Вы здесь

Узда — земля Купалы и других знаменитых


Узда — городок камерный, уютный, из тех, где все всех знают. Кажется, городок как городок, в Беларуси таких множество, если не знать, что этот населенный пункт и его окрестности — родина целой плеяды белорусских классиков: Кондрата Крапивы, Петра Глебки, Лидии Арабей, Алеся Якимовича. А еще именно здесь берет исток род Янки Купалы.


То тут, то там из-под уютного деревенского облика выглядывает старина.

В городке — два «центра»: современный и исторический. Расположены они по обе стороны широкой улицы, по которой въезжаешь в Узду из Минска. Сворачиваем в исторический центр. Старый город — деревянные крыши торчат над заборами в облаке усыпанных яблоками и вишнями ветвей фруктовых деревьев. То тут, то там из-под уютного деревенского облика «выглядывает» старина — этим старая Узда напоминает Львов в миниатюре — но не современный, а такой, каким он был лет 30 назад.

Крапива, Купала, Симон Будный...

Узденщина испокон веков тесно связана с литературой и вообще с искусством. Именно здесь в 1572 году Симон Будный пишет вступление к своей Библии на белорусском языке, а просветители братья Ковячинские — посвящение к ней. Ну, а служителей муз — поэтов, писателей, музыкантов, актеров, художников — отсюда вышло столько, что регион называют «соловьиным краем».

В старинную часть Узды я приехала, чтобы увидеть костел Святого Креста, построенный в 1798 году. Кстати, в школе при костеле учился знаменитый поэт Томаш Зан. А 12 мая 1846 года, рассказала мне директор местного музея, в костеле Святого Креста был крещен Доминик Луцевич, отец Янки Купалы.

Род Луцевичей известен с начала XVII века. Дед великого поэта происходил из мелкой шляхты. Не сумев подтвердить дворянство, семья превратилась просто в безземельных крестьян. Арендовали землю у княжны Гоген-Гоген из рода Чапских вблизи деревни Литва (там есть хутор Пески). Занимались сельским хозяйством: выращивали скот и выращивали зерно. Были хорошими католиками, жили тяжелым трудом, старались дать детям «путевку в жизнь» — Доминик Луцевич закончил иезуитский коллегиум, который давал образование европейского уровня. Словом, самая обычная, простая семья, в которой (уже после переезда ее под Молодечно), родился необычайно талантливый мальчик. Почему так произошло? Конечно, сложились многие факторы. Но, возможно, сказалась и особая, неуловимая и необъяснимая «художественная радиация» Узденщины, откуда из поколения в поколение традиционно выходят талантливые люди — у радиации же, конечно, нет ни вкуса, ни вида, ни запаха, одно лишь воздействие. Кстати, Узденщине посвящал свои строки и другой величайший классик нашей литературы — Якуб Колас: «Не-не ды ўспомню зноў той кут, дзе я даўно сагрэты быў пяскамi Наднямоння».

В наши дни деревню Литва вспоминают в узде в первую очередь не в связи с родом Купалы. Там располагается ЗАО «АСБ-Агро Кухтичи». И многие городские жители ездят туда работать — хозяйство предлагает достаточно высокие зарплаты.

Новый костел построен рядом со старинным.

Костел и окрестности

Древний костел стоит до сих пор. Правда, на костел он сейчас похож мало — 1935 год начал по всему Советскому Союзу так называемую безбожную пятилетку. В том году в Узденском костеле был демонтирован и вывезен самый большой в Беларуси орган. Бесследно исчез и алтарь, представлявший большую художественную ценность. А потом более 70 лет в здании храма располагался местный Дом культуры. Чтобы ничего не напоминало о том, что раньше здесь был костел, в советские годы огромное здание обшили деревом, приделали нелепые колонны и портик над входом. Здесь проводились атеистические лекции, а в 1990-е и 2000-е — дискотеки, на которые собиралась вся узденская молодежь.

Но старинные кованые ворота остались прежними. Сегодня здание в аварийном состоянии. Верующие просили вернуть костел, но навстречу им не пошли. Аварийное здание выкупил предприниматель, занимающийся производством свечей. Сегодня там проводятся ремонтные работы, рассказали местные жители. Часть здания уже отремонтирована, там делаются свечи для церквей. Новый костел — маленький, чистенький и симпатичный — не так давно появился рядом со старинным.

А дом в деревне Заболотье рядом с городом Узда, где родился Доминик Луцевич, до наших дней не сохранился, рассказала директор местного краеведческого музея Тамара Лухверчик. Да это было бы просто невозможно. Еще столетие назад деревни время от времени выгорали: печное отопление и деревянная застройка... Например, деревня Низок, где родился Кондрат Крапива, была перестроена полностью на другом месте. Первоначально деревня стояла на холме и загорелась от молнии, поэтому перестроили ее в более низком месте. В этой деревне еще недавно размещался филиал Узденского краеведческого музея — дом-музей Кондрата Крапивы. Но сейчас музея уже нет. Деревня умирает, держать там музейные экспонаты и штат сотрудников нецелесообразно. Тем более что заинтересовать музейных работников сегодня сложно. Музейный сотрудник — это глубоко образованный человек, а зарплата, которую ему могут предложить по специальности, очень мала. Отработав положенный срок по распределению, люди ищут себе более высокооплачиваемую работу в других сферах.

Древний костел, где был крещен Доминик Луцевич, отец Янки Купалы. Более 70 лет в здании храма располагался местный Дом культуры.

Современность и городские легенды

По другую сторону шоссе находится современная часть города. Типовая пятиэтажная застройка (некоторые из этих домов строил МАПИД), административные здания, универмаг, банк. Есть в Узде и район коттеджной застройки. Разумеется, имеется и обязательный для маленьких городков Ленин — здесь он (миниатюрный для статуи) покрашен серебристой краской и почему-то выглядит немножечко смущенным.

Крупных предприятий в городе нет, да и машин на улицах немного. Таким образом, с работой напряженно, но есть и бонусы: свежий воздух и экологически чистые продукты в огородах и на местном рынке. Кстати, именно в Узденском районе берет начало исток реки Неман (по которому проходил древний торговый путь «Из варяг в греки»), а более трети района занято лесами. Узденцы говорят, в последние годы сюда время от времени переезжают жить россияне — относительно небогатые семьи, желающие сбежать от потрясений, работать отдаленно (или жить на накопленные сбережения) и спокойно растить детей.

Как и в каждом старинном городе, существуют здесь свои легенды. Одна из них связана с расположенными неподалеку развалинами усадьбы «белорусского Теслы» Якова Наркевича-Йодко, которая сейчас реконструируется. Местные жители рассказывают, что главная башня усадебного дома, которой удалось пережить Великую Отечественную войну, в 1994 или 1995 году была подорвана... криминальным авторитетом. Тот хотел построить в живописном месте над Неманом собственную виллу, а исторический памятник решил просто уничтожить, чтобы не мешал. Но в позапрошлом веке строили как положено, стены рухнули лишь частично, а почему прекратились дальнейшие «взрывные работы», история умалчивает.

Узденская «пирамида», склеп рода Завишей.

Склеп-пирамида — еще одна достопримечательность городка. Усыпальница в виде каменной пирамиды вроде гробниц египетских фараонов (в уменьшенном, разумеется, варианте) определяет городское кладбище с 1800 года. Она была построена магнатским родом Завишей. В те времена история, древняя религия и мистические учения Египта были в моде среди аристократов Европы. Не осталась в стороне от этой моды и аристократия Речи Посполитой, тем более что ее шляхта принимала участие в походе Наполеона в Египет. Сам подвал находится внизу, а наверху здания есть еще одно маленькое помещение — возможно, его использовали для спиритических сеансов.

Александра АНЦЕЛЕВИЧ

Выбор редакции