Вы здесь

Есть такая профессия — с молодежью работать


Кто-то может удивиться, но специалистов по такой работе готовят не только в странах с устойчивой памятью о комсомольских работниках и пионерских вожатых. Это происходит повсеместно. С одинаковым пониманием значимости дела, хотя и с разными к нему подходами.

Европейские соседки Беларуси, страны ближнего и дальнего зарубежья, ведут подготовку таких специалистов через краткосрочные курсы. Восточная соседка Россия возвела это на уровень высшего образования. Наш подход, пожалуй, самый основательный — не путем от теории к практике, а наоборот. Глубинная суть идеи вмещается в нехитрую формулу: чтобы работать с молодежью, нужно работать с молодежью. Когда ты в эту сферу однажды попал и понял: «Мое!» — тогда тебя без отрыва от любимого занятия, иными словами, заочно, а правильнее сказать — дистанционно, будут учить два года (высшее образование ты уже имеешь) по программе переподготовки «Организация работы с молодежью» на кафедре молодежной политики и социокультурных коммуникаций Республиканского института высшей школы. Между прочим, РИВШ — единственное место в стране, где этому учат. В его стенах мы и беседуем. В разговоре приняли участие заведующий кафедрой Елена Игнатович и доценты Андрей Саликов и Юлия Сергеева.


Елена Игнатович: — Наши слушатели работают с молодежью в организациях и на предприятиях, в учреждениях образования и общественных объединениях, где уже заранее получают значительный практический опыт. Это очень ценная основа, на которой дают хорошие плоды и разнообразные дисциплины нашей программы — от сравнительной культурологии и основ социокультурной коммуникации до социологии молодежи. Будущих дипломированных специалистов мы видим в качестве медиаторов, посредников между молодежью и государством или конкретным учреждением или предприятием. Люди-медиаторы доносят до аудитории, с которой они работают, идеи и направления из числа наиболее значимых, приоритетных для учреждения, предприятия, государства — и успешно их реализуют. Нашу систему получения знаний, требуемых в таком деле, выгодно отличает то, что никаких учебных курсов, пройденных при получении высшего образования, она не дублирует.

Юлия Сергеева: — Программы наши уникальны своим нестандартом — практической направленностью и интерактивной подачей. Мы работаем с интересной категорией людей, собранных со всех мест Беларуси и Объединенных не только родом деятельности, но и высокими потребностями, и неукротимой жаждой новаций. С ними не удастся устраивать все время традиционные формы занятий — лекции и семинары. Они ждут нового — в подходах, технологиях, взглядах. Поэтому мы отталкиваемся от их интересов и стараемся передать им свой персональный практический опыт организации и участия в самых живых молодежных проектах. И от слушателей получаем интересные примеры работы с молодежью на местах. Наши занятия часто проводим как выездные или в форме тренингов, на которые приглашаем практиков с интереснейшим опытом. Например, сотрудничаем с Общественным объединением «Минское велосипедное общество», а эти ребята и девушки в продвижении велокультуры вышли уже далеко за пределы не только Минска, но и Беларуси и проводят европейский международный проект. Знакомя с ними наших слушателей, мы включаем и их в эту идею молодежного движения За здоровый образ жизни и социальную активность, а с ними — и тех, с кем они работают. Таких примеров у нас много. Наши партнеры — это государственные учреждения, общественные организации и некоммерческие учреждения: все те, кто включен в реализацию государственной молодежной политики. Минск — молодежный город, здесь множество площадок, связанных с современными неформальными формами коммуникации, и мы также организуем выход наших слушателей на них — за опытом, за впечатлением, за контактами, за хорошей дружбой.

— За время существования кафедры и специальности мы подготовили почти две сотни профессионалов, которые работают по всей стране. Чтобы выявлять в разных ее уголках новые организационные таланты, а вместе с ними и уникальные проекты, ежегодно проводим республиканское мероприятие «Марафон успешных практик специалистов по работе с молодежью». Это площадка обмена исключительно практическим опытом. Мы ставим перед собой задачу выходить на конкретные проекты — чтобы наши слушатели, разработав такие во время учебы, реализовали их в своих учреждениях, на предприятиях и в организациях. Это является частью дипломной работы, ее обязательным условием. Отмечу несколько наиболее ярких проектов наших выпускников. Проект Ирины Кузнецовой, начальника отдела по воспитательной работе с молодежью Белорусской государственной академии музыки, — «Оценочно-рейтинговая система как инструмент выявления одаренной студенческой молодежи» — может успешно использовать в своей практике любое учебное заведение. Предложенная председателем Молодежного совета ЗАО «Атлант» Денисом Глушаниным «Теория и практика подготовки молодежных лидеров на производственных предприятиях» — отличная и к тому же внедренная автором в практику программа выявления и раскрытия лидерского потенциала. Проект «Портфолио специалиста по работе с молодежью», в котором аккумулирован и адаптирован к белорусским реалиям успешный опыт работы с молодежью в разных европейских странах, реализовала несколько лет назад Алеся Купцова, тогда главный специалист, а ныне начальник отдела идеологической работы, культуры и по делам молодежи Могилевского райисполкома. Очень часто, даже в большинстве случаев наши выпускники вместе с дипломами о переподготовке получают и новые, руководящие должности.

— Не жалко ли им терять тот непосредственный драйв практической работы, который они чувствовали, пока руководителями не были?

Андрей Саликов: — С должностями дается и больше возможностей, больший инструментарий. Административный ресурс позволяет выводить идеи на высший уровень.

Елена Игнатович: — Человек, получивший специализированную, направленную подготовку, опробовал на практике не одну идею, имеет одинаково хороший теоретический и практический опыт, — лучше понимает, как и что должно работать, и с ним намного проще договариваться по новым проектам. Он слышит и понимает молодежь иначе — не так, как человек, выросший карьерно без практического опыта и точно направленного образования. Кстати, не обязательно все получают более высокие должности: кто-то уходит и в самозанятость — начинает руководить клубами, школами, студиями. И это тоже важно и актуально — развивать собственный проект.

— Кто приходит к вам учиться? Из каких сфер, с какими образованиями?

Елена Игнатович: — Вход открытый, как мы говорим. Образование может быть абсолютно любое — и техническое, и педагогическое, и военное, и гуманитарное. И возраст здесь тоже не цензор. Как и сколько проектов реализовано. Главное — заинтересованность и вдохновенность. Мы, преподаватели, и наши слушатели представляем сообщество, функционирующее как единое интеллектуальное и духовное пространство, где все друг у друга учатся. И главный наш плюс как раз в том, что это сообщество негамагенное: есть возможность обогащаться за счет его разности. Важно еще добавить, что мы не готовим аниматоров, мы готовим системщиков — тех, кто будет работать с молодежью на системном уровне. Сегодня такая работа требует высокого профессионализма. И мы его обеспечиваем...

Светлана Вотинова

Выбор редакции

Культура

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Концерт для детей и молодежи, пластический спектакль Егора Дружинина и «Рок-панорама».

Общество

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Выбор саженца для садовода — тот момент, значимость которого сложно переоценить.

Сельское хозяйство

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Успех зависит от соблюдения отраслевых регламентов и технологий.

Регионы

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

«Императорский» туристический маршрут поможет развивать сельскую территорию.