Вы здесь

Парк такси за последнее время вырос на 30 %


В нерегулярных перевозках пассажиров в прошлом году было задействовано около 35 тысяч легковых автомобилей.

Отраслевая лаборатория антимонопольного и ценового регулирования, существующая на базе Белорусского государственного экономического университета, провела исследование рынка нерегулярных городских пассажирских перевозок легковыми автомобилями. В проблемное поле исследования вошли не только перевозки автомобилями-такси, но и другие формы организации перевозок: такси, фрахт и аренда автомобиля с водителем.

Реальные цифры в четыре раза отличаются от официальной статистики

Как показало исследование, именно с 2017-го по 2019 год наблюдается резкий рост числа юрлиц, занимающихся деятельностью такси, — на 43,4 %, или на 2223 субъекта хозяйствования. По итогам прошлого года, их количество составило 7445 организаций и индивидуальных предпринимателей. Такой вид экономической деятельности, как аренда автомобиля с водителем, начал учитываться в статистике только в 2019 году — цифра достигла 608 субъектов на конец года. Индивидуальные предприниматели составляют до 88 % от общего числа тех лиц, которые занимаются такси. А вот среди субъектов деятельности аренды легковых автомобилей с водителем «ипэшников» около 70 %.

Какие изменения произошли в сфере такси в последние три года? В нерегулярных перевозках пассажиров в прошлом году было задействовано около 35 тысяч легковых автомобилей. Этот показатель увеличился приблизительно на 30 %.

Кроме того, было выявлено, что за исследуемый период почти на 60 % выросли цифры статистики по пассажирообороту автомобилей-такси по нашей стране. Однако опросы экспертов рынка и водителей, проведенные отраслевой лабораторией, показали, что официальная статистика не в полной мере фиксирует реальный пассажирооборот. Исходя из экспертных оценок и результатов опроса водителей, пассажирооборот нерегулярных пассажирских перевозок легковыми автомобилями за 2019 год составил не менее 1176 миллионов пассажиро-километров, что более чем в четыре раза превышает официальные данные.

Зарплата водителей продолжает расти

На расширение рынка оказали влияние несколько факторов. Во-первых, это отмена лицензирования деятельности такси в 2018 году и ряд других регуляторных изменений. Вторым фактором стало значительное развитие сервисов-агрегаторов. На настоящий момент на рынке имеет место разнонаправленная динамика трех основных показателей:

  • увеличивается количество поездок на автомобилях-такси, притом что снижается средняя продолжительность одной поездки;
  • дорожает километр поездки, но за счет снижения средней продолжительности одной поездки снижается и ее средняя цена;
  • заработок водителей растет за счет увеличения количества поездок и времени, отводимого на занятость в сфере такси.

Исходя из результатов опросов водителей и экспертов, общий объем рынка в 2019 году составил более 824,1 миллиона рублей, или около 394 миллионов долларов. Доля услуг нерегулярных пассажирских перевозок в ВВП Беларуси находится в диапазоне от 0,086 % (по нижней, пессимистической оценке) до 0,35 % (по верхней, оптимистичной оценке). Для сравнения, в 2018 году услуги по временному проживанию и питанию за весь сегмент HoReCa (гостинично-ресторанный бизнес) составили 0,9 % ВВП, деятельность в сферах творчества, спорта, развлечений и отдыха — также около 0,9 % ВВП.

Часть рынка в тени и фрахт

Несмотря на отмену лицензирования деятельности такси, ряд требований законодательства сильно влияет на субъекты деятельности пассажирских перевозок. В связи с этим, существенная часть водителей такси отказывается от легализации своей деятельности. Эксперты оценивают долю таких перевозок на уровне около 30 % от общего объема рынка. Величина нелегального рынка в прошлом году составила 239 миллионов рублей, или около 114,28 миллиона долларов. Объем легального рынка, соответственно, оценивается в 585,1 миллиона рублей (279,76 миллиона долларов).

Также опросы экспертов и водителей показали, что на практике имеет место также такая форма осуществления перевозок, как фрахт. По средневзвешенной оценке экспертов, доля фрахта как подвида экономической деятельности составляет около 40 %. Таким образом, возникает необходимость учета, прозрачного регулирования и контроля за осуществлением деятельности, которая имеет место на практике, но недостаточно оформлена с точки зрения регуляции и учета.

Справка. По договору фрахтования одна сторона (фрахтовщик) обязуется выделить другой стороне (фрахтовальщику) за плату всю или часть емкости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа.

Работа без лицензии и актуальная статистика

Одна из ключевых проблем, которые отметили специалисты лаборатории, — снижение уровня безопасности и дисциплины соблюдения требований Правил дорожного движения, в том числе водителями такси. Одной из причин этого эксперты видят отмену лицензирования, которое являлось инструментом в борьбе с нарушителями и профилактикой нарушений. В то же время возвращение лицензирования усложнит вход на профессиональный рынок такси, что потенциально может сказаться на доле теневого сегмента.

В целом исследование показало, что на рынке на сегодняшний день отсутствуют единство, системность и единая методология сбора информации между различными ведомствами, занимающимися регулированием этой сферы.

Несмотря на введенное в 2018 году обязательство электронных информационных систем (ЭИС) предоставлять информацию о поездках в налоговые органы, использование возможностей ЭИС с точки зрения передачи данных в контролирующие органы происходит не в полной мере. Отсутствие актуальной статистики значительно усложняет возможность оперативно реагировать на все вызовы и проблемы, которые выявляются на рынке нерегулярных пассажирских перевозок автомобилями-такси.

Сергей КУРКАЧ

Превью: taxiburgas-airport.ru

Выбор редакции

Экономика

В Минске продается более 10 тысяч квартир

В Минске продается более 10 тысяч квартир

На вторичном рынке жилье продолжает дешеветь (в глобальном плане без перерывов) уже с сентября прошлого года.

Общество

Обмануть Альцгеймера. Как сохранить ясный ум до глубокой старости?

Обмануть Альцгеймера. Как сохранить ясный ум до глубокой старости?

Неужели эту тяжелую болезнь так легко обвести вокруг пальца?

Калейдоскоп

Разбираем модные мастхэвы наступающего сезона: чем пополнить гардероб?

Разбираем модные мастхэвы наступающего сезона: чем пополнить гардероб?

Мода весны-2021 предлагает несколько глобальных направлений: минимализм, унисекс и 1990-е.

Общество

Эпидемиолог — о том, нужно ли прививаться от COVІD-19

Эпидемиолог — о том, нужно ли прививаться от COVІD-19

Поликлиники уже ведут запись желающих.