Вы здесь

Шоппинг с дополненной реальностью. Технологии 3D-моделирования откроют новый формат торговли


По оценкам международных платежных систем, наша страна занимает третье место в своем регионе по количеству бесконтактных транзакций. Эксперты прогнозируют дальнейший рост такой оплаты в связи с распространением программ для оплаты смартфоном и развитием инфраструктуры приема таких карточек. Также рост отмечается и в последние месяцы в связи с эпидемиологической ситуацией.


www.probusiness.io

Максимально бесконтактный

В Европе и России уже вовсю работают такие международные платежные системы, как Apple Pay, Samsung Pay и Google Pay. Именно они являются самыми распространенными, и через них проходит большинство оплат при помощи гаджетов. В Беларусь недавно пришли системы Apple Pay и Samsung Pay, но... В Samsung Pay пользователи жалуются на заблокированные операции или на то, что магазины отказываются принимать оплату со смартфонов. Но, несмотря на все трудности, белорусские банки стараются предлагать своим клиентам мировые новинки. Бесконтактные платежи также переживали период «неприятия», а сегодня международные системы говорят о том, что в месяц в стране бесконтактно проходит более 26 миллионов операций.

— Такие изменения в потребительском поведении могут иметь постоянный характер. На нынешний период развития технологий мы отмечаем два существенных тренда платежной индустрии в мире: использование бесконтактной системы оплаты и новый формат шопинга с технологией дополненной реальности. Речь уже не идет о том, чтобы покупатель передавал карточку продавцу в руки и набирал пин-код на терминале. Максимально бесконтактный шопинг — вот то, что люди хотят сейчас получить, — отметил эксперт рынка и директор компании — разработчика мобильных программ i веб-сервисов для рынка ритейлеров и банковского сектора Олег Захаров.

Текущая обстановка заставляет общество соблюдать нормы социального дистанцирования. Люди стараются находиться дома и, когда выходят, — то, как правило, за продуктами или в аптеку. Если исходить из статистики, белорусы с каждым годом все чаще пользуются безналичными способами оплаты. За прошлый год безналичные платежи выросли на 24–25 %, а 50 % от всех совершенных транзакций — это бесконтактные карточки или другие бесконтактные технологии, например Apple Pay.

— При этом 20 % платежей в мире производятся с помощью мобильных устройств — колец, браслетов, телефонов, — сообщает интересную информацию Олег Захаров.

Причины популярности бесконтактных платежей абсолютно закономерны. Это в первую очередь рост аудитории мобильного интернета. Технологии не стоят на месте и обеспечивают доступность и удобство современных платежных решений. Требования пользователей заставляют разработчиков и платежных агрегаторов совершенствоваться и увеличивать скорость выполнения операций. Согласно прогнозу аналитиков, к 2023 году бесконтактные карточки займут более 55 % мирового рынка платежных карт. Например, за последние годы во всем мире использовалось более пяти миллиардов бесконтактных карточек, и это составляло более 35 % общей карточной эмиссии.

По данным Национального банка, в Беларуси эмитируют бесконтактные карточки 22 белорусских банка. Общее количество по рынку составляет более семи миллионов карточек. В сегменте бесконтактных платежей смартфоны постепенно вытесняют пластиковые карточки.

По словам эксперта, опыт внедрения технологии дополненной реальности показывает интерес со стороны покупателя к подобным ноу-хау. Объясняется это просто-технология доступна практически для каждого, так как работает через смартфон. Она позволяет одномоментно охватить большое количество пользователей — через специализированные мобильные программы, которые могут теперь заменить шоу-румы, витрины, целые магазины. По сути — весь магазин может поместиться «в кармане».

Еще 15 лет назад никто не мог представить, что мы будем делать покупки двумя нажатиями на смартфоне. Алгоритмы, AR, умные магазины и осознанное потребление — в 2020-е годы покупателей ждет очередной виток трансформаций.

Глубокое погружение в дополненную реальность

С развитием технологий доля покупок онлайн будет возрастать: например, технологии виртуальной и дополненной реальности уже позволяют примерять одежду и обувь на собственный 3D-аватар и с высокой точностью оценивать посадку на своей фигуре с учетом индивидуальных особенностей, расставлять мебель по собственной квартире и выбирать цвет и текстуру, представлять товары в виде цифровых двойников, а в случае подключения сенсорных датчиков — чувствовать. Технологии компьютерного видения уже умеют распознавать товар с точностью более 95 % и даже сортировать бракованные овощи и фрукты, чтобы они не попадали на полки магазинов.

В крупных современных фирмах это не фантазия. Подобные возможности расширят долю покупок онлайн и, вероятно, уменьшат представленность товаров в магазинах, чтобы сократить дорогостоящие площади. Возможно, технологии 3D-моделирования откроют новый формат шопинга: появится возможность представлять товары в виде их реалистичных 3D-двойников в любом месте, оформить заказ можно будет буквально прямо на улице.

Возможность загрузить планировку своей квартиры в интернет-магазин мебели и подобрать наиболее подходящий вариант онлайн также только появляется в онлайн-ритейле. Есть разработки, позволяющие использовать уникальные биометрические параметры человека для оплаты на сайте, — например, идентификация по лицу вместо ввода данных карточки для оплаты.

AR-фильтры и умные зеркала позволят нам с большей точностью подбирать одежду по размеру, а значит, не придется лишний раз возвращать товар. Производители же смогут заранее прогнозировать спрос, выпуская цифровые коллекции и корректируя продуктовый ассортимент. Искать вещи тоже станет проще: умный поиск по картинке уже используют многие крупные ритейлеры — от AliExpress до Lamoda и ASOS.

Не пройдет этот тренд и мимо магазинов продуктов повседневного спроса: согласно исследованию, 89 % потребителей откажутся от физического шопинга, Если у них в распоряжении будет девайс или технология, которая полностью скопирует опыт посещения магазина (включая запахи, возможность потрогать товар и так далее).

В приоритете — удобство

В нынешнее десятилетие магазины превратятся в экосистемы, охватывающие все сферы жизни. Голосовой помощник напомнит о покупке шампанского ко дню рождения, в ленте соцсетей вам покажут рекламный купон с персонализированной скидкой, а интернет-магазин выведет на стартовую страницу предложения специально для вас. С одной стороны, реклама станет более навязчивой и достоверной, с другой — процесс шопинга упростится.

На передний план выйдет амнистиональная модель — подход, объединяющий в одну систему все инструменты коммуникации с клиентом. Вы сможете с легкостью перемещаться между онлайн и офлайном, переходить из мобильной версии магазина в десктопную, связываться с поддержкой по телефону или в мессенджер. В приоритете будет удобство.

По такой модели уже работает гигант Amazon, косметические корпорации и ряд мебельных магазинов, а также бренды других компаний. Границы между физической торговой точкой и онлайн-магазином будут стираться. Например, вы сможете оформить покупку через Instagram, забрать в пункте выдачи в ближайшем супермаркете, а при необходимости оформить возврат во флагманском магазине ритейлера.

Магазин как аттракцион и музей

Скоро ритейлеры начнут подстраиваться под интересы поколения Z — родившихся в конце 1990-х и начале 2000-х годов. Для «зетов» важно не имя бренда, а культура и опыт, созданные вокруг него. То есть, важен не столько сам продукт, сколько его окружающий контекст.

Например, американский бренд Casper не только продает матрасы, но и записывает тексты для медитаций, ведет блог о культуре сна и проводит научные исследования. Компании экспериментируют с социальными сетями: публикуют в Instagram фотографии и мемы, стирая границу между брендом и потребителями. Другой пример — Lamoda, которая организует онлайн-турниры по DOTA2, Fortnite и League of Legends на популярной видеостриминговой платформе Twitch.

Сервисы доставки еды запускают свой мерч: футболки, сумки с фирменными логотипами. Рестораны, службы такси и продуктовые магазины создают коллаборации с брендами одежды и блогерами. Подобные спецпроекты существовали и раньше, но в последние годы они стали модны и приобрели вирусную популярность. Эксперименты затрагивают все пять чувств, включая обоняние и слух. Аналитики JTW Intelligence называют новую практику подбора звукового сопровождения акустическим брендингом.

Для поколения Z важен опыт потребления. Исходя из этой тенденции, компании организуют выставки и превращают магазины в экспериментальные музеи с аттракционами.

Без лишнего взгляда и... вируса

Автоматизированные магазины без продавцов, роботизированные склады и доставка дронами — беспилотные технологии постепенно захватывают ритейл. Правда, о полной автоматизации речи пока не идет. Для некоторых категорий товаров эмоциональная вовлеченность и взаимодействие одного человека с другим все-таки будут играть большую роль.

Поэтому, например, продовольственные магазины без продавцов в Китае сначала расплодились в огромном количестве, но потом часть из них закрылась. Стало понятно, что потребителям важно общаться с другими людьми в процессе покупки. Особенно если это касается продуктов питания. Несмотря на это, у большинства крупных ритейлеров появится своя команда разработчиков искусственного интеллекта и специалистов по работе с большими данными. Они помогут анализировать спрос, прогнозировать поведение клиентов, планировать логистику и настраивать рекламу.

Все большей популярностью будут пользоваться голосовые помощники. С их помощью можно будет оформлять покупки на ходу и просить ассистента подобрать товары под ваши предпочтения. Согласно исследованию Nielsen, 50 % потребителей готовы пользоваться умным помощником в ближайшие три года. В новом десятилетии алгоритмы будут выполнять функции не только ассистентов, но и кураторов.

Сергей КУРКАЧ

Выбор редакции

Экономика

Молодых специалистов в сельском хозяйстве манят не только жилье и зарплата

Молодых специалистов в сельском хозяйстве манят не только жилье и зарплата

В сельхозкооперативе «Нива-2003» Гродненского района сейчас работает 11 молодых специалистов.

В мире

Борьба с эпидемией в Пекине: отражение уровня муниципального управления

Борьба с эпидемией в Пекине: отражение уровня муниципального управления

К Китаю внимание всего мирового сообщества приковано по разным причинам.

Общество

Композитор Олег Елисеенков: у нас с женой все общее — и радости, и горести, и деньги

Композитор Олег Елисеенков: у нас с женой все общее — и радости, и горести, и деньги

Со своей женой автор популярных песен знаком почти полвека.

Общество

Собираемся в школу. В августе одна из главных задач мам и пап — «экипировка» детей к 1 сентября

Собираемся в школу. В августе одна из главных задач мам и пап — «экипировка» детей к 1 сентября

Первое и главное правило — еще дома определитесь с тем, что вам нужно.