Вы здесь

Летчики посадили самолеты на автодорогу


Один из первых объектов, попадающий под удар высокоточного оружия в современном военном конфликте, это аэродромы. Поэтому, чтобы распределить и вывести из-под удара авиацию, используются участки автодорог. В частности, их и проектируют во многих странах мира для того, чтобы их можно было переоборудовать под полевые аэродромы, на которых можно обслуживать самолеты и вертолеты. Этот опыт есть во многих странах, среди которых и европейскиеГермания, Швеция.


Советская авиация освоила это направление еще в феврале 1945 года — для боевых вылетов использовались немецкие автобаны. В Белорусском военном округе расцвет посадок на автодорогах пришелся на 60-е и 70-е годы. Но они были поставлены на паузу вместе с исчезновением СССР. Из всего постсоветского пространства они сохранились на учениях только у военно-воздушных сил Украины.

Время шло, и в 2007 году подготовка нашего летного состава к использованию автодорог возобновилась. А в 2016-м штурмовик Су-25 успешно сел на автодорогу ночью — впервые на территории экс-СССР.

Сейчас эта составляющая неотъемлемая во время учений с участием авиации и войск противовоздушной обороны. Да и экипажей, которые умеют это делать, с каждым годом все больше. Свои навыки военнослужащие 116-й гвардейской штурмовой авиационной базы и 61-й истребительной авиационной базы ВВС и войск ПВО показали сегодня в ходе оперативно-тактического учения.

Самолеты МиГ-29, Су-25, Як-130 и Л-39 успешно сели на аэродромный участок дороги автомобильной трассы М1 Минск-Брест возле деревни Чемелы. Там они подготовились к повторному вылету и нанесли авиационный удар по наземным целям на аэродроме Ружаны. Перед тем, по легенде, позиции на шоссе атаковала диверсионно-разведывательная группа противника. Задачи по прикрытию района полетов и участка дороги от средств воздушной атаки противника выполняли истребители Су-30СМ и зенитные ракетные комплексы Тор-М2. Вертолеты Ми-24 и Ми-8МТВ-5 50-й смешанной авиационной базы противостояли действиям незаконных вооруженных формирований. Медицинский модуль последнего забрал с поля боя условного раненого.

— Сегодня был отработан ряд тактических задач, — отметил командующий военно-воздушными силами и войсками противовоздушной обороны генерал-майор Игорь Голуб, под руководством которого и проводилось оперативно-тактическое учение. — Расчеты по ликвидации диверсионно-разведывательных групп противника работали как с земли, так и с воздуха. Задачи выполнены, условный противник был вытеснен. Посадку на дорогу выполнили самолеты, проводившие расчистку воздушного пространства. Сейчас к самолетам подвешиваются боеприпасы и их заправляют топливом для выполнения дальнейших задач. Смешанная ударная группа, состоящая из четырех самолетов, получает координаты стационарной цели для ее поражения. Мы должны отработать специальные тактические приемы, которые повысят потенциал авиации. Влияние на аэродинамику оказывает и густой лес. 

Особенность сегодняшних учений — то, что посадку на автодорогу впервые выполнил курсант 4 курса авиационного факультета Военной академии. Это был рядовой Артем Черницкий. Сделал он это на учебно-тренировочном самолете Л-39.

— Полет оказался очень волнительным, — делится военный. — Его можно сравнить только с самым первым в жизни. Успех любого полета закладывается на земле, и летное мастерство состоит из двух частей, как и другие дисциплины — теории и практики. Теории нас учат преподаватели с многолетним практическим стажем. И как видим, уровень подготовки позволяет выполнить такую сложную задачу, как посадку на аэродромный участок дороги. Когда сажаешь самолет на аэродром, ты знаешь каждый ориентир, помогают и технические средства. На дороге этого нет. Местность совершенно незнакомая, вокруг только лес. Поэтому нужно быть максимально сконцентрированным, а каждое действие — предельно выверенным.

Валерьян ШКЛЕННИК

Фото Анны ЗАНКОВИЧ

Выбор редакции

Политика

Андрей Бугров: Стараемся более плотно и предметно работать с избирателями

Андрей Бугров: Стараемся более плотно и предметно работать с избирателями

Разговор с председателем Минского городского Совета.

Спорт

Чем живет барановичский хоккей на траве и чего ему не хватает для полного счастья

Чем живет барановичский хоккей на траве и чего ему не хватает для полного счастья

Барановичи славятся не только железной дорогой, авиазаводом и многочисленными предприятиями, но и хоккеем на траве.

Общество

Что нужно знать, чтобы не отравиться грибами

Что нужно знать, чтобы не отравиться грибами

Чтобы радость оставалась радостью.

Общество

Кто выступает в файер-шоу: артисты или экстремалы?

Кто выступает в файер-шоу: артисты или экстремалы?

На этот и другие вопросы нам ответил руководитель минского театра огня «Flаmеn» Дмитрий Петрович.