Вы здесь

Обнаружить, запеленговать и нейтрализовать. Как происходит радиоэлектронная борьба


6 июля восьмой день рождения отметил 16-й отдельный полк радиоэлектронной борьбы (с самолетными средствами). Часть для нашей страны уникальна — больше никто не может выполнять аналогичные задачи, чтобы заставить замолчать радиоэлектронную аппаратуру потенциального противника. Но чем же она живет? Чтобы это выяснить, корреспондент «Звязды» отправился в Березу.


Полковник Юлий Гвоздь.

...Первый и ныне действующий командир полка — полковник Юлий Гвоздь — с гордостью перечисляет его достижения на учениях, в том числе соревнованиях по полевой выучке среди подразделений радиоэлектронной борьбы Вооруженных Сил России. Эти соревнования почти всегда внутрироссийские, и лишь изредка на них приглашают команды государств-союзниц.

— Мы трижды ездили в Россию и все три раза занимали или второе, или первое место, — вспоминает Юлий Гвоздь. — При этом у нас всего один полк радиоэлектронной борьбы с самолетными средствами, а вот с российской стороны участвовало полтора десятка бригад, которые к тому же имеют реальный боевой опыт. От того, как разворачиваются наши военные, россияне остались под сильным впечатлением и даже предложили снять учебный фильм для собственных экипажей. Это многого стоит.

Секрет успеха полка — это не только техника, но и очень квалифицированный личный состав.

— Наша деятельность не такая зрелищная на первый взгляд, как у тех же летчиков, но соизмерима по важности, — говорит Юлий Гвоздь. — Мы заинтересованы в том, чтобы к нам приходили служить специалисты, подготовленные в лучших технических вузах страны и, конечно же, в Военной академии. С последней мы прочно сотрудничаем, и должен отметить, что уровень подготовки выпускников существенно вырос.

Но одно дело, когда на технике работает офицер, который учился этому пять лет и шел поступать целенаправленно. Другая — солдат срочной службы. Хорошо еще, когда он усвоил техническую специальность. А что делать, если боец — заядлый гуманитарий?

— Могу привести два примера, — предлагает Юлий Гвоздь. — У нас был солдат из Белоозерска, который уволился полтора года назад. Он закончил БГУИР и все схватывал буквально на лету. А, например, один из наших операторов станции по образованию — преподаватель иностранного языка. Он когда-то попал к нам на срочную службу. И в итоге остался на второй контракт подряд. Как видите, то, что человек — гуманитарий, не помеха. Все дело на самом деле в наличии хорошего аналитического мышления. При этом нужно отметить, что человеку с высшим радиотехническим образованием будет, естественно, проще осваиваться.

В этом году около четверти уволенных из полка в запас солдат-срочников поступили на контрактную службу. Когда-то этот путь прошел и начальник станции старший прапорщик Александр Ячник:

— В этом году исполнилось десять лет, как я служу здесь. Пришел на срочную службу в 16-й отдельный батальон РЭБ, на базе которого был впоследствии сформирован этот полк, да так и остался. Было сначала немного боязно — брат служил в танковых войсках, а что такое радиоэлектронная борьба, даже и спросить было некого. Интернет в те времена был еще не такой доступный, как сейчас. Но постепенно освоился. За это время мы получили много новой техники, на которой очень интересно работать. Что касается обучения личного состава, то, естественно, люди бывают разные. Нередко сталкиваюсь с тем, что информацию схватывают буквально на лету, а в глазах заметен огонек неподдельного интереса. Принцип добросовестности действует в обе стороны — если солдат хорошо выполняет поставленные задачи, то он получает в качестве поощрения дополнительные дни к отпуску или увольнению на несколько суток.

Александр Ячник планирует стать офицером. Говорит, что не хочет останавливаться на звании старшего прапорщика.

На въезде в часть установлена стела, на которой выбиты три слова — «разведать, подавить, защитить». Так можно кратко сформулировать основные задачи полка. Делать это на высшем уровне помогло создание его на базе существовавших ранее батальонов радиоэлектронной борьбы. Как результат — на всех учениях с силами радиоэлектронной борьбы под руководством начальника управления радиоэлектронной борьбы Генерального штаба Вооруженных Сил полк оценивался на «хорошо». Более того, в течение шести последних учебных лет 16-й отдельный полк радиоэлектронной борьбы четырежды признавался лучшей воинской частью боевого обеспечения в Военно-воздушных силах и войсках противовоздушной обороны. Три раза из них — подряд.

— У нас проходит очень много учений на разных уровнях, в том числе и с другими родами и видами войск, — продолжает Юлий Гвоздь. — На них мы работаем в обстановке, максимально приближенной к реальной боевой. Офицер радиоэлектронной борьбы должен постоянно учиться. Особенно это важно ввиду того, что типы военных конфликтов меняются. Они становятся гибридными и требуют использования все более «умной» техники. Вот, например, в Великую Отечественную даже не на всех самолетах были установлены коротковолновые передатчики. Теперь же нет ни одного образца техники, не оснащенного связью. А где враждебная связь — там и мы, те, кто должен ей противодействовать. И если офицер, не связанный с нами, видит своими глазами, что пилот суперсовременного самолета не может «поймать» цель благодаря нам, — поверьте, это впечатляет. Как-то вообще произошел показательный случай. Солдат последнего периода службы в свободное время выложил из шишек надпись «РЭБ — это сила!» Наверное, мы ему что-то такое привили...

Восемь лет назад полк формировался не на голом месте. Да, были и казармы, и помещения для хранения техники, и клуб, но... все это требовало капитального ремонта. Он был основательно проведен. Среди появившихся удобств — горячая вода в каждой казарме и современные санитарные узлы.

На у­чениях.

Каждый уволенный в запас заполняет специальную анкету, в которой его просят высказаться о месте службы. Юлий Гвоздь отмечает, что негативных отзывов не было ни разу. А бывают и совсем неожиданные истории.

— Один из подчиненных солдат завершал срок службы, когда ему было почти 27 лет, — рассказывает командир взвода старший лейтенант Кирилл Валицкий. — Он после школы работал в местном СПК, после подался в сферу жилищно-коммунального хозяйства. Человек семейный. Отслужил у нас год, за это время очень хорошо себя зарекомендовал. И захотел остаться на контракт. Так человек нашел себя. Очень приятно наблюдать, как люди, с которыми ты сталкиваешься ежедневно, существенно прогрессируют. Да и индивидуальный подход никто не отменял.

Кирилл Валицкий вспоминает свое первое боевое дежурство. Он сравнивает его с караулом, где приходится прислушиваться к каждому шелесту. И только если изменился, то осознал, какая все-таки была возложена ответственность.

— Я служу после Военной академии чуть больше года, но чтобы что-то повторялось каждый день, становилось рутиной — такого нет. Все очень разнообразно и порой неожиданно.

Часовня.

Не забываются в полку и на духовную составляющую. Здесь действует часовня священномученика Сергия Флоринского. Периодически сюда приезжает священник. Но почему память именно Сергия Флоринского чтится в Березе?

— С 1894 года здесь базировался 151-й Пятигорский пехотный полк. Священником в нем был Сергий Флоринский, — рассказывает инструктор по организационно-массовой работе Валерий Непарко. — Он принимал участие в русско-японской войне, воевал и во время Первой мировой. Имел несколько наград — медалей и орденов. А вот судьба у Сергия Флоринского оказалась очень трагичной. В 1918 году он оказался в городе Роквере. Это современная Эстония. На части ее территории была провозглашена Эстляндская трудовая коммуна, и 16 декабря 1918-го войска Красной Армии заняли город. Через три дня протоиерей Сергий был арестован как представитель старого реакционного режима. Его обвиняли и в организации борьбы против советских войск. 20 декабря он был допрошен, и через шесть дней вынесли смертный приговор. Протокол допроса занял всего одну страницу текста, написанного от руки. В заключение его Сергий Флоринский написал: «Считаю одно: вина моя в том, что я священник, в чем и расписываюсь».

В 2002 году Сергий Флоринский был причислен Русской Православной Церковью к лику священномучеников для общецерковного почитания. Эксгумация останков священника произошла в 2003 году. И выяснилось, что большая часть его тела сохранилась...

г. Береза

Валерьян ШКЛЕННИК

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.

Энергетика

Беларусь в лидерах по энергоэффективности

Беларусь в лидерах по энергоэффективности

А среди стран ЕАЭС — на первом месте.

Молодежь

Алина Чижик: Музыка должна воспитывать

Алина Чижик: Музыка должна воспитывать

Финалистка проекта «Академия талантов» на ОНТ — о творчестве и жизни.

Общество

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Почти тысяча двести человек соберутся, чтобы решать важнейшие вопросы развития страны.