28 октября, среда

Вы здесь

Владимир Степан: Каждый, кто пишет, ценен и нужен


Владимир Степан известен в разных ипостасях — писатель, журналист, киносценарист, художник. Со своим сборником короткой прозы «Хвалі» автор в этом году признан лучшим в номинации «Проза» Национальной литературной премии. Мы расспросили в Творце о его подходе к выбору жанра, отношении к коллегам по цеху и своей аудитории.


— Вас называют «мастером короткого жанра». Чем обусловлен выбор писать в таком формате?

— Мне хотелось бы писать длинные тексты, но когда начинаю, то после первых предложений уже сокращаю. Десять предложений превращаются в два-три, а бывает и одно из пяти слов. Почему так — не могу объяснить. Тексты — как прозаические, так и поэтические — получаются короткие. А вот читать люблю книги длинные. Переживаю, когда до окончания остается несколько страниц. Хотелось бы, даже пробовал сколько раз, написать длинный текст, но не получилось. Читатели этого не знают и считают, что я «мастер в коротком жанре».

— Чувствуете ли конкуренцию и как относитесь к ней?

— Настоящей конкуренции я не чувствую. И не потому, что я такой «мастер» и лучших нет. Здесь — другое. На белорусскоязычном литературном поле сегодня не так много писателей. Каждый, кто пишет, ценен и нужен.

— Что сегодня вас наиболее беспокоит и на чем сосредотачиваете свое внимание как писатель?

— Сегодня меня волнует то же самое, что волновало и тогда, когда я только начинал писать. Желание создать хороший текст. Написать его так, чтобы слова трогали, заставляли думать, переживать, упоминать свое личное. Написать такой текст трудно, а потому пишу медленно. Мало когда бываю доволен результатом.

— Как в наше время социальные сети влияют на творчество и читательский выбор?

— Социальные сети дают возможность каждому пользователю почувствовать себя поэтом, прозаиком, драматургом и так далее... Тех, кто пишет интересно, — читают больше. Потом происходит отбор. Но так было и раньше, с литературными журналами. Социальные сети-быстрая связь автора с читателем и возможность почти мгновенного реагирования. С одной стороны это хорошо, но есть в этой скорости и отрицательное. Мгновенная реакция не всегда верна. Самое главное — ощущение собственного читателя. Заинтересованного и неравнодушного...

— По вашему мнению, что должен иметь и уметь писатель, чтобы его слово не осталось неуслышанным?

— Все то время, что пишу, — чувствую себя не учителем, который знает ответы на разные вопросы, а не очень опытным учеником. Поэтому приходится много читать, чтобы увидеть, как пишут настоящие мастера, и учиться. Перечень тех, кого читаю и перечитываю, — длинный, список фамилий займет не одну страницу. Есть в нем и белорусские писатели, и зарубежные, древние и современные.

— Какими принципами руководствуетесь в своем творчестве?

— Основной принцип моей литературной деятельности — писать так, чтобы было интересно мне и читателю; так, чтобы у него возникали те же чувства и мысли, что и у меня.

— Кто они — читатели ваших книг?

— Многих своих читателей знаю, потому что они мне пишут отзывы, некоторые просят автограф на новой книжке. Встречаемся, подписываю, говорим. Они разные, но большинство — образованные, неравнодушные к жизни люди. Их волнуют те же «вечные» вопросы, что и меня.

— Печатной книге неоднократно пророчествовали исчезновение. Как считаете, почему прогнозы не сбываются и что нас ждет в перспективе?

— Об исчезновении печатной книги говорить пока рано. Слишком долго человечество шло к ее созданию, совершенствовало ее. Отказаться от печатной книги лично мне пока не приходится. Бумажную книгу читаю с большей охотой и удовольствием. Хоть что на бумаге, что на мониторе — те же слова и предложения.

Елена ДРАПКО

Название в газете: «Кожны, хто піша, каштоўны і патрэбны»

Выбор редакции

Общество

Дороги Беларуси оценят в звездах. ​Система помощи водителю, «искусственное зрение» и нулевые выбросы СО2

Дороги Беларуси оценят в звездах. ​Система помощи водителю, «искусственное зрение» и нулевые выбросы СО2

Независимый институт аудиторов дорожной безопасности будет создан в Беларуси.

Культура

Призраки белорусских стен. Балы в разрушенном замке

Призраки белорусских стен. Балы в разрушенном замке

Бона Сфорца не была в Белом Ковеле, но танцует там в виде призрака.