Вы здесь

Сложно ли работать вожатой?


Несколько лет назад, во время учебы в Лингвогуманитарном колледже Минска, я познакомилась с Юлией ДРОБЫШ. Молодая привлекательная девушка преподавала в нашей группе бизнес-английский язык. Компетентна, хорошо знала свой предмет... И в тоже время тактичная, отзывчивая, вдумчивая... Но мы полюбили ее не только за это. На занятиях учащиеся никогда не боялись задавать вопросы или высказывать свои мысли. Но дисциплины и качества знаний от этого никогда не не хватало и всегда они были на высоком уровне.


Вожатая (в центре) с отрядом.

Я закончила колледж... Юлия также сменила место работы и сейчас учительствует в одной из минских школ. Но ее пары остались в моей памяти. Дело в том, что Юлия одна из тех особ, о которых обычно говорят: «человек с огромной внутренней энергией». Наверное, из-за того, что девушка нуждается непрерывно отдавать ее людям, ежегодно, во время своего отдыха летом, она из серьезного и строгого педагога превращается в веселую вожатую, которая с легкостью придумывает кричалки, ставит творческие номера и танцует вместе с воспитанниками.

Девушка окончила факультет английского языка МГЛУ в 2016 году и получила специальность преподавателя риторики и двух иностранных языков: английского и немецкого. А в роли вожатой впервые попробовала себя на практике после третьего курса, и с тех пор каждый год работает в этом качестве на всех пяти летних лагерных изменениях.

Интересно, отличаются ли обязанности воспитателей при работе с детьми разных возрастов? Юлия рассказывает, что работала с младшими лишь однажды, когда впервые приехала в лагерь на практику... Следующие разы девушке доставались старшие отряды. Сравнив, собеседница сделала вывод, что именно ей нравится иметь дело с более взрослыми детьми.

— Когда занимаешься с маленькими, очень много дополнительных обязанностей, которые автоматически исчезают при общении с подростками. Первым приходится помогать во многих бытовых моментах, иногда у них совсем нет умения следить даже за своей личной гигиеной... За «малышей» нередко нужно делать все: и вырезать, и рисовать, и ставить танцы. Мне кажется, что в работе с ними единственный плюс: рано ложатся спать! (Смеется.) А у более взрослых ребят свое мировидение и интересы, они всегда имеют оригинальные мысли и нетипичные идеи. Предлагают, ставят номера, придумывают плакаты, кричалки, гербы и прочее.

Но и работа с подростками имеет свои нюансы. Возможно, серьезнее, чем какие-то бытовые моменты с маленькими детьми. Юлия говорит, что довольно часто первые предпринимают попытки провезти на территорию лагеря сигареты или спиртные напитки. Поэтому главная задача вожатых: чтобы подростки всегда были под присмотром и не делали опасных и вредных для здоровья дел. Постоянный контроль очень важен, так как он помогает избежать травм. Если воспитанник получает ее во время спортивных мероприятий, это считается несчастным случаем. А если что-то случилось в свободное время, когда ответственные лица не досмотрели за дисциплиной, тогда всю ответственность за травму несет вожатый. Лично у Юлии не было такого опыта, так как они с коллегами стараются не оставлять воспитанников без присмотра.

Также собеседница рассказывает, что дети из старших отрядов не всегда заинтересованы в лагерных мероприятиях. Из некоторых они просто вырастают, не хотят петь или танцевать, зависая в социальных сетях. Задача вожатой — заинтересовать и объединить отряд, показать, что проводить время можно не только в сети. У Юлии всегда получается это сделать, и напоследок изменения все прощаются со слезами на глазах.

Юлия (слева) с одной из воспитанниц.

Как вожатые помогают справиться со стрессом от расставания?

— Мы приглашаем детей снова возвращаться в лагерь. Кто-то может приехать на смены в этот же год, а кто-то встретится с повзрослевшими друзьями следующим летом. Просто говорим, что мы все будем на связи, будем переписываться в социальных сетях, обмениваться фотографиями и так далее, — делится своими педагогическими секретами Юлия.

В общем, летний лагерь часто бывает тем местом, где ребенок впервые узнает настоящую дружбу, соперничество, любовь... Вожатые в таких ситуациях становятся чуть ли не единственными, к кому можно обратиться, с кем можно пообщаться, спросить совета.

— Воспитатели очень часто помогают детям в решении психологических и эмоциональных проблем. Главное — установить контакт, вызвать доверие воспитанников, чтобы они были готовы поделиться с вами переживаниями. Но всегда нужно держаться золотой середины в отношениях. Нельзя становиться лучшей подругой, ведь все-таки должна быть субординация. Но вожатому обязательно нужно остаться тем человеком, которому дети могут доверять. А еще нужно всегда понимать, что некоторые проблемы, которые нам, взрослым, кажутся несерьезными, для подростков могут быть настоящей катастрофой.

Как признается Юлия, ей повезло, что ее работа — также и ее хобби. Она даже не относится к вожатству как к долгу, так как всегда работает в кайф и испытывает удовольствие от того, что делает. Девушка говорит, что если бы было иначе, она просто не занималась бы этим.

— Я люблю общаться с людьми, особенно с детьми. А сидеть за компьютером и бумажками мне совсем не нравится... Давно понятно: дети — это то, что мне нужно. Они заряжают меня позитивными эмоциями и вайбами, как и я их. Каждый год возвращаюсь в этот дивный мир детства, чтобы поделиться своей энергией и получить новые впечатления...

Полина ПРОКОПЕНЯ, студентка ІІ курса факультета журналистики БГУ

Фото из личного архива собеседницы

Название в газете: «Мая праца — маё хобі», або Як вярнуцца ў дзівосны свет дзяцінства

Выбор редакции

Спорт

«Даже через 40 лет семейной жизни романтика остается...»

«Даже через 40 лет семейной жизни романтика остается...»

Интервью с олимпийским чемпионом по фехтованию.

Здоровье

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Как весной аллергикам облегчить свою жизнь?

Несколько советов от врача-инфекциониста.