Одна из самых красивых балетных и крепких семейных пар Большого театра — заслуженная артистка Беларуси Юлия Дятко и народный артист Беларуси Константин Кузнецов — обладает отличным чувством юмора. Каждый их день расписан по минутам, но, кажется, только в таком темпе они и умеют жить. Их старшая дочь Аня выросла в театре и сейчас учится в хореографическом колледже. Юлия и Константин во многих спектаклях заняты как балетмейстеры-постановщики. На репетиции Юля приходила, когда младшая доченька еще лежала в люльке. Возможно, и она продолжит балетную династию.
— В большом про вашу пару сказали: они очень подходят друг другу как танцоры. А что было первое: из дуэта танцоров вы стали парой или наоборот?
Юлия: — Здесь все само как-то получилось. В хореографическом училище мы учились в одном классе, так что знакомы с детства. И на занятиях нас в пору ставили постоянно, потому что мы подходили друг другу по росту. На отчетном концерте танцевали вместе и в театр поступили как пара. А отношения параллельно развивались. Так что все взаимосвязано у нас.
— Сколько вам было лет, когда создали семью?
Константин: — Ой, давно! (Улыбается.) Уж и не помню! Шучу. Нам как раз по двадцать лет было. А перед тем десять лет присматривались друг к другу.
— Как вы относитесь к так называемым испытательным бракам, когда люди живут вместе, но не спешат в загс?
К.: — Лично я не вижу в этом проблемы. Когда люди поживут вместе, притрутся друг к другу и уже сознательно пойдут печать в паспорт ставить — это же лучше, чем наоборот: быстренько расписаться, а потом окажется, что он храпит! (Вместе смеются.)
— Известен такой стереотип: карьера балерины и рождение ребенка несовместимы. Наверное, он навеян биографиями Майи Плисецкой, Галины Улановой. Но есть и другие примеры: у Нины Ананиашвили двое детей, у вашей коллеги Ирины Еремкиной — трое. Обычные люди, прежде чем заводить детей, ориентируются на свои финансово-бытовые возможности. У балетных все сложнее... Юля, трудно было выбрать время для паузы в карьере, чтобы стать мамой?
Ю.: — Когда родилась Аня, карьера у меня уже сложилась. Был и репертуар, и статус в профессии. Конечно, отказаться от сцены, пусть и на время, балерине тяжело. Поэтому это был сознательный шаг. А Вика появилась на свет, когда я уже покинула сцену, здесь все проще было. Какие бы у кого ни были стереотипы, могу точно сказать: дети карьеры не помеха, когда и работа любимая, и дети желанные. Ну и здоровье, конечно, чтобы позволяло все это сочетать.
— Юля, вы ранее завершили карьеру солистки балета, а Константин продолжает работать и как ведущий мастер сцены. Не ревнуете к партнершам?
Ю.: — Работа с другими партнерами в театре — норма. Хотя мы протанцевали парой всю карьеру, но иногда нам и с другими партнерами приходилось выступать. Это часть профессии. Существуют очередность спектаклей и амплуа. Для разных спектаклей нужны разные исполнители, с разным темпераментом или внешними данными, например. И запрещать друг другу работать с другими исполнителями неразумно.
— У ваших дочерей большая разница в возрасте. Как они ладят между собой?
К.: — Анне пятнадцать лет, а Вике почти два. И, конечно, старшей бывает сложновато с Викой. Ей хочется больше самостоятельности и свободы от родительского гнета. Но, если надо, Аня нянчит Вику — и поиграет, и накормит ее.
— Константин, поступив в минское хореографическое училище, с 10 лет вы жили в общежитии учебного заведения, один, в чужом городе (Константин Кузнецов родом из Смоленска. — Авт.). Как вы справлялись с бытом, и помогает ли тот опыт в семейной жизни? Есть ли у вас в семье какое-то разделение обязанностей, кто моет посуду, кто гуляет с собаками?
К.: — Ни секунды не пожалел, что столько времени прожил в общежитии. Потому что это было очень интересно. Новый опыт. И организовано все было очень хорошо у нас. Замечательные воспитатели помогали детям адаптироваться и в быту, и в учебе. А от домашних обязанностей у нас никто не отлынивает! Только Юля готовит чаще, ведь у нее вкуснее получается. Она вообще суперповар! Сейчас мы на работе, значит, Аня выгуляет собак. И наоборот, Аня на занятиях — я бегу домой. Конечно, с Викой основное время проводит Юля, потому что малышка полностью от мамы зависит. Но и тут мы стараемся друг друга разгружать. И родители Юлины очень помогают.
— Стараетесь Аню освобождать от домашних дел, ведь у нее очень большая нагрузка в хореографическом колледже?
Ю.: — Нагрузка действительно большая. Иногда мы уже дома, а Аня еще в колледже. Но, однако, у Ани есть круг обязанностей, которые она выполняет. И уроки сделать, и убраться в комнате. Иногда и приготовит что-то, в магазин забежит, если мы не успеваем.
— Вы знаете, сколько каждый из вас зарабатывает? Как в семье организовано управление финансами?
К.: — С финансами у нас все очень прозрачно. У кого в конкретный момент на карточке больше денег, тот и оплачивает счета. А так — все расходы делятся поровну между членами семьи. все, что удается заработать, идет в общий котел.
— Как вы проводите отпуск?
Ю.: — Обычно стараемся куда-то съездить, к морю детей вывезти. Здесь, конечно, и от финансовой составляющей многое зависит. В этом году пандемия испортила лето, но, может, получится что-то придумать, чтобы хорошо отдохнуть.
— У вас уникальная профессия: в 18 лет вы уже специалисты, а сверстники только первый курс вуза закончили. Не значит ли это, что артисты балета быстрее взрослеют, лишены определенных радостей юности — молодости, и если да, то можно ли это нагнать, скажем, лет до 30?
К.: — Артисты балета — те еще дети. (Улыбается.) Конечно, профессия наша с ранних лет приучает человека к дисциплине, к порядку, расписанию и терпению. Без этого никак. Но я бы не сказал, что балетные артисты чем-то обделены. Просто нужно научиться заталкивать больше дел в двадцать четыре часа!
— Сейчас к семье не у всех трепетное отношение, как поется в известной оперетте: «Нонче без волокит, лишь перо заскрипит, и свободными станем мы снова». На каких ценностях держится ваша семья и что из этого вы хотели бы передать в наследство своим детям?
К.: — Очень хотелось бы передать детям замок в Баварии, но у нас его нет! (Грустно улыбается.)
Ю.: — Ценности... Здесь все просто. Уважение друг к другу. Плохо тебе или хорошо — ты знаешь, что всегда есть место, где тебя выслушают, поймут и помогут. Это и есть семья.
Оксана ЯНОВСКАЯ
Фото пресс-службы Большого театра Беларуси и Анны ЗАНКОВИЧ
Почти тысяча двести человек соберутся, чтобы решать важнейшие вопросы развития страны.
Как вакцины спасают жизни и чего может стоить их игнорирование?
Рассказал первый заместитель председателя Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь Денис Коржицкий.
Идентичность через наследство.