Вы здесь

Как живется живописцу в глубинке


На окраине Узды можно найти не совсем стандартное для Беларуси жилое здание — в доме, выполненном в шатровом стиле, живет белорусский художник Андрей ЛЫЧКОВСКИЙ. Туда вместе с семьей он переехал в конце 1990-х, когда такое архитектурное решение было дивом.


Проектированием своего дома Андрей Михайлович не занимался, а нашел схему в венгерском журнале. Сразу решил, что его будущее жилье будет выглядеть именно так.

— Я художник, а не архитектор, но какие-то коррективы в проект все-таки внес — например, ванную комнату я сделал на первом этаже, а не на втором. В конце 1990-х такой проект действительно был дивом, но и сейчас многие не перестают удивляться — наш дом и скворечником называли, и шутили, что сам дом провалился и осталась только крыша. При этом многие скептически относятся к такому решению: на их сторонний взгляд, дом нефункциональный, в нем мало места. Но это не так: его общая площадь — 160 квадратных метров, здесь пять жилых комнат, кухня и столовая, нашлось место для мастерской, гардеробной и двух санузлов. Этого было достаточно для семьи из четырех человек, а дочь очень радовалась тому, что может упираться ногами в потолок в своей комнате. Теперь же мы живем с женой вдвоем, и дома всегда хватает места не только детям, но и внукам. Разумеется, такой дом требует много внимания: ты здесь сам себе хозяин — и строитель, и дизайнер, и даже коммунальная служба. Самое сложное, пожалуй, благоустройство территории. Много времени отдаешь на озеленение — нужно каждый раз ухаживать за газонами, цветами, кустами и деревьями. А за домом еще есть пруд, в котором живут рыбы и растут белые кувшинки.

Несмотря на то, что содержание такого дома отнимает много времени, это не мешает Андрею Михайловичу уделять внимание своему самому главному делу — изобразительному искусству. Уже 150 работ художника размещены в выставочных фондах и постоянных экспозициях многих музеев и галерей Беларуси, и каждый год он проводит по несколько персональных и совместных выставок с другими художниками.

— Уже на протяжении десяти лет мы с минскими художниками Федором Ладутько и Евгением Шунейко ездим по Беларуси — выезжаем на пленэры, устраиваем совместные выставки в музеях и галереях, во время которых проводим мастер-классы для гостей. За это время мы познакомились со многими другими белорусскими художниками — постоянно сотрудничаем с Татьяной Зданевич и Анатолием Морозюком из Березы, с Тамарой и Александром Стоценко, Казимиром Кулешем и Василием Гриневичем из Слонима. Вообще в Беларуси много хороших художников. Приезжаешь в какой-то район, и везде есть знакомые — кто-то с кем-то учился, где-то познакомились во время выставок. Конечно, в этом году дело испортил коронавирус, и пришлось перенести все мероприятия, но мы надеемся, что к осени ситуация исправится. Из-за этого перенесли и региональный конкурс художественных школ на Брестчине, где мы с коллегами уже традиционно выступаем членами жюри. В прошлом году с Федором и Евгением мы проводили много совместных выставок — в Березе, Слониме, Минске, Узде, Пинске, Ружанах и Косовском дворце.

Кстати, на таких мероприятиях появляются и желающие приобрести картины художников, просят нарисовать на заказ. Однако обычно от таких предложений Андрей Михайлович отказывается и не ставит цели зарабатывать на искусстве.

— Именно на заказ я картины никогда не рисовал — не вижу в этом смысла. Продаю их только случайно — случается, что человек захочет что-то приобрести на выставке, — но не стремлюсь к этому. Вообще я считаю, что писать на продажу за какую-то символическую цену — не искусство. Куда важнее оставить след после себя — те же работы для пополнения выставочного фонда галереи или музея, если у них нет денег их приобрести. И очень же хорошо, если мои внуки будут через годы видеть мои картины в белорусских музеях. Многие художники много рисуют, но не любят дарить свои работы музеям или галереям. В итоге может случиться и такое, что художник ушел из жизни, а его картины находят даже на свалках, хотя художник был прекрасен. Кто-то же, наоборот, устраивает выставки с одними и теми же работами, которым уже более двадцати лет, а нового ничего нет. Касается это и крупных выставок в Минске — бесспорно, среди художников они считаются престижными, но, на мой взгляд, это немного фальшиво в каком-то смысле. Кому интересно приходить и видеть одни и те же работы одних и тех же художников?

Тем не менее интересные заказы, от которых трудно отказаться, также предлагают. Несколько лет назад к художнику и его коллеги обратились минчане с просьбой расписать стену в их квартире.

— Сразу мы подготовили эскизы, чтобы люди представляли, как все будет выглядеть. В результате на стене появился итальянский дворик, который мы нарисовали акриловыми красками, и с этой работой мы справились за один день. Потом я получил интересный заказ, и вместе с Евгением Шунейко мы расписали подъезд в жилом доме Дзержинска — на каждом пролете появились полноценные картины с белорусскими мотивами.. Для росписи мы тоже использовали акрил, а на каждую из картин ушло около трех часов, притом что где-то мы подправляли работы друг друга. Конечно, еще в советское время я занимался росписью стен, рисовал плакаты. Но это были оформительские работы, такие же сейчас можно встретить и в Узде на фасадах жилых домов — об опасности тех же пожаров. Кому они сейчас нужны? Такие работы никак не назовешь высоким искусством, они совсем не украшают город. Роспись фасадов зародилась за границей, и белорусам тоже нужно развивать уличную эстетику. Хорошие творческие работы привлекают туристов, становятся местными достопримечательностями. И чтобы это направление было профессиональным, необходим совет художников, в который бы входили специалисты своего дела. Лично меня вдохновляет творчество знаменитого андеграундного художника Бэнкси — в его работах есть смысл, они хороши с художественной точки зрения.

Что же касается стиля Андрея Лычковского, то он работает с масляными красками, а картины пишет в основном на пленэрах круглый год. Сейчас Андрей Михайлович находится на заслуженном отдыхе. До этого он работал в местной школе № 2 имени Кондрата Крапивы — преподавал изобразительное искусство и устраивал дополнительный кружок для своих учеников. Некоторые из них и до сих пор выезжают вместе с учителем на пленэры.

Валерия КИСЛАЯ

Фото автора

Название в газете: Архітэктура мастацтва

Выбор редакции

Жилье

Пожилые люди не могут переехать из аварийного жилья в нормальное. Почему?

Пожилые люди не могут переехать из аварийного жилья в нормальное. Почему?

Дом № 76 по ул. Волгоградской в Минске был признан аварийным еще в нулевых.

Экономика

В Минске продается более 10 тысяч квартир

В Минске продается более 10 тысяч квартир

На вторичном рынке жилье продолжает дешеветь (в глобальном плане без перерывов) уже с сентября прошлого года.

Общество

Обмануть Альцгеймера. Как сохранить ясный ум до глубокой старости?

Обмануть Альцгеймера. Как сохранить ясный ум до глубокой старости?

Неужели эту тяжелую болезнь так легко обвести вокруг пальца?

Калейдоскоп

Разбираем модные мастхэвы наступающего сезона: чем пополнить гардероб?

Разбираем модные мастхэвы наступающего сезона: чем пополнить гардероб?

Мода весны-2021 предлагает несколько глобальных направлений: минимализм, унисекс и 1990-е.