22 сентября, вторник

Вы здесь

Как в Гродно прошел IX Фестиваль уличного искусства


В этом году яркого и веселого шествия, как было раньше, не получилось. Но команда организаторов не отказалась от проведения фестиваля, а перенесла его в онлайн-формат. Трансляция велась с импровизированной площадки на берегу Немана. Вместе с тем к гродненцам, которые на ней выступали, присоединились белорусские и зарубежные артисты в видеоформате.


Биг-мини-фестиваль без преувеличения можно назвать одним из брендов города. И хотя праздник гораздо моложе и не столь масштабен, как известный фестиваль национальных культур, это событие становится значимым в городской среде. Традиционно в конце июля пешеходная улица исторического центра заполняется веселой толпой. Одно только шествие чего стоит! Здесь и музыканты, и циркачи, и артисты оригинальных жанров, и живые скульптуры. На прошлогодний фестиваль собралось почти 300 участников из шести стран мира. А заявок было получено вдвое больше.

В этом году вся программа ушла в интернет. Трансляция велась более трех часов. И хотя аудитория в основном была виртуальная, гродненские артисты выступали на сцене — на площадке возле Немана. Здесь же ведущие шоу кратко знакомили с участниками фестиваля. То и дело организаторы выходили на связь с другими городами Беларуси, а также зарубежными артистами.

Фестиваль такого формата оказался первым опытом, но организаторы видят в этом и свои плюсы: Во-первых, возможность расширить аудиторию, а во-вторых, шанс заинтересовать зарубежных артистов к участию в следующем, юбилейном фестивале уличного искусства.

Именно на это направляла своих виртуальных собеседников организатор фестиваля Анастасия Ровба. Она отметила, что подготовка к нему уже скоро и уже сейчас можно присылать свои пожелания и заявлять об участии.

Конечно, уличное искусство — это в значительной степени музыканты. Самая юная участница Ева Венская продемонстрировала игру на нескольких музыкальных инструментах — флейте, трубе, саксофоне. Она неоднократно выступала на Биг-мини-фестивале, а также участвовала в международных конкурсах. А вот квартет саксофонистов из Гродно — коллектив уникальный. Его руководитель Сергей говорит, что это первый в городе такого рода уличный коллектив. Они действительно вышли на улицу, так как последние полгода были лишены зрителей, не могли себя творчески реализовать из-за отсутствия концертов и конкурсов. Поэтому музыканты решили играть на улицах, где и были найдены организаторами фестиваля. Можно здесь иногда встретить и музыканта Александра Зимина, который в шутку называет свой инструмент «Летающая тарелка». На самом деле это хендпан — металлический барабан, история которого не насчитывает даже двух десятилетий. Между тем инструмент собирает немало поклонников как среди музыкантов, так и среди слушателей.

Конечно, уличное искусство — это не только музыканты. Программу фестиваля значительно обогатили выступления театральных коллективов. Например, молодой театр «Гродненская надежда» языком пантомимы рассказал о том, почему важно не быть зависимым от мобильников, а больше встречаться и разговаривать лично. Яркое зрелище показал Гродненский коллектив чирлидеров «Дартли». Свою программу представила «Свободная студия» — интересное творческое пространство, проводящее концерты, образовательные лекции и семинары, танцевальные конкурсы, фотосессии и многое другое.

Большую программу презентовал гродненский фрик-театр «Гиксоген». Его руководитель Василий Калач пояснил, что уличный театр, которому пять лет, любит демонстрировать зрителям нестандартные номера — например, пиратские или фехтовальные.

Онлайн-фестиваль дал возможность преодолеть границы и увидеть уличное искусство других стран. Например, театр «Соло» из Санкт-Петербурга готовит программу, в основе которой карнавальное шествие. Это целый спектакль, премьера которого состоится только в августе. Возможно, новую программу российские артисты привезут на гродненский фестиваль в следующем году. Во время видеосвязи участница коллектива рассказала, как хочется выступать перед живой аудиторией, и пожелала, чтобы мир проснулся после пандемии с желанием новых праздников и фестивалей.

В онлайн-формате выступил коллектив из Минска «Варгин». Участники пояснили, что Варгин — это таинственный король котов в мифологии белорусов. Студия объединяет людей, которые одержимы любовью к белорусской культуре, ее традициям и наследию. В репертуаре можно найти спектакли, перфомансы, мастер-классы и музыкальные программы для детей и взрослых. На гродненском фестивале прозвучала Полесская свадебная песня в обработке музыкантов.

Благодаря сети поклонники фестиваля смогли увидеть выступления воздушной гимнастки из Ирландии, а также эстонскую танцовщицу из огня.

Надо сказать, что уличное искусство приобретает довольно очевидный «огненный» акцент. Поклонников подобных шоу становится все больше. Вот и на фестивале в Гродно свое мастерство продемонстрировали Снежана и Владимир из Витебска. «Огненным» искусством они занимаются восемь лет и часто выступают на публике. Огненно-музыкальное шоу на тему повести Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» представил онлайн-коллектив из украинского города Черновцы. Девушки-участницы рассказали, что готовилась программа полгода. Если будет возможность, они в следующем году предполагают показать ее и в Гродно на юбилейном X фестивале.

А завершился нынешний фестиваль феерическим выступлением известного Гродненского театра огня «Эрго Бибамус». Номер поразил и эффектом огненного дождя, и длинной огненной спиралью, напоминавшей ДНК. Театр, что называется, поставил яркую точку. Кстати, агентство «Бибам» вместе с центром культуры «Гродно» и горисполкомом входит в число организаторов Биг-мини-фестиваля, девиз которого — «К искусству — сквозь рамки».

Маргарита УШКЕВИЧ, фото автора

Название в газете: Ад тусоўкi фанатаў да мiжнароднага свята

Выбор редакции

Общество

Отшельник из Иваново. Россиянин приехал жить в Беларусь и создает новый имидж деревенской глубинки

Отшельник из Иваново. Россиянин приехал жить в Беларусь и создает новый имидж деревенской глубинки

Думал ли Владимир Вакуров, что судьба в 70 лет забросит его из Сочи в белорусскую глубинку?

Культура

Владислав Мисевич: Я очень хорошо знаю, что чувствуешь, когда обрывается все

Владислав Мисевич: Я очень хорошо знаю, что чувствуешь, когда обрывается все

Гастрольная жизнь многих артистов, особенно если она связана с пересечением границ, с марта стоит на паузе. 

Общество

Генеральный директор РУП «Белпочта» Светлана Юркевич: Мы будем развивать прежде всего почтоматы

Генеральный директор РУП «Белпочта» Светлана Юркевич: Мы будем развивать прежде всего почтоматы

На протяжении многих десятилетий почта ассоциировалась с традиционным набором услуг — письмами, посылками, газетами, пенсиями... Но современные технологии все больше входят в наш быт.

Общество

Как и чем живет бывшая «помидорная столица» Беларуси?

Как и чем живет бывшая «помидорная столица» Беларуси?

Чтобы почувствовать, чем organic food отличается от привычных для современного горожанина продуктов, достаточно отведать помидоры в Савичах и сравнить их с томатами из гипермаркета.