Вы здесь

Что представляют собой современные отечественные беспилотники?


В последнее время в мире очень быстрыми темпами развивается беспилотная авиация. Оно и понятно — множество задач беспилотник может выполнить лучше пилота на обычном летательном средстве, но при этом имеет перед ним много преимуществ. Да и стоимость такого аппарата значительно меньше.


Что касается Беларуси, то на нашей земле использование военных беспилотных летательных аппаратов имеет довольно долгую историю. Но — с перерывом... Только через семнадцать лет после того как Беларусь стала независимой, у нас снова появился сектор военных беспилотников. Как бы и не так много по сравнению с вооружением других родов войск. Однако именно на беспилотную авиацию сегодня возлагаются очень сильные надежды. В том числе и потому, что за разработкой таких комплексов стоит очень существенный научно-технический прогресс. Аппараты, считавшиеся суперсовременными тогда, на старте, в 2008 году, по нынешним меркам имеют уже довольно скромные характеристики. И им на смену пришли те, которые, в свою очередь, 12 лет назад считались чем-то из разряда научной фантастики.

Подробнее о развитии беспилотной авиации рассказал начальник управления использования и развития беспилотных авиационных комплексов Вооруженных Сил Игорь Завидняк.

Советское начало

— Это может показаться странным, но первое подразделение беспилотной авиации на территории Беларуси было сформировано еще в конце 1963 года в Березе, — говорит Игорь Завидняк. — То был 510-й отдельный дивизион беспилотных самолетов-разведчиков.

На вооружение тогда были приняты аппараты Ла-17р. Фактически это были переделанные летающие мишени. На них возлагалась задача ведения воздушной разведки и корректировки огня артиллерии. Через три года статус дивизиона был повышен до эскадрильи, которой присвоили 106-й номер.

В конце 1970-х годов Ла-17р постепенно начали заменяться аппаратами «Стриж» — Ту-141. они также должны были вести авиационную разведку. К сожалению, на этом советская история беспилотников в Беларуси обрывается — в 1987 году 106-я эскадрилья была передислоцирована на территорию Украины.

Второе дыхание

В современной истории страны Управление использования и развития беспилотных авиационных комплексов при командовании Военно-воздушных сил и войск противовоздушной обороны было создано в 2008 году. Два года готовилась нормативно-правовая база, подбирался будущий коллектив и... в 2010 году был сформирован 927-й Центр подготовки и использования беспилотных авиационных комплексов в Березе. Символично!

— Но с течением времени задачи, которые ставились перед нашим управлением, и их специфика начали выходить за пределы военно-воздушных сил. Поэтому наше управление и Центр были в середине десятилетия введены в состав центрального подчинения.

Современная белорусская беспилотная авиация начиналась с российских «Иркутов». После того как наши специалисты научились обращаться с аппаратами, стало ясно — надо их делать в Беларуси, чтобы не зависеть в этой составляющей от других стран. Или, по крайней мере, в сотрудничестве с российскими производителями. Так появились на свет «Суперком С100», «Суперком С350». А среди отечественных разработок — «Москит», «Беркут-2». Отдельно стоит выделить комплекс «Аист-10». Между прочим, эти комплексы имеют радиус деятельности от 10 до 600 километров. Последняя цифра — это почти как протяженность Беларуси с севера на юг!

— Все комплексы у нас на передвижной базе. «Аист-10» — работает на шасси МАЗа, — рассказывает Игорь Завидняк. — В его состав входит целый жилой модуль, позволяющий круглосуточно управлять летательными аппаратами. Там есть места для отдыха, имеются все системы жизнеобеспечения. «Аист-10» может работать несколько суток автономно, не подключаясь ни к каким агрегатам электропитания. И это подтверждено на практике, как зимой, так и летом.

«Это ваш воздушный бинокль»

В конце 2019 года Президентом была утверждена Концепция развития Вооруженных Сил. Определенная часть в ней отведена и беспилотной авиации. Предполагается, что со следующего года начнется ее развитие в сухопутных войсках.

— С этого года мы начинаем формировать подразделения беспилотных авиационных комплексов в общевойсковых бригадах, — отмечает начальник управления. — Оно уже сформировано в 11-й бригаде в Слониме. Есть подразделение в силах специальных операций. Там на вооружение ставятся комплексы небольшие, малозаметные. Оператор-десантник притом должен уметь не только управлять летательным аппаратом, но и проходить подготовку по своей программе.

Вместе с тем беспилотники уже широко используются во время выполнения задач совместно с сухопутными войсками, ракетными войсками и артиллерией.

— Наши офицеры объясняли, что по сути — это ваш воздушный бинокль, через который вы можете видеть всю обстановку на расстоянии в десятки километров.

«Потерять аппарат очень сложно»

Офицеров, которые управляют беспилотниками и обслуживают их, сперва учили на авиационном факультете в Военной академии. Их однокурсниками были будущие летчики. Но это накладывало свои особенности на подготовку будущих специалистов, да и как раз касательно беспилотников шла реорганизация, о которой говорилось выше. Поэтому отдельная кафедра была сформирована уже на базе Белорусской государственной академии авиации.

— Наша главная особенность — в постоянном появлении новых комплексов, — считает Игорь Завидняк. — Как только они ставятся на вооружение, то программа сразу же корректируется, и курсанты пробуют новинки сразу на базе 927-го центра. И если мы запоздаем на год-два, то знания уже потеряют актуальность. Причем учебная программа составлена так, что переучиться специалисту на новый комплекс из старого нетрудно. Техника хоть и модернизируется, но она не настолько усложняется, чтобы приходилось все осваивать с нуля. Напротив, управление даже упрощается. Например, сейчас беспилотники комплектуются курсовыми камерами. Это значит, что у оператора создается картинка, якобы он сидит за штурвалом настоящего самолета и им управляет. Хотя находится он при этом в кабине на земле. При постановке препятствия современный беспилотник может вернуться в точку старта. В общем, потерять такой аппарат сейчас очень сложно.

Самое главное, чем отличается беспилотник, — тем, что внутри него нет человека. Это кардинально снижает его стоимость по сравнению с пилотируемой авиацией. Фактически могут быть только две причины потери — это какая-то поломка и ошибка оператора. Что касается поломок, то в аппарате на этот счет предусмотрены аварийные режимы, во время которых он подает специальные сигналы на экране у оператора. Да и то, к потере это вряд ли приведет. А личный состав относится к технике очень бережно.

На каждом учении

— Сейчас любое учение, начиная от батальонного уровня, обязательно подразумевает использование беспилотников, — говорит Игорь Завидняк. — Например, на учениях «Щит Союза — 2019» в прошлом году была доведена вводная о выдаче четких координат объекта. Аппараты делали это с такой минимальной погрешностью, что были успешно выполнены все нормативы.

Но совместным белорусско-российским учениям перед тем предшествовали два года участия в Армейских играх. Старт в 2018 году состоялся неплохой — из четверых участников наши специалисты заняли третье место. При этом нужно принять во внимание то, что и Россия, и Казахстан, занявшие более высокие места, уже выступали раньше и имели какой-никакой опыт. За год уровень подготовки был сильно подтянут, и вот уже белорусы разделили второе место с россиянами. Более того, наши военные вернулись оттуда с почетным званием «Лучший расчет».

— Ошибочно считать, что мы развиваем только военный сектор. На самом деле мы заодно готовим беспилотников для Министерства по чрезвычайным ситуациям, Госпогранкомитета. Ежегодно происходит сбор специалистов, где мы контролируем их подготовку и при необходимости можем повысить их классность.

Валерьян ШКЛЕННИК

Название в газете: Беспілотнік бачыць усё

Выбор редакции

Общество

Имплантация зубов: есть ли основания для страха и сомнений?

Имплантация зубов: есть ли основания для страха и сомнений?

Врачи предупреждают: даже если по каким-то причинам пришлось удалить один зуб, ему нужна замена.

Общество

«Лучший тюнинг для машин — правильный протектор шин»

«Лучший тюнинг для машин — правильный протектор шин»

Именно под таким слоганом будет проводиться республиканская профилактическая акция, которая инициирована на наших дорогах Госавтоинспекцией страны.

Общество

Зимний ассортимент. Сколько стоят «витамины» на «Лебяжьем»

Зимний ассортимент. Сколько стоят «витамины» на «Лебяжьем»

С какими признаками вы связываете приближение зимы?

Общество

Ректор Могилевского госуниверситета Денис Дук: У нас свои особенности и путь развития в мировой истории

Ректор Могилевского госуниверситета Денис Дук: У нас свои особенности и путь развития в мировой истории

Три года назад Денис Дук переехал в Могилев, чтобы возглавить ведущий вуз области по подготовке педагогических кадров.