22 октября, четверг

Вы здесь

Владимир Басалыга: «Я всех вас люблю!» Исповедь души и онтология современного графика


На днях в Республиканской художественной галерее «Дворец искусства» состоялось открытие персональных выставок художников-графиков Владимира Басалыги и его сына Андрея. Их работы впервые презентуются вместе, хотя у каждого за плечами долгий путь в профессии. Накануне «Звязда» встретилась с организаторами выставки, директором Республиканской художественной галереи Александром Зинкевичем и художником Андреем Басалыгой, чтобы узнать подробности и вспомнить важные моменты творческих биографий.


Работа «Костел в Ивенце» из серии «Памятники зодчества Беларуси».

— У нас открывается несколько выставок, которые будут ждать своих посетителей до 17 сентября. Увидим параллельно произведения Владимира Басалыги и Алеся Марочкина. Творчество их, поскольку они художники одного поколения, во многом схоже по тематике: авторы обращаются к теме национального возрождения, и поэтому, думаю, органично дополнят друг друга, — делится директор УП «Республиканская художественная галерея» Александр Зинкевич. — Владимир Самойлович принадлежит к числу ярких представителей белорусской школы графики, которая была и остается уникальной и перешла в новые поколения. Именно в окружении художников того времени формировалась интеллектуальная среда, в которой обращались к белорусской истории, к нашей идентичности, а потом это находило отражение в творчестве.

Выставка, где можно будет вспомнить или заново открыть для себя творчество Владимира Басалыги, носит название «Моя исповедь». К сожалению, в начале лета на житейском небосклоне погасла звезда Владимира Самойловича, но созданное им навсегда осталось в сокровищнице белорусского искусства.

Художник родился в Слуцке и там же начал тянуться к краскам. Сначала занимался в городской студии изобразительного искусства, потом поступил в Минское художественное училище имени Глебова. Затем его ждала работа главным художником управления художественной промышленности, а впоследствии и художественного фонда БССР. Параллельно Владимир Самойлович регулярно участвовал в республиканских и всесоюзных выставках...

— Отец был всегда чрезвычайно скромным человеком. Это его первая настолько масштабная выставка в Минске, но, к сожалению, посмертная. Ведь даже во времена, когда он возглавлял Союз художников, таких выставок у него не было. Несколько месяцев папа не дожил до этого события, но мы давно вместе его готовили, потому что хотели совместно выставиться. Обращались даже с таким предложением в один из наших музеев, но нам отказали, аргументировав это отрицательным отношением к династичности в искусстве. Однако если бы выставился только отец, то разрушилась бы вся затея, поэтому отложили свою идею до более благоприятных времен. А теперь, наконец, появилась возможность совершить задуманное в том виде и в том объеме, как мы планировали, — говорит Андрей Басалыга. — Поскольку творчество отца сейчас уже можно рассматривать с позиции, что оно завершилось и имеет определенные рамки, то и в концепции мы стремились показать его целостность и монументальность. Это уже — взгляд художника на свое творчество и пройденный путь, где что-то получилось, а что-то нет, где какие-то акценты не были проставлены, а другие, наоборот, проявились ярче, чем ожидалось. Мы представили своеобразный финал творческого пути отца.

Объединенные искусством — сын и отец Андрей и Владимир Басалыги.

На выставке посетители смогут ознакомиться с самыми разными произведениями, вышедшими из-под кисти Владимира Басалыги. Всего будет представлено около 50 работ каждого из художников. Владимир Самойлович работал в техниках литографии, линогравюры, акварели. Его работы, полагаю, может вспомнить каждый, ведь они использовались в оформлении школьных учебников, словарей, книг Петруся Бровки, Владимира Короткевича, Максима Танка. Преимущественно его произведения тематически связаны с историко-культурным наследием Беларуси. Здесь можно упомянуть и серию «Помнікі дойлідства Беларусі» (1977-1984), «Мова наша родная» (1987-1990) и другие. В технике цветной литографии создал художник и работы, посвященные памятникам истории и архитектуры города, в котором родился. Среди них, например «Николаевский собор», «Слуцкая женская гимназия» и другие. При жизни выставки его картин проводились не только в Беларуси, но и за рубежом — во Франции, Польше, Индии, США и ряде других стран.

— Доминантой отцовской выставки будет его самая известная серия «Помнікі дойлідства Беларусі», но вся выставка проникнута атмосферой любви к Беларуси, ее архитектуре, национальной поэзии и наследию. Потому что именно это являлось стержнем в его творчестве на протяжении всей жизни, — замечает сын художника.

В 1991 году Владимир Басалыга был отмечен за личные достижения в области изобразительного искусства медалью Франциска Скорины. Кстати, именно Басалыга отыскал работы художницы Елены Киш, которые долгое время были неизвестны, и 11 из них передал в Заславский музей. Между тем всегда интересно узнать, какой был творческий человек в других своих жизненных ролях. Поинтересовалась у моих собеседников, чем им наиболее запомнился Владимир Самойлович.

— Мы все росли на улице Сурганова в Минске, там было место, где жили художники и где находились их мастерские. Я знал Владимира Басалыгу в разные периоды его жизни — и когда мы детьми играли с его племянником, и когда он был деканом художественного факультета Белорусской академии искусств, и когда возглавлял Союз художников. Учитывая, что каждый раз формат нашего общения был разный, Владимир Самойлович всегда открывался передо мной по-новому. Но всегда это был интересный собеседник, и в нем, как и в людях его поколения, чувствовалась неповторимость, — вспоминает Александр Зинкевич.

— Вся его жизнь — словно один большой урок для меня, хотя не было никаких случайных фраз или поучительных разговоров. Между нами просто неразрывно происходил обмен жизненным опытом, даже на подсознательном уровне, — добавляет Андрей Басалыга. — Наиболее благодарен я отцу за то, что он научил меня быть открытым, честным и доверять людям, с которыми связываешь свой жизненный путь. Важный момент тоже трудолюбие, ведь сколько тебе ни дано Богом таланта, но это только десять процентов успеха, все остальное — работа. Очень важно, что папа не стремился мне ничего навязывать в профессии, а позволил выбрать свою дорогу. Также он не стеснялся и не скрывал свои искренние чувства к нашей матери и к нам, своим детям. И ушел тоже со словами «Я всех вас люблю!»

Знаково, что одновременно зрители могут зайти и на персональную выставку Андрея Басалоги, приуроченную к 50-летнему юбилею Творца, под названием «Онтология» (в переводе как «философское учение о бытии». — Авт.). Ведь, как отмечают искусствоведы, хотя «сегодняшний день дает искусству новые потребности, но глобальная суть творчества этих двух представителей разных поколений белорусской школы графики от того не меняется. Сейчас, как и в 1980-х, актуальным остаются темы культуры, истории, гражданственности, осмысления человеком достоинства своей личности. Острота их звучания в работах Андрея и Владимира Басалыг одинаково сильна».

Елена ДРАПКО

Фото из семейного архива художниов Владимира и Андрея Басалыг


Выставки будут работать каждый день, кроме понедельника, с 11.00 до 19.00 до 17 сентября. Посетителей ждут экспозиции художников «Моя исповедь» Владимира Басалыги и «Армагеддон» Алеся Марочкина, «Онтология» Андрея Басалыги и «Мысли, образы» скульптора Ольги Мурашко.

Выбор редакции

Экономика

Цифровая экосистема платформенной экономики

Цифровая экосистема платформенной экономики

 Именно в платформенной среде будут формироваться цепочки создания стоимости.

Общество

Председатель МТРК «Мир»: Мы нравимся людям, потому что делаем понятный продукт с понятным позиционированием

Председатель МТРК «Мир»: Мы нравимся людям, потому что делаем понятный продукт с понятным позиционированием

«За все время, что МТРК «Мир» ведет свою деятельность, мы невероятно выросли».

Общество

Нейрохирург о том, как избежать инсульта, избавиться от стресса и почему мы болеем раком

Нейрохирург о том, как избежать инсульта, избавиться от стресса и почему мы болеем раком

«В Беларуси пациент не всегда прислушивается к врачу, даже если требуется серьезное лечение».