Вы здесь

Композитор Олег Елисеенков: у нас с женой все общее — и радости, и горести, и деньги


Со своей женой автор популярных песен знаком почти полвека.

Олег Елисеенков — автор хитов «Добрыя людзi», «Сто гадоў», «Птушкi», «Прыязджайце да нас у Беларусь», «Берагi» — один из композиторов, которые регулярно посещают концерты эстрадной и академической музыки. Иногда рядом с ним бывает обаятельная женщина. Это Татьяна, его жена.


— Расскажете, как вы познакомились?

— Традиционно для того времени — 70-х годов ХХ века. На танцах в городском доме культуры Молодечно. Это было очень модное место, там играл вокально-инструментальный ансамбль, сейчас бы сказали, кавер-бэнд, потому что музыканты исполняли хиты советской, а еще больше — зарубежной эстрады. У них была очень современная для того времени аппаратура. Я тогда учился в Молодечненском музыкальном училище, а мой папа был в числе первых преподавателей этого учебного заведения.

И вот однажды у ДК меня пригласила на белый танец симпатичная девушка. Она училась в минском архитектурно-строительном техникуме, а в Молодечно приехала на выходные к родителям. Это я узнал, когда пошел проводить ее домой. Нам тогда было по 16 лет.

— Совсем юные... Как развивались отношения?

— По-разному, было, даже затухали. Не потому, что мы, например, ссорились. Просто даже времени не хватало на встрече. Я уже учился в консерватории на дневном, Таня работала в институте «Минскпроект» и заочно училась в политехе. После окончания консерватории меня призвали в армию на полтора года. Во времена нашей молодости была традиция: девушка дождалась из армии — женись. Вот и я, соблюдая традиции, сделал предложение Татьяне.

— Где вы жили после свадьбы?

— Таня получила комнату в общежитии, вот там и жили. Жена работала, а я поступил в аспирантуру консерватории.

— То есть в то время Татьяна больше зарабатывала и содержала семью?

— Это еще как посмотреть, кто больше зарабатывал. В консерватории у меня была повышенная стипендия — 75 рублей, а в аспирантуре — 73. Вот такой казус. Аспирантом я руководил самодеятельностью в НИИ приборостроения, иными словами, еще 80 рублей получал. И никто же не отменял свадьбы, которые тогда справляли два-три дня и обязательно приглашали музыкантов. Две ночи играешь — получаешь зарплату инженера! Таким образом, больше зарабатывал я.но знаете, наше поколение как-то не имело привычки скрупулезно высчитывать вклад каждого в семейную копилку. Жили по принципу: мы семья и у нас все общее — и радости, и горести, и деньги.

У музыканта доходы чаще всего непостоянные, как говорится, То густо, то пусто. Конечно, хорошо, когда жена подстраховывает своей стабильной зарплатой. Если нужны были какие-то рассрочки в советское время, то оформляли их на Таню. Она, кстати, всегда хорошо зарабатывала. Жена очень трудолюбивая, и архитектура — это ее стихия.

— Как в вашей семье распределены домашние обязанности?

— Как мастер овсянки и кофе, подаю жене завтрак в постель. Таня шикарно готовит, причем, как настоящая женщина, из ничего умеет создать кулинарный шедевр. Жена сейчас преподает в архитектурно-строительном колледже, у нее очень большая нагрузка, поэтому часто обедаем в кафе.

Когда-то мы вместе выходили зимой выбивать ковры на снегу, но сейчас почти всю домашнюю работу взяла на себя техника. Это радует, потому что больше времени можно посвятить работе или общению друг с другом.

— Какой самый дорогой подарок сделали жене?

— Нет у меня блокнота, в который бы записывал стоимость подарков! Не знаю, был ли он самый дорогой, но один из первых, скажу так, очень солидных. Мою дипломную работу «Симфония № 2 для камерного оркестра» приобрело Министерство культуры БССР — тогда за академические произведения хорошо платили. Симфония была успешной, ее много где в Советском Союзе выполняли. Появилась возможность получить туристическую путевку в Болгарию или Румынию, и я выложил за нее весь гонорар. В то время поехать за границу было непросто, и дело не в стоимости путевки, а в их количестве, получении всякого рода разрешений на выезд. Это был такой исключительный случай, когда жена одна отдыхала, — обычно мы вместе путешествуем.

— А как вы любите отдыхать?

— Нам нравятся путешествия. Такой интерес — еще с молодости. У меня были хорошие контакты в Союзе композиторов СССР, которому принадлежали дома творчества в самых курортных местах Грузии, Крыма, Прибалтики. Знаете, очень классно, статусно отдыхать в номере, в котором до нас жили Родион Щедрин и Майя Плисецкая. Самая интересная история была с домом творчества композиторов в Юрмале. Он только открылся, и оказалось, что кто-то из классиков отказался от поездки, а для него уже был забронирован «люкс». Мне позвонили из Москвы, сказали, путевка горит, один день уже пропал. Таня сумела быстро оформить отпуск, и мы уже через день были в Юрмале. Приходим на ресепшен такие молодые, получаем ключи от самого шикарного номера. Нас даже приняли за «золотую молодежь». Было хорошо там отдыхать — прекрасный воздух, море. Роскошный номер, в кабинете рояль, можно и поработать.

Еще было одно интересное путешествие. В 1997 году Сашу Солодуху пригласили работать в круиз вокруг Европы. Он тогда был невероятно популярен в России. С его подачи я вошел в российско-белорусскую группу артистов. Кроме нас, там были, например, «Отпетые мошенники» и Мария Пахоменко. Мы все вместе участвовали в гала-концертах, и у каждого был один сольный. Артистам предложили хорошие условия: можно было поехать с мужем или женой. Так мы с Таней оказались в этом 30-дневном круизе. Признаюсь, мы ни за что не платили, но знали, сколько стоит место в каюте. Невероятные тогда для нас деньги. Очень много было впечатлений, мы действительно увидели всю Европу.

Еще до коронавируса я поинтересовался круизами — подумал, не совершить ли ностальгическое путешествие. Сейчас круизы длятся 7–10 дней, но и нам уже тридцать не надо. Конечно, мы увидели свет, но это такое увлекательное занятие, что ждем открытия границ, обсуждаем маршруты.

— Вы знакомы почти полвека, стаж семейной жизни приближается к рубиновой свадьбе. Как за столько лет сохранить интерес друг к другу?

— Мне кажется, у каждой семьи свой рецепт, потому что все люди разные, и это хорошо. Нам свойственно постоянное желание развиваться, не стоять на месте, и это делает нас интересными друг другу, мы знаем, что каждый день будет новый и неповторимый. И этот каждый новый день хочется прожить со своим родным человеком.

Оксана ЯНОВСКАЯ

Фото из личного архива Олега Елисеенкова

Выбор редакции