Вы здесь

Сложно ли работать вожатой?


Несколько лет назад, во время учебы в Лингвогуманитарном колледже Минска, я познакомилась с Юлией ДРОБЫШ. Молодая привлекательная девушка преподавала в нашей группе бизнес-английский язык. Компетентна, хорошо знала свой предмет... И в тоже время тактичная, отзывчивая, вдумчивая... Но мы полюбили ее не только за это. На занятиях учащиеся никогда не боялись задавать вопросы или высказывать свои мысли. Но дисциплины и качества знаний от этого никогда не не хватало и всегда они были на высоком уровне.


Вожатая (в центре) с отрядом.

Я закончила колледж... Юлия также сменила место работы и сейчас учительствует в одной из минских школ. Но ее пары остались в моей памяти. Дело в том, что Юлия одна из тех особ, о которых обычно говорят: «человек с огромной внутренней энергией». Наверное, из-за того, что девушка нуждается непрерывно отдавать ее людям, ежегодно, во время своего отдыха летом, она из серьезного и строгого педагога превращается в веселую вожатую, которая с легкостью придумывает кричалки, ставит творческие номера и танцует вместе с воспитанниками.

Девушка окончила факультет английского языка МГЛУ в 2016 году и получила специальность преподавателя риторики и двух иностранных языков: английского и немецкого. А в роли вожатой впервые попробовала себя на практике после третьего курса, и с тех пор каждый год работает в этом качестве на всех пяти летних лагерных изменениях.

Интересно, отличаются ли обязанности воспитателей при работе с детьми разных возрастов? Юлия рассказывает, что работала с младшими лишь однажды, когда впервые приехала в лагерь на практику... Следующие разы девушке доставались старшие отряды. Сравнив, собеседница сделала вывод, что именно ей нравится иметь дело с более взрослыми детьми.

— Когда занимаешься с маленькими, очень много дополнительных обязанностей, которые автоматически исчезают при общении с подростками. Первым приходится помогать во многих бытовых моментах, иногда у них совсем нет умения следить даже за своей личной гигиеной... За «малышей» нередко нужно делать все: и вырезать, и рисовать, и ставить танцы. Мне кажется, что в работе с ними единственный плюс: рано ложатся спать! (Смеется.) А у более взрослых ребят свое мировидение и интересы, они всегда имеют оригинальные мысли и нетипичные идеи. Предлагают, ставят номера, придумывают плакаты, кричалки, гербы и прочее.

Но и работа с подростками имеет свои нюансы. Возможно, серьезнее, чем какие-то бытовые моменты с маленькими детьми. Юлия говорит, что довольно часто первые предпринимают попытки провезти на территорию лагеря сигареты или спиртные напитки. Поэтому главная задача вожатых: чтобы подростки всегда были под присмотром и не делали опасных и вредных для здоровья дел. Постоянный контроль очень важен, так как он помогает избежать травм. Если воспитанник получает ее во время спортивных мероприятий, это считается несчастным случаем. А если что-то случилось в свободное время, когда ответственные лица не досмотрели за дисциплиной, тогда всю ответственность за травму несет вожатый. Лично у Юлии не было такого опыта, так как они с коллегами стараются не оставлять воспитанников без присмотра.

Также собеседница рассказывает, что дети из старших отрядов не всегда заинтересованы в лагерных мероприятиях. Из некоторых они просто вырастают, не хотят петь или танцевать, зависая в социальных сетях. Задача вожатой — заинтересовать и объединить отряд, показать, что проводить время можно не только в сети. У Юлии всегда получается это сделать, и напоследок изменения все прощаются со слезами на глазах.

Юлия (слева) с одной из воспитанниц.

Как вожатые помогают справиться со стрессом от расставания?

— Мы приглашаем детей снова возвращаться в лагерь. Кто-то может приехать на смены в этот же год, а кто-то встретится с повзрослевшими друзьями следующим летом. Просто говорим, что мы все будем на связи, будем переписываться в социальных сетях, обмениваться фотографиями и так далее, — делится своими педагогическими секретами Юлия.

В общем, летний лагерь часто бывает тем местом, где ребенок впервые узнает настоящую дружбу, соперничество, любовь... Вожатые в таких ситуациях становятся чуть ли не единственными, к кому можно обратиться, с кем можно пообщаться, спросить совета.

— Воспитатели очень часто помогают детям в решении психологических и эмоциональных проблем. Главное — установить контакт, вызвать доверие воспитанников, чтобы они были готовы поделиться с вами переживаниями. Но всегда нужно держаться золотой середины в отношениях. Нельзя становиться лучшей подругой, ведь все-таки должна быть субординация. Но вожатому обязательно нужно остаться тем человеком, которому дети могут доверять. А еще нужно всегда понимать, что некоторые проблемы, которые нам, взрослым, кажутся несерьезными, для подростков могут быть настоящей катастрофой.

Как признается Юлия, ей повезло, что ее работа — также и ее хобби. Она даже не относится к вожатству как к долгу, так как всегда работает в кайф и испытывает удовольствие от того, что делает. Девушка говорит, что если бы было иначе, она просто не занималась бы этим.

— Я люблю общаться с людьми, особенно с детьми. А сидеть за компьютером и бумажками мне совсем не нравится... Давно понятно: дети — это то, что мне нужно. Они заряжают меня позитивными эмоциями и вайбами, как и я их. Каждый год возвращаюсь в этот дивный мир детства, чтобы поделиться своей энергией и получить новые впечатления...

Полина ПРОКОПЕНЯ, студентка ІІ курса факультета журналистики БГУ

Фото из личного архива собеседницы

Название в газете: «Мая праца — маё хобі», або Як вярнуцца ў дзівосны свет дзяцінства

Выбор редакции

Общество

Жизненный путь Якова Крейзера. Первый комдив, получивший Звезду Героя, заслужил ее, защищая Борисов

Жизненный путь Якова Крейзера. Первый комдив, получивший Звезду Героя, заслужил ее, защищая Борисов

В начальный период Великой Отечественной войны упорные бои развернулись при обороне Борисова — старинного белорусского города на Березине.

Экономика

Цифровая экосистема платформенной экономики

Цифровая экосистема платформенной экономики

 Именно в платформенной среде будут формироваться цепочки создания стоимости.