Вы здесь

Казахстан идет курсом прогрессивных реформ


В Казахстане реализуется крупный пакет политических реформ, которые открывают новый этап в последовательной либерализации общественно-политической жизни. Они затрагивают дальнейшее развитие базовых институтов демократии — права граждан на мирные собрания, организацию выборов и деятельность политических партий.


В конце мая т. г. Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев подписал ряд важных для дальнейшего общественно-политического развития страны законов. Среди них — «О порядке организации и проведения мирных собраний в Республике Казахстан», «О внесении дополнений в Конституционный закон Республики Казахстан «О выборах в Республике Казахстан» и «О внесении изменения и дополнений в Закон Республики Казахстан «О политических партиях».

Эти законы и предусмотренные ими нововведения — часть политических реформ, выдвинутых Президентом страны в рамках Национального совета общественного доверия. Их принятие — важный шаг на пути к воплощению концепции «слышащего государства» и повышению роли гражданского общества. Новые правовые нормы еще более укрепляют в Казахстане такие ценности, как плюрализм мнений, альтернативные взгляды, конструктивная позиция и ответственность.

Так, новый закон о митингах значительно упрощает правовое регулирование мирных собраний. В процессе создания законопроекта принимали участие независимые эксперты, гражданские активисты, правозащитники, неправительственные организации. Результатом многоуровневого общественного обсуждения стало расширение изначально заложенных правительством положений в сторону дальнейшей либерализации.

Закон полностью соответствует 21-й статье Международного Пакта о гражданских и политических правах, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. В документе прописаны базовые принципы мирных собраний: они должны быть законны, добровольны, не носить насильственного характера и не представлять опасности ни для государства, ни для граждан. Также исключены запреты и обязанности, ограничивающие деятельность журналистов.

Теперь в городах Казахстана будут организованы публичные площадки для проведения гражданами мирных собраний, а процедура уведомления о мирных собраниях сократится с 15-ти до 5 дней.

«Мы формируем новую политическую культуру. На передний план выходят плюрализм мнений, альтернативные взгляды. Власть не считает, что несогласие — это деструктив», – отметил Президент К. Токаев. По мнению Президента Казахстана, обществу и государству пора адекватно отнестись к публичному выражению позиций. «И лучше к этому прийти самостоятельно, осознанно, а не вынужденно», — отмечает Глава государства.

Прежний закон был принят 25 лет назад и, по мнению казахстанских экспертов и международных наблюдателей, давно требовал концептуального пересмотра. Новый закон 2020 года полностью соответствует международным стандартам — принципам Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и 21 статье международного Пакта о гражданских и политических правах. Законом обеспечивается самое главное — право на волеизъявление.

В новом документе четко прописаны базовые принципы мирных собраний: они должны быть законны, добровольны, не носить насильственного характера и не представлять опасности ни для государства, ни для граждан. То есть соблюдены принципы прав человека — «разрешено всё, что не запрещено» и «твои права заканчиваются там, где начинаются права других».

Таким образом, закон «О мирных собраниях» стал подтверждением успешной реализации концепции «слышащего государства», которую провозгласил Президент К. Токаев.

Совершенствуется законодательство о выборах. Новые законы еще больше усилят права женщин и молодежи на участие в политической жизни страны. Они предусматривают введение обязательной 30 % квоты для женщин и молодых лиц до 29 лет в избирательных партийных списках.

Сейчас Парламент Казахстана представлен женщинами на 22 % (средний показатель представленности женщин в законодательных органах ОЭСР – 30%). В Мажилисе Парламента (Нижняя Палата) количество женщин — 29 человек, в Сенате – 6 человек, а молодые люди в возрасте до 29 лет в Парламенте пока не представлены.

В маслихатах (местные представительные органы) представленность женщин составляет порядка 22 % или 740 женщин, а молодежи — всего 53 депутата в возрасте до 29 лет. Всего по Казахстану общее количество депутатских мандатов в маслихатах — 3335.

По статистике, сегодня в Казахстане проживают более 4,5 млн экономически активных женщин и 2,8 млн молодежи в возрасте от 20 до 29 лет. Отныне на выборах депутатов местного представительного органа и нижней палаты Парламента будут шире участвовать указанная категория граждан.

В целом политика квотирования является достаточно широко распространенной международной практикой. Специальные партийные квоты применяются в странах Европы и наиболее распространены в Германии, Норвегии, Франции и Бельгии, где данные нормы закреплены законодательно.

Введение в Казахстане новым законом специальных квот станет стимулом для молодого поколения казахстанцев и для женщин к активному участию в политической жизни страны. Действие новых правовых норм будет реализовано в 2021 году — год очередных выборов в Мажилис Парламента (предыдущие парламентские выборы проводились в 2016 году, согласно Конституции РК срок полномочий депутатов Мажилиса Парламента составляет 5 лет).

Подписанные Президентом страны поправки в Конституционный закон «О выборах» и Закон «О политических партиях» стали важной частью пакета реформ, которые продолжают модернизацию политической системы Казахстана.

Снижение порогового числа подписей для создания политического объединения, которое сможет участвовать в выборах, с 40 тысяч до 20 тысяч человек — важный шаг для дальнейшего развития партийной системы Казахстана.

Так, изменения, внесенные в законодательство, будут способствовать росту влияния партий на политические процессы в стране. Они облегчают порядок создания новых политических партий и общей активизации партийной жизни в стране, что, как ожидается, положительно скажется на процессах разработки и принятия государственных решений. На сегодня в Казахстане зарегистрировано и действуют 6 политических партий.

Предусмотренные в законах меры в совокупности направлены на переформатирование общественно-политического пространства, повышение конкуренции в партийном поле, придание более инклюзивного, сбалансированного характера выборным органам.

Наряду с важнейшими вопросами повышения качества жизни казахстанцев и усиления социальной политики серьезные шаги Президент Казахстана делает в области совершенствования действующей политической системы.

В 2019 году в своей предвыборной программе Касым-Жомарт Токаев четко обозначил ключевые принципы своей управленческой политики — это «Преемственность. Справедливость. Прогресс». И уже в течение своего первого года на посту Президента Казахстана он успешно реализует эти принципы на законодательном уровне.

  • Преемственность — обеспечена усилением роли молодежи в политической жизни страны, тем самым обеспечивается подготовка молодого поколения казахстанских управленцев, которые в будущем будут продвигать эффективное развитие государства.
  • Справедливость — реализована развитием гендерного баланса посредством квот для женщин в представительных органах страны, а также укреплением прав граждан на мирные собрания и новыми возможностями для деятельности политических партий.
  • Прогресс — в целом отражается в последовательном движении Казахстана по пути политической модернизации и расширения демократических практик в жизни государства.

И на примере принятого пакета политических реформ, видно, что, воплощая в жизнь концепцию «слышащего государства», Президент К. Токаев, как и обещал, учитывает в первую очередь запросы граждан. Тем самым, на новом историческом этапе Казахстан продолжает укрепление демократии, курс на развитие которой был изначально и сознательно выбран народом республики почти три десятилетия назад.

Материал подготовлен Посольством Казахстана в Республике Беларусь

Выбор редакции

Общество

Инструкция по использованию самого себя. Почему при самоопределении не стоит тратить время на достижение чужих целей?

Инструкция по использованию самого себя. Почему при самоопределении не стоит тратить время на достижение чужих целей?

Как совместить в будущей профессии чтение книг и киберспорт и можно ли это сделать?