольклорная и евангельская символико-аллегорическая образность наполняется актуальным духовно-патриотическим, общественносоциальным содержанием.

Свежестью и непосредственностью мировосприятия, глубиной и правдивостью духовно-социальных переживаний, слаженностью мысли и эмоции обращали на себя внимание сборники стихов В. Жилки «На ростані» (1924) и «З палёў Заходняй Беларусі» (1927),которые во многом продолжали и развивали идейно-художественное содержание поэмы «Уяўленне». Они утверждали богатство и полнокровие желаний и целеимкнений героя, натуры мечтательной, загадочной, романтично-возвышенной и в то же время социально активной, действенной, с высоким чувством патриотического сознания и гражданской ответственности. Тоскливая душа поэта, «Лілея між балот», что «ўзрасла, маўклівая, // Між багны сонных вод», порывалась в необозримые жизненные дали, до неизведанного и непознанного. Она чутко и обостренно реагировала на проявления внешнего мира, высокое и низкое в нем, дисгармонию между реальным и идеальным…

После смерти В. Жилки в некрологе А. Луцкевич метко отметит, что видел в нем «душу горячую, живую, рвавшуюся к идеалу, к красе, к новой жизни, — и одновременно такую хрупкую, такую-говоря по-русски — „нежную“ и в этой „нежности“ такую хорошую!» Известный политический и общественнокультурный деятель хорошо знал поэта, опекал его талантом, организовал издание сборника «На ростані».

В полном «рвения и широкого полета» стихотворении «Віхор» (1921) подъем народно-освободительного, повстанческого движения на просторах Западной Беларуси В. Жилка воплотил в романтично-величественном образе природной стихии. Вихрь, который «Гасцём і мараю трывожнаю // Зляцеў да нас з-пад самых зор», скатился на землю, захватывает в свой плен все, что попадает на его пути, несет силу, бодрость, обновление. Но хотя это вихрь грозовой, революционно-подъемный, он не разрушительно-сокрушительный, так как имеет добродушный, очищающий характер и миссию, пробуждает к активному созидательному, социально-гуманистическому присутствию в мире все потенциально здоровое и жизненостное:

Пара, пара дазнацца, зверыцца

Сваіх магутных сонных сіл!

Адважны хто спыніць намерыцца

Размах жыцця і творчы пыл?..

В произведении прослеживается четкая образно-стильная параллель-очищающий грозовой вихрь обуславливает «лезвие ножа», наличие стихийного повстанческого оружия. В соответствии с этим художественным приемом, соотнесенностью различных и в то же время связанных между собою образов-символов, построен и стих «Меч» (1924), один из лучших в западнобелорусской поэзии 1920-х годов. Узкий мужицкий загон становится местом необычного происшествия — потомственный крестьянин выговаривает на нем древний меч, символ рыцарского духа и благородства: «Вясёлым звонам аказаўся ён, // Калі чапіў канцом майго нарога». «Абцёр набожна йржу часу благога, — кажа герой, ад імя якога вядзецца лірычнае апавяданне, — І заблішчаў старых стагоддзяў сон, // І надпіс на клінку, нібы закон, — // „Дарэшты бой!“ — зірнуў загадам строга». Этот случай радикально переиначивает его жизнь. Пахарь вконец проникается гражданскопатриотическим ощущением героики прошлых времен, славных традиций своих далеких предков, загорается идеей борьбы за ценности и святыни родной земли. Поменяв плуг на меч, он становится в ряды жертвенных воинов за свободу Отечества, является прочным звеном в длинной цепи народно-освободительного деяния:

Я з грамадой іду па шчасце нам.

Мой меч зіхціць, непераможны, востры.

Змагуся сам — дык сотням перадам!

Верность принципам и ценностям трудовой среды, жизни крестьянина-пахаря была одной из основных тем творчества В. Жилки. Он поэтизировал высокий духовно-нравственное содержание национально-освободительного движения, который в первой половине 1920-х годов разворачивался и в активных партизанских формах, отмобилизованную решимость борьбы за волю и справедливость. Поэт прославлял революционный порыв, грозовой общественно-социальный подъем, радость единения в жертвенном поступе за высокие народные идеалы, стремился раскрыть резервы человеческого духа, непознанные грани личности своего современника. «Толькі той, хто вера ў цуд — // Лепшу долю курных хат, — // Толькі той, хто любіць люд, // Толькі той — мой любы брат», — свидетельствует творец.

Высокая патриотическая идея, чувство жертвенной преданности Отечеству являются основой одного из лучших жилковых стихов  «Наш лёс, бы кат з рукой забойнай…», написанного в 1925 году. В критический, решающий для Отечества момент («Народ, Свабода і Радзіма, — На ўсё прыйшла адна чарга»), когда «Найдаражэйшае, святое  — Ўсё, чым натхнялася душа, Чужою збэшчана рукою, Сваволяй скута палаша», герой поэта, одержимый закаленным мужеством и решимостью воин, исполняет свой главный духовно-нравственный долг, вступает в смертный бой с злейшим врагом:

Але пад лобам хмурым гэтым,

У гэтай думнай галаве

Імкненне да апошняй мэты

Непераможнае жыве.

..... І покі сэрца поўна гневам,

І гнеў драпежней крумкача,

— Вітаю бой ваяцкім спевам

І звонам вострага мяча.

Высокий лирический пафос, характерная романтическая стилистика, обусловленные жаждой познания и открытия, обращенностью к идеальному в обществе и человеке, объединялись в произведениях В. Жилки с глубокой заангажированностью в судьбоносные для народа духовно-социальные проблемы, с драматическим философско-медитативным началом, чувственной приговоренностью. Это и многое другое не соответствовало классово-пролетарским принципам отражения действительности, которые царили в «охваченной социалистическим бешенством Беларуси». После переезда из Праги в Минск и издания сборника «З палёў Заходняй Беларусі» тяжело больной поэт был подвергнут тенденциозной, жестокой и несправедливой критике со стороны апологетов нового общественного строя...

Несмотря на это, Владимир Жилка до конца жизни отстаивал высокие духовные принципы, о чем свидетельствуют многие его произведения, в частности поэма «Тастамент», написана в ссылке перед самой смертью. Это произведение большой эмоциональной силы воздействия, оно определяется внутренней целостностью и гармоничностью, своеобразно подытоживает идейно-художественные поиски поэта. В основе его лирического пафоса-высокое духоносное начало, утверждение извечных нравственно-философских ценностей жизни народа, гуманистических идеалов, диалектики национального и общественно-социального. Прощаясь с «добродейкой землей», своими мечтами и надеждами, осматривая пройденный путь, В. Жилка прославлял родной край, его красу и величие, выражал веру в процветание и счастливое будущее независимого Отечества. Поэма «Тастамент» — это гимн Беларуси, ее рабочему кривицкому народу, правде, совести, жизни.

Тяжелая болезнь, а также сложные общественно-политические обстоятельства не позволили развернуться на полную силу, развить весь свой богатый творческий потенциал одному из самых ярких талантов в истории белорусской поэзии.

Николай МИКУЛИЧ

Выбор редакции