Вы здесь

Заслуженный артист Беларуси Станислав Трифонов: Мы с женой смотрим в одном направлении


Одна из самых красивых пар Большого театра Беларуси поделилась секретами семейного счастья

Заслуженного артиста Беларуси Станислава Трифонова называют баритоном № 1 Большого театра. Это правда, что на нем держится весь репертуар. Он прекрасен в каждом образе, будь то князь Игорь, Тонио, Голландец, Риголетто или Эскамильо. А какой сильный образ Кизгайло в опере Дмитрия Смольского «Седая легенда», за работу в которой Станислав Трифонов и его коллеги удостоены Государственной премии Беларуси. Его жена Диана — тоже солистка белорусского Большого. Впрочем, говорить мы будем о семейной жизни артистов.


Диана и Станислав Трифоновы с дочерью Евгенией и сыном Мироном. Фото Анжелики ГРАКОВИЧ

— Как состоялось ваше знакомство?

Станислав Трифонов: — Мы познакомились на вступительных экзаменах в Одесскую консерваторию. Как потом выяснилось из разговоров, увидели друг друга еще раньше. А познакомиться были обречены, потому что учились на одном курсе. Диночка, думаю, расскажет об этом интереснее…

Диана Трифонова: — Когда дело дошло до этюдов, заведующая кафедрой Галина Анатольевна Поливанова, спасибо ей за это, сказала «Вот там вчера девочка была, давайте мы ее сейчас сюда позовем, Романенко Диану».  Меня искали по коридорам и классам, сказали, мол, тебя срочно вызывают. Меня попросили составить компанию непосредственно Стасу, несмотря на то, что я в очереди студентов стояла далеко не рядом с ним. Поэтому могла участвовать любая другая девочка. Вот там, на сцене, нас и познакомили.

— Долго ли длился конфетно-букетный период?

С. Т. — У нас не конфетно-букетный, а музыкально-драматический период был. Мы как-то сразу почувствовали, что находимся на одной волне, прежде всего, это касается творчества. Очень много занимались в оперной студии: вокал, актерское мастерство. То есть кроме человеческой симпатии, у нас были и есть общие творческие интересы. Поженились мы через два года после нашего знакомства.  Думаю, что период ухаживаний, взаимного интереса, у нас еще не окончился. Мы в хороших отношениях. Не представляю, как может закончится конфетно-букетный период. Что тогда? Раздельный счет в ресторане?

— Как вы относитесь к опыту совместной жизни до регистрации брака?

С. Т. — Честно говоря, мне кажется, что это плохо. Когда сходятся молодые люди и начинают жить вместе, то заканчивается сладкая прелесть свиданий и начинается реальность. Жизнь, как притирка характеров, и люди, уже связанные браком, то есть решением, что эта жизнь будет долгой, они ищут и находят в себе силы, чтобы научиться быть вместе, научиться терпеть недостатки, прощать какие-то негативные моменты, которые есть у каждого человека. И мне кажется, только брак, ответственность за будущее, стимулирует такое поведение. Иначе же люди живут вместе полгода-год, снова меняют партнера, а в это время копятся какие-то обиды, формируется предвзятость, и вот так появляются одинокие люди в возрасте.

Говорят, что первые три года брака он и она  проверяют друг друга, накапливает семейный иммунитет, то есть им нужно переболеть всеми болезнями роста: поссориться, хлопнуть дверьми, если это люди с характером, уйти жить к мамам. Сразу оговорюсь, что у нас такого не было, как-то все шло гладко без переходных периодов.

И потом, отношения без документально оформленных обязательств непозволительны по отношению к женщине. Потому что женщина, как бы она себя не вела, не стимулировала мужчину в его стремлении к свободе, она ищет защиты. И брак для нее, в первую очередь, момент душевного спокойствия и уверенности в завтрашнем дне.

— То, что в семье два человека имеют одну профессию и служат в одном театре, имеет больше плюсов или минусов в жизни вне сцены? 

С.Т. — У нас обоих это первый брак, поэтому другого опыта нет. Но я думаю, что плюсов, когда люди одной творческой профессии создают семью, больше. Ни один человек, который не выходил на сцену, не понимает наших переживаний, наших душевных трат, нашей специфики. Объяснить это невозможно, а причуд у артистов, у певцов много. Поэтому, мне кажется, что лучше брак с коллегой. Еще есть такой момент: важно, чтобы тебя кто-то слышал со стороны, потому что певец не очень слышит, что он выдает наружу. Когда тебя слушает близкий человек, ты можешь рассчитывать на откровенность, на честность. Так что плюсов больше в любом случае.

Д. Т. — Минусов в том, что люди работают вместе, не вижу. Мы ведь не сидим в одной комнате офиса. Хотя работаем в одном коллективе, но у нас могут быть репетиции в разное время, в разных помещениях, с разыми дирижерами и разными партнерами по сцене. Нас это только обогащает. Я вижу минусы, когда люди не понимают друг друга в своих профессиональных сферах, например, у нашей соученицы по консерватории муж был моряк, и он недоумевал, почему она ходит на спектакли с разными составами артистов.

— Вот что-то не припомню, чтобы в одном спектакле удалось послушать вас обоих.

С. Т. — Мы много работали вместе в студенчестве. Когда попали в театр, на первом этапе у нас было несколько спектаклей, когда мы пели вместе, но я всегда очень нервничал. Мне было трудно заниматься своим пением, я переживал за Диночку. И знаете, в день большого спектакля нужно, чтобы тебя кто-то поддержал, чтобы взял на себя все, что вокруг происходит, когда певцу не до этого. Нужно понимать, что он находится немного в неадеквате, какие-то вещи делает непонятные, не слышит, что вы ему говорите, в общем ведет себя так… интересно. Поэтому плохо, когда оба находятся в таком состоянии. Хорошо, когда один поможет, подготовит все, а второй пойдет и очень хорошо и красиво споет спектакль.  Мы это давно для себя решили. И когда переехали в Минск только один раз вместе пели в опере «Бал маскарад».

— Как так получилось, что вы жили и работали в Одессе, а старшую дочку Диана приехала рожать в Беларусь?

С. Т. — Одесса — город специфический, там зимой холодно, летом жарко, часто нет горячей воды. Мы были молодыми людьми и довольствовались предоставленным театром минимализмом в быту. Но для маленького ребенка такие условия мало подходили. Ну и медицина была, скажем так, очень платная, которой мы не совсем доверяли. Моя мама жила в Гродно, Дина видела, что здесь в плане медицины все благонадежно. Даже не думаю, что я был инициатором, мне кажется, это было решение Дины.

Диана Три­фо­но­ва

Д. Т. — У Стаса в тот год было запланировано очень много гастролей с Одесской и с Кишиневской оперой. Он три месяца должен был петь в Англии, полтора — в Испании. Так получалось, что я надолго оставалась фактически одна. А в Гродно я и Женечка были рядом с нашей любимой бабушкой.  При первой возможности Стас приезжал к нам. Не уверена, что сейчас я поступила бы также, ведь фактически два годы мы жили в разлуке. Но тогда так складывались обстоятельства, и считаю, мы хорошо прожили тот непростой период. Конечно, огромное спасибо моей замечательной свекрови, которая окружила меня и Женечку любовью и заботой. Все было прекрасно. Я влюбилась в Гродно и тогда же полюбила Беларусь, даже подумала о том, что хорошо бы здесь остаться.

— Сколько лет разницы между вашими детьми?

С. Т. — У нас двое совершено замечательных детей. Старшая дочка Женечка, ей 15 лет и сын Мирон, которому 5 лет. Дети у нас появились с большим перерывом, конечно, это совсем новые ощущения. И это связано не только с разницей в возрасте, а потому что они совершенно разные люди. Все это неповторимо. Дети — очень большая гамма эмоций и чувств, и радости все равно превалируют над какими-то, порой, трудными моментами. В любом случае, дети — это счастье. Наши дети учатся дружить, учатся жить вместе и находить общий язык, это здорово.

Д. Т. — Так сложилось, что мы никогда не были молодыми родителями, у нас всегда был осознанный подход к родительству.  Поженились мы в 23 года, а наша старшая дочь появилась на свет, когда нам было по 32. Это уже не такие молодые, беззаботные люди, у нас все было по-серьезному. В нашем случае, думаю, интересна не разница в возрасте детей, а то, что их стало двое. С вторым ребенком легче, потому что есть опыт. Ты уже к чему-то относишься спокойнее, понимаешь, что нужно больше доверять ребенку. Женечка очень просила братика или сестричку, кстати, ей было все равно кто, главное, чтобы был. Правда, еще раньше она просила собаку. Мы воплотили все ее мечты. Большое счастье, что все наши мечты обоюдны.

— Можно ли сказать о ваших детях, что они выросли за кулисами?

С. Т. — Они, конечно, люди театральные. Женя была частью театра, принимала участие в спектаклях «Евгений Онегин», «Вольшебная флейта». Теперь уже Мироша входит в тот возраст, когда бывает в театре. Его все жулькают, все любят. У нас есть «волшебная комната», в которой сначала выросла Женечка. Дети так ее называют, а вообще это комната реквизита, в которой хранятся пистолеты, шпаги, короны и еще много всего интересного. Поэтому дети там с удовольствием пропадают, а наши реквизиторы их привечают. Вообще дети артистов проводят в театре много времени, и это, на мой взгляд, прекрасно.

Д. Т. — Женечка закончила музыкальную школу и уже 11 лет является участником образцового коллектива народно танца. У нее своя активная творческая жизнь, которой мы рады и всегда поддержим Женю во всех ее начинаниях.

Что касается младшего сына, то он, что меня удивляет, тяготеет к математике. Мы ходим на подготовительные занятия к школе, и он там себя очень хорошо проявляет. Мирон не так часто бывает в театре, как в свое время Женя, потому что, к сожалению, у меня сейчас меньше работы. Сын уже сказал нам, что ему нравится петь в хоре, так что интерес к музыке у него тоже проявляется.

— Как в вашей семье принято распоряжаться финансами? 

Опера «Седая легенда», Кизгайло — Станислав Трифонов.

Д. Т. — Очень просто. Я оплачиваю все бытовые вопросы: квартира, интернет, садик, занятия детей. На это уходит почти вся моя заплата. Все остальное, я знаю, что у нас в доме будет. Я никогда не смотрю расчетный листок Стаса. У нас зарплаты ежемесячно варьируется в зависимости от занятости в спектаклях. В принципе, мы проговариваем, что нам нужно приобрести, но такой серьезной домашней бухгалтерии не ведем, просто не расположены к этому.

­— А как распределены бытовые хлопоты? Вот если нет настроения заниматься домашними делами, это вырастает в проблему?

С. Т.— Быт в основном на Дине. Мне кажется, это такой нормальный семейный уклад, когда дом держится на жене. А мы все на подхвате. Даже Мироша уже может выполнить небольшие просьбы: записать показания счетчика, вынести мусор. Он уже несколько раз мыл посуду, стоя на приставном стульчике. Вот так, общими усилиями справляемся и проблем на почве быта, к счастью, не возникает.

Д. Т. — Все как-то произошло, само собой. А потом я причитала где-то и мне эта мысль очень понравилась: каждый должен заниматься тем, что он любит, а не оп принципу: ты обязан. Мой муж очень любит делать покупки. У него это отлично получается, он знает, что, где, в каком магазине приобрести. Я ему всецело доверяю и очень благодарна Стасу, что он взял на себя эти заботы. Мы с детьми знаем, что папа идет в магазин и купит все самое лучшее.

Я — сова и утром, пока раскачаюсь… А Стас — наоборот, жаворонок. В общем, завтрак в семье есть, и мы за это безумно любим нашего папу. Но уже что касается обедов и ужинов — это моя забота, готовлю я от души, с удовольствием. Очень хорошо, когда каждый делает то, что любит, что не в тягость. Если Стас видит, что я устала, он все возьмет на себя.

— Как проводите отпуск?

С. Т. — Диночка — одесситка, я тоже люблю море, тут наши вкусы полностью совпадают. Вообще для нас отдых ассоциируется с морем. В этом году, похоже, мы никуда не сможем уехать в отпуск…

Д. Т. — Море и солнце для меня просто необходимы. Стасик много лет прожил в Одессе и поэтому мы каждый отпуск отправляемся туда. Едем где-то на месяц, снимаем дачу. Такой прекрасный отдых — море, фрукты, встречи с родными и друзьями. Для нас это место восстановления сил. Были у нас вылазки на популярные курорты. Да, там все включено, может, это и неплохо, но хочется попробовать какую-то местную экзотику, а не ходить три раза в день в один и тот же ресторан.

Мы кстати, никогда не ездили в отпуск вдвоем. Пока жили в Одессе, не приходило в голову куда-то ехать. А потом — всегда с детками. Было так, что Стас шел с Женечкой на дискотеку, а я с Мирошей в коляске гуляла по берегу моря. А потом вдруг наша старшая дочь отпускает нас с папой вдвоем погулять, сама присматривает за братиком. Мы всегда отдыхали семьей, я не признаю никаких нянь, возможно, это неправильно, но себя не переделаешь.

— Вы вместе скоро уже четверть века. Кое-кто из ваших коллег сказал, мол, Трифоновы как молодожены: все еще смотрят друг на друга влюбленными глазами. Как удается сохранить свежесть чувств?

Д. Т. — Нашей семье в октябре исполниться 25 лет! У нас не возникают ситуации, чтобы мы были в конфликте. Вообще не представляю, как можно в конфликте, в конфронтации жить. Наш брак основан на взаимном интересе, взаимном уважении, на глубоком родстве наших душ, мировоззрений и любви. Мы люди одной формации, мы рано познакомились и фактически вместе сформировались. Мы стараемся друг друга поддерживать, помогать, потому что мы дороги друг другу и это прекрасно.

С. Т. — У нас одни интересы, мы занимаемся одним очень красивым, светлым делом. Мы с женой смотрим в одном направлении. Нам никогда не бывает скучно друг с другом. Мы очень близкие люди. Нам просто хорошо, когда мы вместе. В этом мы лишний раз убедились на карантине. Нельзя сказать, что он был очень жестким, мы могли куда-то выйти, тем не менее, постоянно были вместе дома. И мы прекрасно провели это время. Конечно, уже хочется работать и петь, но это не значит, что мы устали друг от друга или от детей.

Оксана ЯНОВСКАЯ

Фото Михаила НЕСТЕРОВА

Выбор редакции

Спорт

«Даже через 40 лет семейной жизни романтика остается...»

«Даже через 40 лет семейной жизни романтика остается...»

Интервью с олимпийским чемпионом по фехтованию.

Здоровье

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Несколько советов от врача-инфекциониста.