Вы здесь

Выпускник гимназии и без пяти минут студент объясняет, почему физикой невозможно не увлечься


Физика традиционно считается одной из самых сложных школьных дисциплин. Даже у человека, который уже давно окончил школу, воспоминания о ней нередко вызывают мысли типа «Слава Богу, что все это закончилось». Но совсем другого мнения придерживается выпускник жодинской гимназии № 1 Ярослав ЯКУБОВСКИЙ.


На международном конкурсе научно-технических работ школьников «Ученые будущего» Ярослав Якубовский завоевал диплом второй степени.

— Из всех предметов в школе на первом месте для меня стоит физика. Математика, химия и другие дисциплины — только инструменты, а физика находится над ними всеми, она объединяет знания из многих наук для какой-то важной цели. Это очень жизненный предмет, который объясняет, что и почему вокруг нас происходит, — рассуждает парень. — Ну как может не захватить наука о том, как устроен мир? Может быть, не всем нужно знать, как происходит ядерная реакция, но ведь есть элементарные законы этой науки, без знания которых проблематично жить. Все, что нас окружает, — это физика. И вся техника, которой мы пользуемся, была создана физиками. Мало кто вникает, как она работает, однако все охотно пользуются благами цивилизации. Как говорят мои родители, «просто не учи физику в школе, и вся твоя жизнь будет наполнена чудесами и волшебством».

Кстати, физику в гимназии Ярославу преподавала его мать — Элла Николаевна Якубовская. Его отец Александр Владимирович Якубовский — тоже учитель физики в одной из жодинских школ.

— И мой брат окончил факультет радиофизики БГУ. Как вы понимаете, выбора у меня не было, — шутит парень. — Физика окружала меня с самого детства, и я с нетерпением ждал, когда в школьной программе наконец появится этот предмет. А в восьмом классе увлекся исследовательской работой и начал осваивать новое для меня поле деятельности — научно-исследовательские конференции и конкурсы. И уже первая попытка оказалась удачной. На научно-инженерном конкурсе для учащихся Belarus Scіence and Engіneerіng Faіr со своим домашним кондиционером сразу получил диплом второй степени. Я предложил две модели из подручных средств: в ход пошли бутылка со льдом, кулеры от компьютерного процессора и даже пропеллер из CD-дисков. Сегодня те приспособления выглядят странно, но для подростка это было просто «вау»!

На следующий год Ярослав вновь участвовал в конкурсе Belarus Scіence and Engіneerіng Faіr и вновь получил диплом второй степени со своей работой «Изучение скользящего разряда по поверхности жидкости». А затем электричество просто взяло его в плен.

— На сегодняшний день это его любимый раздел физики, а нелюбимый — молекулярная физика. Потому что там преимущественно теория, а я люблю практику — то, что можно потрогать, проверить, поставить эксперимент, — объясняет парень.

Международное признание

Для юного исследователя наиболее близка стендовая защита докладов. Стенд — инструмент, который нужно хорошо продумать.

Воздействие скользящего разряда по поверхности жидкости он изучает уже несколько лет, дополняя свою исследовательскую работу все новыми экспериментами. Десятиклассником выступал с этой темой на ХХІІІ республиканском конкурсе работ исследовательского характера, где его усилия были отмечены дипломом третьей степени. Мечтой было попасть на международный конкурс научно-технических работ школьников «Ученые будущего», который проходит в Москве в рамках Всероссийского фестиваля науки. Сам фестиваль — это просто грандиозное событие, которое нужно хоть однажды посетить. А заявок на конкурс приходит более тысячи, из них отбирают для участия в финале только сто. Поэтому приглашение в финальную часть международного соревнования, которое пришло Ярославу в сентябре прошлого года, уже можно было считать победой. В секции, где была представлена работа белорусского гимназиста по исследованию скользящего разряда, участвовали со своими исследовательскими работами и китайцы, и иранцы, и сербы. Но Ярослав не растерялся и завоевал в российской столице диплом второй степени. Признается, что для него это был отличный опыт соревнования и знакомства с такими же, как и он, одержимыми людьми.

Впоследствии в семье Якубовских решили взять паузу, чтобы сосредоточиться в выпускном классе на подготовке к централизованному тестированию, но ближе к новому году выпускник и его научный руководитель, в роли которого всегда выступала мать, соскучились и стали искать тему для участия в XXІV республиканском конкурсе. В результате работа Ярослава «Определение структуры по дифракционному рисунку» завоевала там диплом второй степени. Юный исследователь просвечивал птичье перо и по дифракционному рисунку, который получал в ходе эксперимента, смог рассказать, что в нем содержится.

Но и на этом достижении жодинский гимназист не остановился. На прошедшей в конце весны международной научной конференции школьников «ХХХ Сахаровские чтения» в Санкт-Петербурге он вновь получил за изучение скользящего разряда по поверхности жидкости диплом второй степени. Правда, из-за пандемии формат конференции пришлось в этом году изменить, поэтому увидеть белые ночи парню и его матери пока так и не довелось, хотя они очень на то рассчитывали. Конкурсантам, кроме тезисов, нужно было снять и прислать жюри видеоролик — презентацию своей работы: кратко пересказать ее суть и полученные результаты.

— Впервые картинку распределения разряда искры по поверхности твердого диэлектрика наблюдал Георг Кристоф Лихтенберг в 1777 году, но выяснилось, что разряд может скользить не только по твердым, но и по жидким диэлектрикам, — объясняет суть своего исследования Ярослав. — Поэтому целью моей работы стало изучение зависимостей незавершенного скользящего разряда по поверхности жидкости и поставлены следующие задачи: провести анализ сведений о технологиях создания скользящего разряда, создать установку для изучения поверхностного разряда в жидкости, получить зависимости характеристик разряда от различных факторов, изучить его поведение в сильном магнитном поле и определить возможность использования разряда для очищения воды от нефтепродуктов. Последний пункт, на мой взгляд, может представлять практический интерес. Это не просто наука ради науки.

— А как ты вообще находишь темы для своих исследовательских работ? — поинтересовались мы у молодого человека.

Гимназию Ярослав закончил с золотой медалью и средним баллом аттестата 9,7.

— Это наш совместный поиск. Я ищу, и мать ищет. Мы советуемся, изучаем темы, которые уже были на предыдущих конференциях, чтобы не повторяться. Хочу заметить, что в научных конференциях в школьные годы участвовал и мой старший брат. За пять-шесть лет, прошедших с тех пор, было представлено очень много тем, поэтому найти что-то свежее и новое все проблематичнее. Изучаем открытия в сфере науки, актуальные направления и отталкиваемся от этих поисков.

А не приходилось ли слышать упреки вроде того, что за всеми твоими исследованиями стоит твоя мать? Все-таки учительским детям постоянно нужно что-то доказывать? — снова спрашиваем мы.

— Ну, во-первых, никто ребенку такого открыто не скажет, — не обижается на наш вопрос Ярослав. — А во-вторых, очень просто установить, кто на самом деле делал исследовательскую работу, — по уровню ее понимания. Члены жюри задают тебе конкретные вопросы, и если ты просто заучил подготовленный текст, не знаешь нюансы проекта, не можешь точно описать ход исследования и объяснить его результаты, это очень быстро выясняется. Когда моя работа в девятом классе касалась раздела, который изучался в школе только в десятом классе, я очень хорошо готовился по теории. Чтобы ни у кого не возникло сомнений!

Умение себя презентовать

Юный исследователь признается, что для него ближайшая стендовая защита докладов, которая дает возможность общения не только с членами жюри, но и с большим количеством других докладчиков, преподавателями и студентами вузов, представителями бизнеса.

— Есть молодежное и научное жюри. К тебе может подойти один член жюри или сразу несколько. Ты должен рассказать ему кратко суть своей работы, используя стендовую презентацию, — объясняет парень. — Стенд — это твой инструмент, поэтому его нужно хорошо продумать. Моя задача — рассказать самое ценное, чтобы заинтересовать и зацепить. Например, если к тебе подходит не физик, а химик, ты делаешь упор на ту часть исследования, которая может быть интересна именно ему. В Москве я общался с преподавателями МГУ и Московского физико-технического института. А с научным руководителем одной из исследовательских работ у нас получилась очень интересная дискуссия: в моем исследовании был один нерешенный вопрос с барьерным разрядом, и мы вместе с ним искали способы его решения. Он предложил интересную идею, и, если будет соответствующее оборудование, ее можно будет проверить.

Еще три года назад я даже не мог подумать, что смогу так спокойно выступать и излагать свои мысли. Хорошо поставленный язык, умение точно и лаконично отвечать на вопросы, правильно себя презентовать — очень ценные умения. Даже если ты выступаешь с докладом, то все равно тебе отводится максимум 10 минут и за регламентом очень пристально следят. Если не вписался в отведенные рамки — это твоя проблема, тебя все равно останавливают и начинают задавать вопросы.

Полезное хобби

Этот столик для кофе был сделан парнем для своего любимого научного руководителя.

Гимназию Ярослав окончил с золотой медалью и средним баллом аттестата 9,7. «Девятки» у него по русскому и белорусскому языкам, химии, биологии и мировой истории. Зато на централизованном тестировании по русскому языку он набрал 96 баллов, а по белорусскому языку — 82. В семье даже шутили, что, может быть, он ошибся со своим профессиональным будущим. Признается, что к ЦТ по русскому языку готовился с репетитором, а белорусский язык, математику и физику сдавал без привлечения внешней помощи. Готовиться по математике помогала школьная учительница Тамара Дмитриевна Середа в рамках дополнительных занятий. По физике много решал тестов за предыдущие годы и тренировался на интернет-ресурсах educon.by и web-physіcs.ru. В итоге у него 94 балла на ЦТ по математике и 96 баллов — на ЦТ по физике. Хотя, как признается выпускник, содержание ЦТ по физике стало для него и одноклассников неожиданностью:

— Если задания по русскому языку и математике на ЦТ почти не отличались от содержания репетиционных тестов, то на физике создатели тестов сделали сюрприз — из них исчезли темы, которые были на всех трех раундах репетиционного тестирования, и вообще тесты оказались более сложными, чем репетиционные, ничего общего с «репетицией» экзамена они не имели. Все выходили из тестирования растерянными, потому что рассчитывали немного на другое.

Имея в сумме 383 балла, можно замахнуться на самые престижные у молодежи специальности, но Ярослав давно для себя решил, что хочет обучаться на факультете радиофизики в БГУ, как и старший брат. Хотя многие его одноклассники из физико-математического профиля собираются идти в программирование.

— ІТ-сфера очень стремительно развивается, и я думаю, что найти в ней для себя место не составит проблемы. Всегда будут нужны люди, которые пишут коды. А я хочу заниматься «железом», создавать физические объекты, для которых они пишутся, — рассуждает Ярослав. — Мне нравится работать на только головой, но и руками. С большой охотой посещал в школе уроки трудового обучения. Помогал отцу с ремонтом.

Кстати, именно благодаря учителю трудового обучения Василию Николаевичу Захарову гимназист увлекся резьбой по дереву. Его мать с гордостью демонстрирует авторские работы сына: шкатулку, хлебницу, вешалку для полотенец и стол для питья кофе.

— Резьба — очень кропотливая работа, но это хобби помогает развивать и мелкую моторику, и пространственное мышление, — говорит она. — Я вижу, что у моего сына инженерный тип мышления, поэтому надеюсь, что он о своем выборе факультета и специальности никогда не пожалеет. В любом случае давить на детей в нашей семье не принято, да это и бессмысленно…

Есть у Ярослава еще одно хобби — баскетбол. Он три года посещал секцию и выступал за школьную команду. А тренером был все тот же Василий Николаевич Захаров.

— Он уникальный педагог, — говорит Ярослав. — Василий Николаевич учил и моего старшего брата. Тот тоже занимался у него баскетболом. Он всегда приветствует инициативу у учеников, не будет сильно вмешиваться, но в тоже время обязательно поддержит и подскажет, если это нужно.

Имея сумму в 383 балла, можно замахнуться на самые престижные у молодежи специальности.

Во время учебы в БГУ парень надеется также играть в баскетбол. Будет ли он дальше заниматься наукой и исследовательской работой, пока ответить не берется.

— С инженерной сферой предстоит познакомиться поближе, — говорит он. — Рассматриваю различные варианты: работу в конструкторских бюро, робототехинку... Но, наверное, несерьезно сегодня загадывать, что будет через четыре года, ведь все вокруг нас так стремительно меняется. Нужно попробовать себя в разных ролях. Но считаю, что только если работа тебе нравится, в этой сфере можно самореализоваться и чего-то добиться.

Надежда НИКОЛАЕВА

Фото из архива героя

Название в газете: Трапіць у палон да фізікі

Выбор редакции

Общество

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

Более 100 предприятий предложили вакансии в столице

А вместе с ними обучение, соцпакет и даже жилье.

Общество

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

Открылась туристическая выставка-ярмарка «Отдых-2024»

«Мы заинтересованы, чтобы к нам приезжали».

Экономика

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Торф, сапропель и минеральная вода: каковы перспективы использования природных богатств нашей страны?

Беларусь — один из мировых лидеров в области добычи и глубокой переработки торфа.