Вы здесь

Теперь получить наличные можно с карточек в магазинах


С завтрашнего дня эту операцию можно осуществить в деревнях, а с первых дней 2022 года — по всей стране

Расширяются возможности использования банковских платежных карточек и усиливается защита интересов их держателей. Это предусмотрено соответствующим постановлением Правления Нацбанка. Об основных моментах, прописанных в документе, специалисты Нацбанка рассказали на видеобрифинге. В нашей стране за первый квартал текущего года выросло количество банкоматов, инфокиосков и платежных терминалов, а банки в пандемию стремятся сократить личное присутствие клиентов в отделениях.


Фото severpost.ru

Обналичивать — право, а не обязанность банков

С 5 июня 2020 года выдача наличных денежных средств держателям карточек может осуществляться в организациях торговли и сервиса, расположенных в сельской местности, малых городских поселениях, а также вне населенных пунктов, уточнила начальник Главного управления платежной системы и цифровых технологий Национального банка Татьяна Рускевич. С 1 января 2022 года эта услуга может оказываться на всей территории страны.

Выдача наличных денежных средств в организациях торговли (сервиса) держателям карточек будет осуществляться с использованием кассового оборудования при наличии достаточной суммы денежных средств на счете, доступ к которому обеспечивается карточкой, а также достаточной для выдачи суммы наличных денежных средств, которая может быть произведена через кассовое оборудование.

Специалист отдельно подчеркнула, что выдача наличных в магазинах по карточкам будет правом, а не обязанностью банков и организаций торговли и сервиса. По ее словам, в ходе работы над проектом постановления выяснилось, что многие банки были заинтересованы в предоставлении такого сервиса. Сейчас они готовятся к тому, чтобы предоставить такую услугу своим клиентам, но о конкретном количестве банков и организаций говорить пока еще рано.

Без учета курсовых разниц

Кроме того, урегулирован вопрос отражения по счету операции, совершенной в белорусских рублях при использовании карточки, расчет по которой осуществляется при участии иностранного банка. Например, безналичный платеж за услугу автомобильной перевозки посредством использования сервиса Яндекс.Такси, Ubеr или платеж за товар, работу, услугу, реализуемую в организации торговли (сервиса), находящуюся за пределами нашей страны, цена на которые указана в белорусских рублях.

Все операции, совершаемые в белорусских рублях, будут отражаться по счету, доступ к которому обеспечивается карточкой, в белорусских рублях в сумме, равной цене товара, труда, услуги, без учета курсовых разниц, возникающих при расчетах по таким операциям за счет участия в цепочке расчета иностранного банка.

Мгновенное информирование

Вводятся дополнительные требования к банку-эмитенту, направленные на обеспечение полноты и своевременности доведения информации, связанной с оказанием банковских услуг.

В частности, в случае изменения «ощутимых» условий договора об использовании карточки (кредитного договора), таких как перечень и размеры вознаграждений, взимаемых с клиента, и наличия обязанностей вводится дополнительное требование к банку-эмитенту уведомлять клиента о таких изменениях с использованием только электронных каналов информирования.

Банки должны сообщать клиентам о таких изменениях с использованием индивидуального электронного канала информирования: это могут быть SMS-сообщение, рuѕһ-уведомление, информация, направленная посредством использования мессенджеров, электронной почты, интернет-банкинга, мобильного банкинга.

Кроме того, сейчас у физического лица появляется реальное право получить свои деньги обратно абсолютно без проблем, если с карточки без его ведома сняли деньги. Вводится требование о бесплатной подаче и рассмотрении заявления держателя карточки банком-эмитентом в случае покрытия клиенту — физическому лицу — списанных денежных средств по операциям, не санкционированных держателем карточки.

Банкоматов меньше не становится

Интересно, а кто первый начнет давать наличку в магазинах? Начальник управления электронных платежных инструментов Главного управления платежной системы и цифровых технологий Нацбанка Ольга Антонович пояснила, что для реализации этого сервиса банкам нужно в первую очередь сначала разработать проекты дополнительного соглашения к договорам эквайринга с организациями торговли и сервиса, а также доработать программное обеспечение платежных терминалов.

Отвечая на вопрос о том, как принятие постановления № 155 отразится на количестве банкоматов и инфокиосков, Ольга Антонович пояснила, что банки размещают инфраструктуру, исходя из прогнозируемого количества операций и планируемых затрат на обслуживание устройств. «Банки рассчитывают возможный экономический эффект и с учетом него принимают решение о целесообразности установки либо демонтажа устройств самообслуживания. Мы считаем, что при внедрении сервиса выдачи наличных денежных средств с использованием карточек в организациях торговли и сервиса банки смогут более рационально использовать существующую программно-техническую инфраструктуру», — сказала Ольга Антонович.

По информации Нацбанка, в I квартале количество банкоматов в Беларуси выросло на 42 единицы — до 4 336, инфокиосков стало больше на 32, их сейчас 3112. платежных терминалов в стране 173 549 (прирост более чем на 300 единиц). «Таким образом, мы видим, что инфраструктура банков не сокращается, а наоборот, количество оборудования увеличивается», — заявила специалист.

Минимум личного присутствия в банках

Представители финансового регулятора также рассказали, как банки работают в нынешней эпидемиологической ситуации и как изменилось количество безналичных операций.

В первом квартале этого года доля безналичных платежей выросла на 4,4 процентного пункта — до 49,3 %. По итогам января-марта прошлого года этот показатель составлял 44,4 %. Нацбанк полагает, что доля безналичных расчетов будет и в дальнейшем увеличиваться.

Татьяна Рускевич добавила, что Национальным банком приняты максимально возможные меры для того, чтобы освободить население от личного присутствия в банках, чтобы клиенты могли дистанционно обеспечивать все платежные требования. «Все услуги можно получать от банков в том удобном формате, который позволяет оставаться дома. Мы надеемся, что доля безналичных расчетов будет увеличиваться».

Ранее Нацбанк из-за пандемии рекомендовал банкам автоматически продлевать сроки действия карточек. Регулятор также попросил банки решить вопрос с установкой более современных платежных терминалов, находящихся у них на эквайринговом обслуживании в организациях торговли и сервиса. Регулятор объяснял, что в условиях напряженной эпидемиологической ситуации стали поступать обращения покупателей, которые жаловались на то, что им приходится передавать карточки в руки кассиру, чтобы произвести оплату. Вопрос решился в пользу потребителей.

Сергей КУРКАЧ

Выбор редакции

Общество

Дворцы, парки, усадьбы. На Брестчине ведется большая работа по восстановлению историко-культурных объектов

Дворцы, парки, усадьбы. На Брестчине ведется большая работа по восстановлению историко-культурных объектов

Одним из первых в области начали реставрировать величественный дворец Сапег в Ружанах.

Общество

Шоппинг с дополненной реальностью. Технологии 3D-моделирования откроют новый формат торговли

Шоппинг с дополненной реальностью. Технологии 3D-моделирования откроют новый формат торговли

Наша страна занимает третье место в своем регионе по количеству бесконтактных транзакций.

Общество

 «Умные» города. Как цифровизация изменит нашу жизнь?

«Умные» города. Как цифровизация изменит нашу жизнь?

Следующий этап — создание умных городов.

Общество

Непредвиденные путешествия. Как не потеряться в лесу?

Непредвиденные путешествия. Как не потеряться в лесу?

Теплая и влажная погода толкает к тому, чтобы пойти в лес.