Вы здесь

Ядерное топливо на БелАЭС загружено. Атомщики готовятся к «холодным» испытаниям


Мировая практика показывает, что энергоблоку, чтобы он заработал, нужно десять лет: от момента создания до запуска. Строительство Белорусской АЭС в этом плане идет разве что не с опережением графика. Энергетический пуск первого реактора с включением в белорусскую энергосистему запланирован в этом году на четвертый квартал. О специфике надзора и лицензирования Белорусской АЭС на этапах физического и энергетического пуска рассказали эксперты Госатомнадзора.


Деятельность в области использования атомной энергии лицензируется, так же как и все этапы жизненного цикла существования ядерной установки. Это означает, что прежде чем разрешить станции заработать, эксплуатирующая организация, получающая соответствующее решение, должна представить комплект документов лицензирующему органу. В Беларуси это Министерство по чрезвычайным ситуациям. А рассматривает документы, проводит экспертизу и принимает решение о разрешении на деятельность Госатомнадзора, обозначила Ольга ЛУГОВСКАЯ, начальник Департамента по ядерной и радиационной безопасности Министерства по чрезвычайным ситуациям (Госатомнадзора).

— В начале августа на станции начался первый этап физического пуска — загрузка свежего ядерного топлива в реакторную установку. На том этапе, на который выдано разрешение, будут еще осуществляться процедуры, связанные со сборкой реактора. Сейчас АЭС работает в рамках лицензии на создание и в рамках лицензии на обращение с топливом. А вообще, процесс экспертизы и рассмотрения документов очень длительный. Начался он еще в 2017-м, когда АЭС предоставила комплект документов на получение соответствующего разрешения.

Например, комплект документов, определяющий безопасность, включает в себя отчет об обосновании безопасности, программу качества, необходимые техрегламенты и прочее. После рассмотрения этих многотомных документов экспертная организация даст заключение о соответствии всех реализуемых проектных решений и готовности самой станции выполняют свою функцию.

— Следующий этап, позволяющий нам вынести комплексное решение о возможности выдать такое разрешение, — это оценка соответствия. Рассматриваются документы, представляющие АЭС, свидетельствующие, в частности, о готовности эксплуатирующей организации выполнять соответствующие работы. А также результаты целевой инспекции, которая рассматривает физическую готовность объекта, выполнение всех требований на площадке, проводит техконтроль, собеседования с руководителями эксплуатирующей организации. Таким образом выносится второе заключение, касающееся уже непосредственно площадки станции. На основании этих двух разбирательств выносится общее решение о возможности выдачи АЭС соответствующего разрешения.

Ввод первого блока АЭС в эксплуатацию — самый важный этап в создании станции, который сейчас уже осуществляется на площадке. Первая из четырех его составляющих — поэтапные испытания и опробование систем и оборудования на их соответствие проектным параметрам без ядерного топлива. Второй — физический пуск, представляющий собой те же испытания, но уже при загруженном в реактор топливе. Третий — энергетический пуск — включение турбоустановки и соответствующие испытания. Четвертый — опытно-промышленная эксплуатация — комплексное опробование всего оборудования, рассказал Виген МАРУХЯН, начальник управления регулирования ядерной безопасности Госатомнадзора:

— Этап физического пуска разделен на три фазы: загрузка топлива в реактор, «холодные» гидравлические испытания при температуре ядерной установки до 130 0С и «горячее» испытание при подключенном оборудовании и температурой теплоносителей, которая может подниматься до 180 0С. Однако при всем этом не будет проводиться теплоотвод, так как все регулирующие стержни опущены в низ реакторной установки и процесс теплообмена не происходит.

Законодательством на площадке создания БелАЭС установлен режим постоянного надзора. Контрольно-надзорные мероприятия проводятся там по отдельному законодательному акту, а Госатомнадзор разместил собственный отдел с шестью рабочими местами, рассказал об особенностях этапов ввода Белорусской АЭС в эксплуатацию Максим МАЗУРЕНКО, начальник управления организации надзора за ядерной и радиационной безопасностью ядерных установок Госатомнадзора:

— Одна из особенностей существует в плане организации проверок. Перед каждым этапом проводится целевая проверка оценки готовности площадки к его началу. Во время хода этапа также идут проверки. Специфика в том, что много усилий отдается профилактической работе. Мы также задействуем наши организации технической поддержки, чтобы у наших инспекторов была какая-то экспертная поддержка. И еще одна специфика — значительный документооборот.

Сейчас на станции завершена первая фаза физического пуска (загружено ядерное топливо), вторая начнется, когда АЭС пришлет в Госатомнадзор сообщение о своей готовности к гидравлическим испытаниям.

С 17 по 19 августа эксперты Московского центра Всемирной ассоциации организаций (СОО АЭС), эксплуатирующие атомные электростанции, провели партнерскую предпусковую проверку первого энергоблока БелАЭС, сообщила пресс-секретарь Минэнерго Ольга КОЗЛОВИЧ:

— Проверка проводилась по наиболее важным направлениям производственной деятельности эксплуатирующей организации для оценки готовности оборудования и систем энергоблока к безопасному пуску и дальнейшей эксплуатации.

Эксперты не выявили недостатков, которые могли бы стать препятствием для пуска. Специалисты СОО АЭС отметили значительный прогресс в организации деятельности АЭС по обеспечению и контролю надлежащего состояния оборудования и систем, важных для безопасности, а также улучшение по всем проверенным направлениям производственной деятельности.

Ирина СИДОРОК

Выбор редакции

Общество

«Ядерная» карьера. Как готовят будущих атомщиков

«Ядерная» карьера. Как готовят будущих атомщиков

Почему настолько важна высокая квалификация персонала для работы на атомной станции?

Культура

Как исчезло продолжение романа Янки Неманского «Хищники», посвященного судьбе рабочих стеклозавода

Как исчезло продолжение романа Янки Неманского «Хищники», посвященного судьбе рабочих стеклозавода

Белорусский академик работал грузчиком в порту и подарил Минску трамвай.