Вы здесь

Почему детей иногда возвращают из приемных семей и куда попадают несовершеннолетние, когда закрываются интернаты?


Что происходит с детьми, которые стали сиротами или были отобраны у родных родителей? Почему малышей иногда возвращают из приемных семей? Куда попадают несовершеннолетние, когда закрываются интернаты? Чем патронат отличается от опекунства? На эти и другие вопросы ответили специалисты.


От родителей — к родственникам

Фото ya-roditel.ru

В прошлом году в стране мамы и папы 1200 детей были лишены родительских прав. В столице без попечения родителей остались 223 ребенка. 83 % детей устроены в семью.

Законодательно в Беларуси закреплены различные формы семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Прежде всего, им предоставляется возможность попасть в семьи родственников — опекунскую семью бабушек, дедушек, близких друзей и знакомых, свидетельствует Елена СИМАКОВА, главный специалист Главного управления воспитательной работы и молодежной политики Министерства образования:

— Еще при подготовке этапа, когда малышей заберут из семьи, ведется работа по их дальнейшему семейному устройству — подбираются кандидаты, которые смогут временно заменить родных родителей, пока те решают для себя, смогут ли исправиться. Опека традиционно становится замещением родной семьи для детей. И акцент здесь делается на том, что это временное убежище для малышей, кроме случаев, когда родители детей умирают или признаются отсутствующими без вести. Когда ребенок получил статус и устроен в семью, начинается работа по ее сопровождению, ведь малышам достаточно сложно адаптироваться к новым условиям.

Ежегодно уменьшается количество детей, живущих в интернатных учреждениях, так же как и цифра детских домов и школ-интернатов. В 2010-м в стране было, например, 25 350 детишек, находившихся на различных формах государственного содержания, сегодня таких 19 434.

— В деятельности органов опеки и попечительства, которыми традиционно были отделы управления по образованию, происходят определенные изменения. Подготовлен и внесен в правительство, например, проект постановления Совмина о том, что часть функций орган опеки и попечительства передает СПЦ — как учреждениям, функционирующим специально для того, чтобы оказывать помощь семьям и детям в регионах, — поделилась специалист.

В Беларуси еще остались 12 детских домов и две школы-интерната, шесть детских деревень, три из которых государственные и три частные. При 142 социально-педагогических центрах функционирует 101 убежище. Работают и учреждения для тех, кому нужно гораздо больше внимания. Это 19 вспомогательных школ-интернатов для детей с особенностями психофизического развития и 18 специальных общеобразовательных школ-интернатов, где учатся малыши с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, тяжелыми нарушениями речи.

Семья профессиональная и временная

Если малыша невозможно устроить в опекунскую семью, ему подбирают профессиональную заместительную: приемных родителей или детский дом семейного типа. На селе таким образом сформирована целая сеть, соответствующая потребностям регионов. Это приводит к тому, что детских социальных приютов (фактически, мини-интернатов) становится все меньше.

— В заместительные семьи отправляются дети, отобранные от родителей временно, или они нуждаются в том, чтобы побыть за пределами семьи, потому что единственный родитель, например, лежит в больнице, — пояснила Елена Симакова.

Кстати, в городах с устройством малышей на воспитание пока существуют определенные проблемы, и очень приветствуется приход новых приемных родителей, которых сегодня не хватает. Устройство в такие семьи требует подготовки и ребенка, и кандидатов в приемные родители.

— Независимо от того, сколько люди уже работают в системе образования, им постоянно нужна поддержка и повышение квалификации. Последнее у нас поставлено на профессиональный уровень, — подчеркнула представитель министерства. — Родители могут получить ответы на свои вопросы не только в своем регионе и стране вообще, но и через тематические группы в социальных сетях. В общем воспитание малыша не в родной семье — целый процесс, имеющий своим лучшим завершением возвращение ребенка в родную семью. На это и нацелены опекуны и приемные родители.

В прошлом году по меньшей мере 155 детей вернулись к родителям, которые через суд доказали право на воспитание собственных малышей.

Случается, что кандидатам в приемные родители приходится отказывать, даже если они прошли обучение и диагностику.

— Если видно, что у них есть еще свои нерешенные проблемы, если они не разобрались, что происходит в их собственных семьях, с такими кандидатами мы прощаемся, — заметила Елена Симакова. — Случается, что у людей есть негативный опыт воспитания собственных родных детей. А некоторые пришли случайно, поддавшись эмоциональному порыву, а после поняли, что эта работа не для них. Иногда мы прощаемся с теми, кто уже работает с нами, потому что закрываются учреждения.

Патронат и отмена

Узнать, что такое семья, могут и дети, живущие в интернатах. Такая система сегодня развивается не только в детских домах и школах-интернатах, но и в учреждениях профессионального образования, например в ПТУ. В таком возрасте подросткам также требуется взрослая поддержка.

Интернат — далеко не самая важная форма воспитания детей, поэтому органы опеки выступают за «создание барьера на входе», чтобы дети даже временно не попадали в интернат, а сразу устраивались в семьи. В Беларуси из 19 434 сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 13 899 воспитываются в замещающих семьях. Часть несовершеннолетних, которые уже учатся в ПТУ и переведены на гособеспечение, посещают патронатные семьи.

В прошлом году из 2098 детей, оставшихся без попечения родителей, в интернаты попало около 11 %. К сожалению, есть и другая статистика — в прошлом году из семей вернули 20 малышей. Это зависит не только от родителей-воспитателей, но происходит и по объективным причинам, когда воспитатель, например, заболел и не может выполнять свои обязанности.

Количество отмены усыновлений в стране не более 1-2 % от массива усыновленных. Причины разные, и каждый случай анализируется.

— Некоторые семьи хранят тайну усыновления, а когда подросток подрастает, он узнает от близких или родственников, что его усыновили, начинается конфликт с родителями, и они не выдерживают, — объясняет директор Национального центра усыновления Министерства образования Беларуси Ольга ГЛИНСКАЯ. — Случается и так, что один из усыновителей умирает, а другой не может один справиться с воспитанием.

Домой — через центр усыновления

Национальный центр усыновления Беларуси работает уже 23 года. В 2003-м он был назначен центральным органом по выполнению положений Гаагской конвенции о международном усыновлении.

— Основная задача нашей деятельности — семейное устройство ребенка, вопросы международного и национального усыновления, установления международной опеки и попечительства, трансграничная охрана детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — обозначила направления деятельности Ольга Глинская. - Для реализации этих задач в центре создан и постоянно актуализируется Республиканский банк данных об усыновлении детей.

Еще десять лет назад в базе центра было более 9,5 тысячи детей, которые жили в интернатных учреждениях. Сейчас таких осталось 1600. В центре не делают разницы между обычными малышами и детьми, имеющими определенные особенности. В прошлом году, например, 17 таких деток передали в приемные семьи.

С 2013 года Центр издает свою газету «Домой», которая обеспечивает профессиональное сопровождение и поддержку заместительных родителей и специалистов в сфере семейного устройства и воспитания детей.

Специалисты центра осуществляют психолого-педагогическую диагностику, подготовку кандидатов в усыновители и сопровождение их после усыновления. В программе подготовки к усыновлению сегодня участвуют неврологи, юристы, психиатры, а кандидаты могут посетить общежития или дома ребенка, чтобы оценить свои возможности и ресурсы, прежде чем принять к себе ребенка.

— Кандидатам в усыновители, успешно прошедшим подготовку, выдается удостоверение, которое разработано специалистами центра и печатается при содействии организации «ЮниХелп», — добавила Ольга Глинская.

В центре реализуется также ряд проектов, направленных на оказание многосторонней помощи семьям, принявшим к себе сироту. Проект «семейная гармония», например, уникален тем, что специалисты центра консультируют и помогают по месту жительства, где семья и ребенок чувствуют себя в привычной и спокойной обстановке. Работают также и с подростками, помогая им в переходный период. В центре есть и специальная школа для пап. В каждом регионе страны — клубы поддержки семей усыновителей на разных этапах их жизни. Сотрудники центра проводят онлайн-семинары для специалистов СПЦ и управлений отделов образования, консультируют семьи.

Организовали также электронную постановку на учет кандидатов в усыновители.

— Большинство из них хочет маленьких деток, желательно девочку до трех лет, — добавила директор центра. — Однако в базе сейчас только 31 ребенок до года. Разница же между усыновителем и ребенком не может быть больше 45 лет.

Ирина СИДОРОК

Выбор редакции

Культура

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Чем в этом году будет удивлять посетителей «Славянский базар в Витебске»?

Концерт для детей и молодежи, пластический спектакль Егора Дружинина и «Рок-панорама».

Общество

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Время заботы садоводов: на какие сорта плодовых и ягодных культур стоит обратить внимание?

Выбор саженца для садовода — тот момент, значимость которого сложно переоценить.

Сельское хозяйство

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Как обстоят дела на полях Беларуси на данный момент?

Успех зависит от соблюдения отраслевых регламентов и технологий.

Регионы

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

Бьюти-рецепты XVIII века восстанавливают в Грабовке

«Императорский» туристический маршрут поможет развивать сельскую территорию.